Via joanerges Стойко держался полицай на допросе заместитель Шухевича в качестве командира сотни в 201-м батальоне (А.А.Луцкий)
Значит: скрывали от местного населения, что были легионом ОУН, вызывали симпатии местного населения, нопри этом проводили антипартизанские акции и "агентурную разведку".
Есть неточности, но вообще впервые вижу:
- украинский батальон сначала останавливался в Минске, и в Минске получил подчинение военным и был направлен именно в 201 охранную дивизию под Лепель. До того, значит, подчинение было абверу? Хм. Есть над чем подумать.
- Батальон действовал в районе Лепель, Ушачи, Бешенковичи. Это гораздо шире, чем та территория, которую описывает Побегущий :) Правда, с другой стороны, другие источники говорят про 7 "лесных гарнизонов", а не 4 места дислокации. Но это - решаемо, возможно, он просто помнит лишь про 4 сотни, составлявшие батальон и места дислокации их командиров. В батальоне было 650 человек. Лепель и Ушачи по партизанам все более менее понятно. А, вот, Бешенковичи надо посмотреть... Это - еще один соседний с Лепельским район.
- Ничего про "охрану штаба генерала Якоби" и все, что с этим связано. Ничего про отношения с партизанами. Ничего про операции партиазн. Чисто оправдывающий текст перед следователями: ничего не знаю, человек простой, люблю Украину, идеалист-романтик, спросите Побегущего или Шухевича. Хотя мог и действительно ничего не знать, а что и плохо помнить.
- Ничего себе: Шухевич ездил в отпуск в 42г. хм... и при Шухевиче, стоявшем возле самого Лепеля, находилось всего лишь 90 человек. Где остальные, если в батальоне на 650 чел. было 4 сотни (подразделения)? Это то, что Побегущий говорил: многие постоянно ездили "на Украину на Волынь" и не хватало бойцов выполнять боевые задания на местах? У Шухевича. смотрю, чуть ли ни половина солдат постояно отсутствовала, если в сотнях было народу по-ровну. Чем они занимались "на Укране на Волыни"?
Сегодня ознакомился с протоколом допроса руководителя УПА-Запад Луцкого Александра Андреевича, произведённым 31 июля и 1 августа 1945 года в следчасти НКГБ УССР.
Приведу отрывки из протокола.
"В начале мая 1941 года, по распоряжению ЛЕБЕДЯ, я вместе с ШУХЕВИЧЕМ, "ШЕЛЕСТОМ" и другими членами ОУН из Кракова выехал в гор. Нойгамер, где формировался легион им. Коновальца с тем, чтобы занять в этом легионе командные должности. Шухевич, в частности, выезжал сюда как командир, а я - как один из офицеров легиона.
Однако, после приезда немцы не посчитались с нами и в легионе назначили весь свой командный состав,т.е. немцев, а нас, прибывших сюда, в том числе меня и Шухевича и других, зачислили рядовыми.
После непродолжительной военной подготовки в Нойгамер, я, ШУХЕВИЧ и другие, прибывшие из Кракова, немцами были назначены командирами отделений.
Мало того, что нас лишили командного положения в легионе, немцы перед началом нашего выступления на восточный фронт прислали в легион сотню немцев...
27 июня 1941 года немцы перебросили нас в район гор. Львова, а 29 июня, после того, как части Красной Армии оставили гор. Львов, легион наш в город вошёл первым.
Во Львове мы находились около 10-15 дней на казарменном положении с запрещением выходить в город. Затем нас перебросили в г.Грималов, Тернопольской области, а оттуда в Винницу. После однодневного пребывания в Виннице, немцы легион им. Коновальца возвратили в г.Нойгамер (Германия).
За всё время легион участия в боях с Красной Армией не принимал, если не считать случайного столкновения одной из групп легиона с частями Красной Армии под Браиловым.
В гор. Нойгамер немцы легион разоружили, запретили отпуска и переписку с родными и продолжали с нами военную учёбу.
Так было до октября 1941 года, после чего объявили, что мы переходим в распоряжение полиции, так называемой, "Орднунгс-полицай"...
В марте 1942 года по окончании учёбы легион им. Коновальца был переименован в "шуцман-шафтц-батальон 201" и переведён в гор.Минск...
Перед отправкой в Белоруссию у всех участников легиона немцы отобрали подписку о том, что мы обязуемся служить в "шуцман-шафтц-батальоне 201" до конца 1942 года и уже в Минске объявили, что батальон как полицейский орган, входящий в систему "СС" - унд полицай" , должен:
1. Участвовать в операциях против советских партизан.
2 Охранять военные объекты (мосты, фабрики, склады) от нападений советских партизан.
В связи с тем, что районы Белоруссии были значительно охвачены влиянием советских партизан и немцами были объявлены военной зоной, наш ...батальон 201 был передан в ведение немецкого военного командования.
В середине апреля 1942 года из Минска нас перевезли в гор. Лепель, где разделили на четыре группы. Каждой группе определили особо важные объекты для охраны, но в первую очередь нам была поставлена задача по борьбе с советским партизанским движением в районе гор. Лепель, Ушичи, Беженковичи.
Я лично с одной из групп легиона, примерно, до 90 чел. находился южнее гор. Лепель в селе Веливщине, где участвовал в охране дорог, охранял передвигавшихся по дорогам представителей немецкого командования, выезжал неоднократно на операции по ликвидации советских партизан. Кроме того, в наши функции входило: разведка, как путём агентуры, так и официально по выявлению советских партизан и пресечению их действий.
При получении соответствующих сведений мы на месте своими силами принимали меры против партизанского отряда, или же, если это нам было не под силу, сообщали в штаб легиона...в гор. Лепель.
Группой, в которой нходился я, как командир взвода, командовал Шухевич, заместителем которого при его выездах в штаб или отпуск, оставался я...
Командиром батальона являлся майор польской армии Побигущий Евгений
...Офицером информации при Побигущем был капитан немецкой армии МОХА, который по существу являлся командиром легиона...
Командиром первой сотни был Шухевич Роман...
Командиром второй сотни являлся капитан БРИГИДЕР...
Командиром третей сотни был капитан СИДОР ВАСИЛИЙ, псевдоним "Шелест"...
Командиром четвёртой сотни являлся Павлюк Владимир...
С первых дней пребывания легиона на Востоке, Главному "Проводу" ОУН стало ясно, что его надежды на легион, как ядро будущей украинской армии, не оправдались.
Немцы не только не дали нам самостоятельности, а наоборот отодвинули на последний план.
Поэтому от ЛЕБЕДЯ Николая, который в то время являлся руководителем Главного "Провода" ОУН, было получено указание - находясь на востоке, т.е. в Белоруссии, тщательно скрывать от местного населения, что мы являемся членами организации украинских националистов, что мы - бывший легион Евгения КОНОВАЛЬЦА, тем самым скрывать компроментирующую ОУН связь с немцами. Мы должны были выдавать себя за украинцев, насильно мобилизованных немцами. Во взаимоотношениях с местным населением - вести себя хорошо, стремясь завоевать у него доверие.
Кроме того, по указанию Лебедя, мы должны были, сохраняя кадры, повышать свою военную квалификацию.
...в конце 1942 года немцы потребовали, чтобы мы дали новую подписку о согласии дальше служить в ...батальоне от этого предложения мы все отказались, в связи с чем батальон был расформирован, рядовой состав отпущен, весь же командный состав немцами арестован и заключён под стражу во Львовскую тюрьму...Правда, после непродолжительного содержания в тюрьме нас освободили.
...Перед освобождением никаких условий нам немцы не ставили, только каждого из нас пытались склонить к возвращению на службу в немецкую армию, однако на это никто не пошёл, за исключением ПОБИГУЩЕГО, капитана БРИГИДЕР и поручика ХОМЯК.
Впоследствии мне известно, что они вновь арестовывались немцами, но в конце апреля 1943 года были освобождены и направлены в дивизию "СС-Галичина". По возвращению домой многие из отказавшихся от службы в немецкой армии, установили связь с ОУН и перешли на нелегальное положение.
В числе таких были: Шухевич, псевдоним "ТУР", СИДОР - псевдоним
"ШЕЛЕСТ", ЛЕВИЦКИЙ Николай- псевдоним "МАКАРЕНКО", находясь в УПА, погиб в Карпатах в 1944 году, ЛИНДА - псевдним "ЯРЕМА", также погиб в УПА в 1944 году, КОВАЛЬСКИЙ Юлиан в УПА погиб в 1943 году и ряд других.
Я также включился в активную оуновскую деятельность и перешёл на нелегальное положение...".
Допрос вёлся 31 июля с 11 часов до 15 часов 30 минут и с 22 часов до 0.30 часов 1.VIII.1945 года.
Протокол записан с моих слов верно и мною прочитан
Луцький Олександр
Допросили: НАЧАЛЬНИК СЛЕДЧАСТИ НКГБ УССР
полковник Павловский
СТАРШИЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКГБ УССР
ЛЕЙТЕНАНТ Погребной
Стенографировала: Кулагина
Оригинал. Машинопись.
ДА СБ України: Ф. 5. - Спр. 67418. -Т.1. - Арк. 208-241.
http://reibert.info/forum/newreply.php?s=ecda04f4f222c3a521c34cdecd70dc6d&do=newreply&p=200121