63. Отряд А.К.Флегонтов и разгром штаба 201-й дивизии и убийство ген.Якоби (если оно было)

Aug 05, 2007 17:56

Пытаюсь разобраться. Пока на уровне предположений получается примерно так:

Художник утверждает, что сам видел убитого генерала и это именно тот генерал, которого он рисовал за неделю до боя, перед тем, как уйти в партизаны. Вряд ли профессиональный художник мог ошибиться. Но художник, правда, только при описании боя называет фамилию генерала - Якоби и называет его почему генерал-лейтенантом абвера. Во всех других обширных упоминаниях про генерала он называет его просто "генерал".

Художник упоминает, что в разгроме штабной колонны участвовала случайно проходившая мимо группа партизан во главе с капитаном госбезопасности Флегонтовым. И что именно эта группа - 15 человек автоматчиков - составила огневое ядро засады.

Художник, видимо, не точен: отряд Флегонтова действительно мог находиться в это время в районе Лепеля и принять участие в засаде. но сам отряд насчитывал около 150 человек. Это было конное подразделение ОМСБОН вошедшее через "Суражские ворота" (разрыв во фронте) в Беларусь и следовавшее рейдом в Могилевскую область Беларуси. Во главе него стоял один из исключительно опытных старых партизан: А.К. Флегонтов, прославившийся еще во время войны на Дальнем Востоке в начале 20-х годов, дальневосточник. Прибыв в Могилевскую область, он создал крупную бригаду "За Родину" и погиб в 1943 г. случайно, при столкновении своей штабной колонны со специальным антипартизанским подразделением из коллаборантов, видимо, с ягд-командой.

Маловероятно, чтобы Флегонтов в ходе рагрома "штаба Якоби" принял личное участие во главе всего лишь 15 своих автоматчиков. Еще менее вероятно, чтобы он находился в этот момент в районе Лепеля "случайно". Колонну из 9-14 (по разным сведениям) автомобилей с охраной должна была штурмовать крупная партизанская группирвока. Ее надо было собрать и засаду подготовить. Бригада "Дубова" была слишком молодой. она возникла только за 4-5 дней до засады в результате объединения относительно немногочисленных еще отрядов (согласно Художнику) и не могла быть хорошо вооружена. Вряд ли эта операция была спонтанной, как показалось художнику, и вряд ли бригада ее готовила сама. Думаю, можно предполагать, что в разгроме штабной колонны основная роль принадлежала как раз отряду Флегонтова, который использовал бригаду для усиления. Возможно, именно подготовка к этому разгрому была поводом к назревавшему оъединению разрозненных отрядов в бригаду. Флегонтов получил задание из центра разгромить штабную колонну на основании информации, полученной от агентуры в окружении Якоби заблаговременно, недели за 2 до самой атаки, знал направление движения и дату выезда колонны.

Или другой сценарий: Флентов имел задание штурмовать саму деревеню Боровки, где базировался штаб. И именно для этого произошло объединение партизан в бригаду. В любом случае, частью агентуры предоставлявшей информацию про ситуацию в штабе Якоби, скорее всего была имено та группа обслуги во галве с художником, которая ушла в лес за неделю до разгрома штаба. Если бы она в лес не ушла, она могла была погибнуть во время передислокации штаба или во время штурма деревни, где находился штаб.

Однако в штабе остались иные агенты, сообщившие в послелний момент точную дату и маршрут следования штабной колонны. связь этой группы с Флегонтовым могла осущетвляться через партизан Лобанка или через остатки отряда Линькова, оставленые в районе Лепеля,после ухода Линькова на запад. очень похоже, что утечку информации о ситуации в штабе давали украинские полицаи на уровне самого Побегущего. Побегущий утверждает, что они охраняли в этот момент штаб и самого Якоби. Тогда было бы логично совсем иное описание Побегущим этого боя и утверждение, что генерала Якоби на самом деле в ходе боя во время следования штабной колонны они от партизан спасли. Побегущий таким образом просто скрывал свое сотрудничество еще и с советской разведкой (сотрудничество со множеством спецслужб самых разных госуадсртв сразу было бычным делом у всех восточно-европейских националистов той эпохи) или какую-то операцию, видимо, абвера по ликвидации руками партизан Якоби. Но очень грубо.

Впочем, так и не понятно, был ли убит тогда именно Якоби. Художник называет Якоби генерал-лейтенантом абвера. Возможно ли, чтобы генерал-лейтанант абвера возглавлял 201-ю охранную полицейскую дивизию и базировал свой штаб в небольшой деревне на самой окраине вверенной ему для контроля обширной территории? Может, партизаны разгромили какую-то иную важную колонну и убили иного генерала,которого украинцыв не охраняли. Просто перепутав назвали его "генералом Якоби"?

Из Торопца осенью 1942 г. начинался и рейд в тыл врага отряда «Боевой» под командованием А. К. Флегонтова. Комиссаром отряда был Г. Р. Червонков, начальником штаба - Ф. Ф. Тараненко, врачом - М. И. Лагутин, радистами - Н. Бушков и Хоробрых. Отряд в составе 132 человек - омсбоновцев и фронтовиков - был посажен на фронте на коней. Линию фронта перешли между Велижем и Усвятами в ночь на 21 августа 1942 г.{294} Начался полуторамесячный рейд по белорусской земле. Бойцы отряда гордились тем, что их командир возглавлял партизан Приморья.

Появление конного отряда Флегонтова вызывало чувство изумления, восхищения и гордости даже у видавших виды партизан.

«"Посланцы Москвы, - вспоминал Герой Советского Союза бывший командир 752-го партизанского отряда Минской области В. Ливенцев, - и небольшие группы и подразделения покрупнее не единожды бывали в наших отрядах. Но такое случилось впервые: без малого полтораста конников в армейской форме, с положенными знаками различия - рейдовый кавалерийский отряд»{295}. На вооружений отряда были автоматы, противотанковые ружья, мины с дистанционными взрывателями. Отряд, взаимодействуя с местными партизанами, сразу же стал наносить ощутимые удары по врагу. Так, в ночь на 26 августа 1942 г. подрывники вывели из строя [126] 10-километровый участок железнодорожного полотна Витебск - Полоцк. Взорвали будку обходчика, водосточную трубу под полотном и само полотно. Дорога не работала в течение шести дней{296}.

В начале сентября «Боевой» форсировал Западную Двину, затем реки Цну, Свислочь, Плиссу. Отряд, непрерывно преследуемый врагами, двигался в ночное время, совершая обходные маневры, ложные возвраты с целью оторваться от карателей и запутать следы. За 52 дня рейда было пройдено более 600 км. На всем пути - от Полоцка через Жодино - Червень - Липень - Тальку до Червенского района - устанавливали связи с местными партизанами, проводили вместе с ними боевые операции и диверсии, обучали минноподрывному делу местных партизан. По прибытии в Червенский район Минской области создали с согласия ЦШПД и местных отрядов бригаду в составе кавалерийского отряда «Боевой», местных отрядов Тихомирова, Ливенцева, Кузнецова, Филипских и прибывшего из-за линии фронта 44-го отряда под общим командованием А. К. Флегонтова.

Отряды, сохраняя относительную самостоятельность, совершали по планам, разработанным штабом бригады, совместные крупные диверсии, налеты на гарнизоны, удары по коммуникациям врага. Так, к концу декабря 1942 г. бригаде удалось парализовать железные дороги Могилев - Осиповичи, Минск - Москва, Минск - Бобруйск, которые действовали теперь с минимальной загрузкой. Фашисты были вынуждены до минимума сократить движение и на шоссейных дорогах Минской области{297}.

Бригада именовалась «За Родину». После гибели в одном из боев Флегонтова бригаде было присвоено имя ее командира.

В конце 1943 г. партизанская кавалерийская бригада им. Флегонтова под командованием Ф. Ф. Тараненко перебралась в Брестскую область".

http://victory.mil.ru/lib/books/h/zevelev_ai/02.html

Украинские коллаборанты

Previous post Next post
Up