Как раз к "великой дате основания УПА" закончил составлять
мнение по белорусской партизанской части событий, относящихся к возникновению этого, вероятно, самого мощного антисоветского движения в послевоенной восточной Европе. Еще сравню с АК, но пока впечатление: УПА превзошла АК по численности бойцов, ожесточенности сопротивления, охваченной боевыми действиями территории, и особенно по историческому значению.
***
Понятно, почему победоносная оранжевая революция празднует дату основания УПА. Думаю, это в основном из области политической психологии, а не борьбы идей: победитель закрепляет победу, максимально грубо унижая побежденного. Оранжевая Украина по сути своей никакого отношения с идеям, за которые воевала УПА, не имеет. Оранжевую Украину связывает с идеологией УПА только форма, на которую ориентированы революционеры: построение украинского по национальной идеологии украиноязычного государства. Но в остальном и это главное, а не форма, разница между оранжевой Украиной и идеалами УПА принципиальны: оранжевая Украина не "исповедает" социализма, не строит открыто декларируемое этнократическое общество, не предполагает последовательно независимой внешней политики. Оранжевая Украина - это проект в контексте европейской интеграции, где национализм всего лишь используется как таран для сокрушения "русофильских" или постсоветских сил, дабы обеспечить быструю интеграцию Украины в уже сложившиесмя структуры ЕС и НАТО. Так произошло в Восточной Европе после "бархатных" революций в начале 90-х. Конечно, игра с национализмом чревата эксцессами и в том числе ростом реального неонацизма. Но в принципе, речь идет об ином.
В этом смысле празднование годовщины основания УПА просто пи-ар акция, нацеленная на использование сохраняющихся в основном в западной Украине стереотипов оносительно УПА, средство манипуляции общественным сознанием части населения Украины.
Между тем кому-то же надо осмысливать украинскую реальную историю с позиций, например, украинского народа всерьез. Не все же сводить к пи-ару и использованию предрассудков и стереотипов самых отсталых в плане урбанизации и т.д. регионов страны.
Я уже высказывался несколько раз по своему отношению к УПА. Но сейчас хочу еще раз, уже по итогам 127 заметок - статей на эту тему. Все таки остаюсь при мнении, что создание УПА было трагической ошибкой украинского национализма. Понятен антикоммунизм той части украинских "активистов", которые пошли на создание УПА и развязывание партизанки посредством ее. В рамках СССР Украина могла быть только советской. Все остальные варианты украинской культуры и их активных "носителей" ожидала в основном смерть. Но, ведь, вопрос про исчезновение Украины тем не менее не стоял. В рамках советского варианта культуры и идентичности Украина сотавалась существовать и вместе с тем оставалась историческая возможность вернуться к некоммунистическим проектам развития Украины когда-нибудь в будущем. Далеко не первый раз в истории Украина лишалась политической независимости. Ничего необычного для украинской культуры в этом плане не было. Никакой необходимости втягивать полстраны в жестокую бесперспективную войну против Совсеткой Армии из факта торжества УССР вместо "Украинского государства" не следовало.
Кроме того, самая страшная в истории Украины угроза - реализации плана "Ост" - была ликвидирована все таки не силами УПА. Моральное право на реализацию своего проекта Украины полностью и справедливо имела именно украинская советская идентичность и совесткая политчисекая форма органзации украинского государства. Иная политическая стратегия защиты украинцев от нацистов - интриги и хитрости ОУН в отношениях с нацистами или партизанка УПА, которая во время войны в основном была фактором пронемцеким по своему влиянию на ход боевых действий в войне - оказались мало эффективными. С точки зрения украинского даже национализма, если он последователен, по-моему, надо просто признать: спасение украинского народа от расового строя было обеспечено советским вариантом украинской идентичности, им как частью общего совсеткого "проекта", коммунистами в конечном счете. Впрочем, это касается всех восточно-европейских народов, даже просто - всех европейских народов, евреев, к слову включая. Разве что с нюансами относительно тех народов, освобождению которых непосредственно поспособствовали союзники (украинцы к ним не относятся, украинцы были спасены и освобождены Советской Армией и приняли участие в войне против нацистов прежде всего на сторона СССР, не союзников).
"Проект УПА" не только был странным, абсурдным с точки зрения основного противостояния сил в войне и основной проблемы украинского народа в ту войну - не быть порабощенными расовым режимом Германии. "Проект УПА" на деле привел к дополнительным и непростительным потерям украинского народа в ходе той войны. Именно в результате действий УПА Украина как страна, украинцская культура, украинцы как народ:
- лишние полгода-год находились под немецкой оккупацией. Советская Армия в 43-м году остановилась под Ковелем. В некоторые моменты сражений на восточной Украине в 43-м году СА могла действовать быстрее, если бы партизанц в западной Украине были бы более массовыми, не отвлекались на войну против УПА и сумели бы параллизовать немцекие коммуникации так, как эжто удалось совсетким партизанам в Беларуси в 44-м году, когда развернулась операция "Багратион". СА вполне могла в 43-м году в таком случае, например, избежать поражения под Харьковом, форсирование Днепра могло бы быть более быстрым и обойтись без всяких "битв", как это произошло в 44-м году в Беларуси. СА в 43-м году вполне могла остановиться близ Варшавы, дабы "подтянуть тылы".
Это означало, что Украина была бы освобождена гораздо меньшей кровью и разрушений было бы меньше. Те миллионы людей, которых вывезли немцы в Германию в 43-м году в основном остались бы на месте. Не было бы той сильной резни с поляками, в которой погибли сотни тысяч людей. Потери от антипартизанских действий немцев не были бы слишком высоки, т.к. происходили бы в тени быстрого наступления СА. Не было бы такого огромного количества коллаборантов и бойцов УПА, которые подвергались репрессиям со стороны Советской власти. Немцы просто не успели бы столько набрать в свою "Дивизии СС "Галичина" и т.п. подразделения.
- В результате действий УПА против поляков Украина лишилась "Закерзонья". тысячу лет, в некоторых случаях более тысячи лет украинцы или их непосредственные предки жили в Перемышле, Холме, Дрогичине-над-Бугом (оставим в стороне спор с белорусами). Как ни складывались отношения с поляками, а украинцы оставались жить там "всегда". А сейчас их там в общем нет. И виновата в этом УПА. СССР не предполагал энической чистки такого масштаба. 1939-1941 гг. - тому доказательство. Ситуация в Беларуси-Литве-Латвии после войцны - доказательство того же. при всех перемещениях народов, ничего принципиального в этом смысле не произошло. Если бы "проекта УПА" не было, тогда в Западной УКкраине, Закерзонье включая господствовали совесткие партизаны. И никакой масштабной межэтничсеккой войны бы не было. Максимум, что могло произойти, это война между советскими партизанами и АК, наподобие той, что прошла в Западной Беларуси. Эта война не привела к большим этническим чисткам и геноциду.
Если бы не УПА, украинцы жили бы сейчас за Бугом.
Более того, если бы украинцы жили за Бугом, то при перераспределении новых границ совесткая Западная Укриана могла бы претендовать на более западную границу, чем вышло. Если бы советские партизаны серьезно действовали под Холмом и Перемышлем в 43-м году, вряд ли ПНР получила бы эти земли так просто, как вышло в итоге. И Белосток тоже мог бы остаться в составе СССР. Необходимости в использовании польского национализма против УПА у Советского Союза бы не было... А ПНР без Перемышля, Белостока, и Холма - это уже совсем иная Польша. Это уже - полное доминирвоание в регионе Украины и совесткой украинской культуры. Советская Западная Украина, если бы она стала совесткой в 43-м году, т.е. если бы не УПА стала бы основной культурой, наследующей исторической Польше. И, кстаити, были же в это время проекты послевоенного переустройства, когда Украина получала земли чуть ли ни всей южной Польши и контролировала Словакию с Чехией. пусть этот проект - перебор, но смысл и большой масштаб возможного расцвета западноукраинской культуры, если бы не была УПА, в ее советских формах -ясен.
УПА виновата в крахе возможного украинского доминирования в центральной Европе после войны и в потере Украиной "Закерзонья".
- УПА спровоцировала колосаальную межрегиональную вражду в Украине. Если бы УПА не было, совесткие партизаны в 43 году полностью контролировали бы Волынь и Полесье, а также - бОльшую часть Закерзонья и - наверняка, Карпаты с Буковиной. Рейдовые соединения быстро нарастили бы свою численность, как этоп роизошло на Полесье, а партийное руководство подпольных обкомов - свой вес на уровне руководства УССР. Галиция была бы охвачена партизанкой в меньшей степени, примерно в такой.в какой была охвачена в реальной истории Волынь. Но и в Галиции совестких партизан было бы много. По мере движения СА на запад уже в 43-м году совсетьские партизаны сдвинулись бы по немецким тылам на запад в Польшу, Словакию, чехию. Так было на деле дажепри небольших относиетльно партизанских соединениях в 44-м году. А если бы эти соединения вобрали бы в себя пусть не всех тех, кто пошли в УПА, пусть 50 тысяч чел, пусть не 200 тысяч? какая там резня украинцев поляками... Никакой резни... Какое выселение украинцев. какие "операции Висла"?
Совесткие партизаны Западной Украины были бы одним из основных факторов освобождения Украины от нацистов и именно к ним перешла бы власть в освобожденных областях Западной Украины. Так и происходило на Волыни и Полесье. Но если бы совсеткие партизаны в Западной Украине насчитывали к моменту освобожджеония 100-300 тысяч человек, а это было реально, если бы они действовали в западной Галиции и подляшье с Карпатами всерьез,тогда бы в руках партиазанских обкомов оказалась власть над территорией куда беольшей, чем Волынь с Полесьем. И отношение к ним было бы куда серьезнее. Западная Украина и большая частть центральной Украины получили бы политчисекий класс после войны, соаставленный из этих сплоченных партизан. Так произошло в БССР после войны. Так могло произойти в Украине. Именно УПА не дала возникнуть сплоченному украинскому полиитчисекому классу после войны и именно "проект УПА" привел к нынешнему региональному расколу Украины.
И все это - на фоне меньших людских и материальных потерь в силу более быстрого изгнания немцев. Если бы не УПА...
- именно УПА спровоцировала почти полное исчезновение украинской идентичности на западном Полесье и Подляшье. Антинацистское сопротвилдение тут сопровождалось не только ростом влияния совсетких партизан, но переходом от неопределившейся этнчисекой принаджлежности, от колебаний между украинскость и белорускостью к белорускости. Те, кто чувстсвоали себя иначе, независимо от того, на какой языке-диалекте говорили, погибли вместе с УПА или были выселены в рамках "операции Висла". Успех полонизации католиков на Подляшье, переход правосавных к четкой белорусской идентичнсоти - это следствие провала именно "проекта УПА". А это, между прочим, весьма большие пространства и совсем иная конфигурация украинскости в Европе.
Благодаря "проекту УПА" Украина и украинский народ, украинская культура сократились в Европе раза в два по площади и потеряли перспективу доминивроания в Волсточной Европе. Украина не стала единой мощной политической нацией, а украинский народ понес просто колоссальные и что особенно должно быть обидно с точки зрения украинского, как я думаю национализма, бессмысленные потери.
Я уж не говорю про то, что УПА своим возникновением и боевыми действиями в период войны объективно в пользу нацистов создала очень опасный комплекс идей и символов, связывающих украинский национализм с нацизмом слишком сильно. не стоит слишком радоваться , празднуя дату основания УПА. Антироссийский компонент этого "праздника" - все менее актуален. Россия уже не та и угроза с ее устороны украинскости - все менье. А, вот, предстоящая новая денацификация "восточной европы", которая обязательно придет из "старой Европы" - это угроза посильнее. Радость 14.10 прикрывает переход к очень зависимому развитию, когда Украина потеряет миллионы людей, мигрирующих в "старую Европу" с концами. И т.д. Последствия для Украины от такой формы интеграции в Европу могут превзойти все совсеткие "негативы". А, вот, сопротивляться столь низкому статусу в европе своей культуры и страны при выращенном собственными руками "неонацизме" внутри своей культуры будет - сложно. На каждый трепыхание справедливо найдется свой "бабийяр" и обратиться отмываясь к совесткой традиции, апелирвоать к тому что бы ло на деле, к тому что Украина была одной из наиболее мощно вложившихся в разгром нацизма наций и потому - равноправна с моральнйо точки зрения в Европе - будет невозможно.
Апологетика УПА очень глубоко деморализует украинскую культуру и традицию, мешает выстроить украинскость через последовательный антинацизм. В то время как остальные европейские компоненты украинства - "антирусский" украинский язык и т.д. - выглядят на общем европейском культурном фоне блекло, в Европо хватает и иных, давно и хорошо сложившихся наций. Сейчас время строить восточноевропейскую региональную солидарность, чтобы "новая европа" могла отстаивать свои права перед "старой". польша обратилась к напоминанию о вине Германии за людские потрееи в той войне и т.д. - это еще работает и, видимо, долго еще будет работать как аргумент. Ибо Польша как антинацуистская сила может аппелирвоать к традиции АК или даже неудачного "Рыдз-Смиглы". Но выстроить последовательный морально оправданный в Европе союз "новоеропейцев", апелирующих к традиции коллаборантов или странной организации вроде УПА, и претендовать при таких ценностях на внутреннее региональное единство и признание в Европе - думаю, малореально. Только востребованому в силу конъюнктурных соображений политическая антирусскость спасает Украину и большинство иных восточно-европйеских стран от постановки вопроса о моральности их нынешних ценностей, столь глубоко в послелднее время привязываемых к сомнительному околонацистскому или околоколлаборантному как бы "прошлому".
УПА - это очень трагическая история дегенерации романтиков, создаваших с конца 19-го ст. крупнейшую восточно-европейскую нацию. Их иррационализм и верность своим мечтам и персональному творчеству вошли в противоречие с интересами того самого народа, из которого они жаждали сотворить нацию, и они выбрали свои мечты, а не свой народ. Впрочем, все восточно-европейские народы и их националисты таковы. Украинский национализм, породивший УПА, исключителен только в силу масштаба своего проекта и масштаба негативных последствий для своего народа, вызванных этим проектом. УПА - это вообще, тема, которую, по-моему, надо оставить только для внутренних украинских дискуссий. Как элемент массовой идентичности и государственной идеологии - это ядовитый сыр, который к тому же еще и в мышеловке.