Обзор части болевых точек, по которым ведутся переговоры.
Основной недостаток: не указаны плюсы для ЕС от этого договора.
***
Похищение Европы Дмитрий СЕДОВ | 04.01.2016
Инициаторы Трансатлантического соглашения о свободе торговли и инвестиций (Transatlantic Trade and Investment Partnership - TTIP), проведя в течение последнего года серьезную работу, уже подготовили общественность к подписанию TTIP ближайшей осенью. Реализация этого соглашения обещает изменить ситуацию в мировой экономике и будет иметь последствия для всей системы международных отношений.
Разработка проекта TTIP ведётся в атмосфере секретности Управлением торгового представителя и Европейской комиссией ЕС и больше похожа на заговор, чем на дискуссию о принципах свободной торговли. Широкой общественности до сих пор приходится довольствоваться либо краткими и не очень вразумительными заявлениями «уполномоченных органов», либо утечками в СМИ. Лишь в феврале 2015 г. на сайте Еврокомиссии
была опубликована скупая информация о планируемом соглашении.
Зато на полную мощь работают контролируемые транснациональными корпорациями СМИ, которые, как в сказке Шарля Перро, пытаются убедить публику в том, что американский серый волк, забирающийся в европейскую постель, вовсе не волк, а добрая бабушка. Публика же постоянно задает вопросы про его слишком большие зубы и не очень склонна верить утверждениям, что весь этот маскарад разыгрывается для ее пользы. Иначе для чего такая секретность? Пожалуй, в Европе сейчас нет ни одной другой темы, вокруг которой шла бы такая напряженная информационная схватка и которую так плотно закрывала бы завеса дезинформации.
С момента начала работы над проектом TTIP прошло уже более трех лет, и за это время многое тайное стало явным. Вырисовывается следующая картина. На трансатлантическую зону свободной торговли будет приходиться 46 % мирового ВВП. Утверждается, что будущее соглашение направлено на устранение «таможенных пошлин и ограничений на услуги, получение лучшего доступа к открытым рынкам и облегчение инвестиций».
Для ЕС будущее соглашение откроет более широкий доступ на американский рынок государственных закупок, сохранит запрет на импорт генетически модифицированных организмов (ГМО) и обработанной гормонами говядины, а также признание географических торговых марок на продукты питания.
Соединенным Штатам TTIP сулит более свободный доступ в Европу американских сельскохозяйственных продуктов, бестарифный экспорт автотранспортных средств и сохранение запрета на привлечение иностранных подрядчиков в нескольких отраслях производства, например в судоходстве.
Однако такое поверхностное изложение содержания TTIP было нарушено утечкой информации из Брюсселя в марте 2014 года, когда немецкая «Ди Цайт» опубликовала полученные конфиденциальным путем
семь глав соглашения, из которых следует, например, что статья 14 будущего документа содержит правила, которые запрещают правительствам «национализацию или экспроприацию, если только это не необходимо для общественного блага, в рамках надлежащей правовой процедуры, на недискриминационной основе, с выплатой компенсации». То есть предусмотрено прямое ограничение экономического суверенитета национального государства.
Ну а если лидер какого-нибудь государства все-таки решится на национализацию, то статья 14(2) устанавливает компенсации по «справедливой рыночной стоимости… плюс проценты по коммерческой ставке, определённой на рыночной основе». Как говорится, не захочешь национализировать.
Однако и это не всё. Разработано так называемое Положение об Урегулирование споров между инвесторами и государством, нацеленное на то, чтобы ещё больше сузить сферу компетенции государства в экономике. В декабре 2013 года более 200 экологов, профсоюзных деятелей и общественных организаций защиты прав потребителей по обе стороны Атлантики направили письмо в USTR - Управление торгового представителя США и в Европейскую комиссию с требованием исключить указанное Положение из торговых переговоров, так как
оно является«улицей с односторонним движением, с помощью которой корпорации могут бросить вызов правительственной политике, но ни правительства, ни частные лица не наделяются аналогичными правами приводить корпорации к ответственности»..
С обширным аналитическим материалом против соглашения выступил руководитель организации «Глобальная справедливость сегодня» Ник Дерден. Он
указал, что «соглашение прорабатывается тайно и в процессе принимают участие сотни лоббистов от транснациональных корпораций. Они стремятся уничтожить демократические нормы регулирования и создать параллельную систему воздействия на государство, чтобы заставить государства быть ответственными перед корпорациями, а не наоборот».
То обстоятельство, что планируемая в рамках соглашения схема защиты иностранного капитала поставит под угрозу суверенитет государств, подписавших настоящее соглашение и доверивших узкому кругу юристов, сидящих в иностранных арбитражных судах, беспрецедентную власть интерпретировать и аннулировать законодательные акты государств-подписантов,
отмечает и профессор международного права в университете Хельсинки Мартти Коскенниеми.
Не менее дискриминационны правила, относящиеся к финансовой деятельности национальных государств. Так, TTIP
ограничивает право правительств принимать законы в области регулирования и ведения страхового и банковского дела.
Дин Бейкер, глава Центра экономических и политических исследований (CEPR),
говорит: «Предложение считать главной целью этого пакта свободную торговлю является дезинформацией чрезвычайного масштаба. Торговые барьеры между ЕС и США уже сейчас минимальны, и документ, скорее, предназначен для того, чтобы ввести правила, ограничивающие возможность национальных и местных властей устанавливать нормы безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды и прав потребителей».
Основным выгодополучателем готовящегося Трансатлантического соглашения станут американские корпорации, которые благодаря более низкой себестоимости производства смогут начать массовую атаку на лишившийся защиты рынок ЕС и полностью подмять его под себя. В начале 2015 года «Экономические новости Германии»
опубликовали выкладки американского экономиста Джеронима Капалдо о последствиях TTIP для ЕС. По его подсчетам, соглашение в течение первых десяти лет приведет к серьезным потерям европейского нетто-экспорта. Это обернется снижением трудовых доходов. Больше всех потеряет Франция, которая лишится в годовом исчислении 5 500 евро на одного трудоспособного, Северная Европа - 4 800 евро, Великобритания - 4 200 евро, Германия - 3 400 евро. В целом Евросоюз недосчитается 600 тысяч рабочих мест и множества мелких крестьянских хозяйств и к тому же получит увеличение дефицитов госбюджетов.
Негативное влияние TTIP на Европу распространится не только на экономику. Влиятельный немецкий публицист Jens Jensen
указывает на его последствия в сфере культуры.
«Представим себе американского продюсера, который приходит на европейский рынок дотационного немецкого или французского кино. По условиям TTIP он может потребовать предоставления себе таких же дотаций, какие имеют немецкие и французские кинофирмы. Или потребовать устранения всех дотаций. Таким образом, будет перечеркнута идея стимулирования европейского кино, которое выживает в состязании с Голливудом только за счет государственной помощи. Немецкое кино умрет сразу… Парламенты всех европейских государств приняли решения помогать развитию национальной киноиндустрии, и эти демократически принятые постановления будут ликвидированы подписанием TTIP».
То же самое, по мнению Йенсена, произойдёт с театром, симфоническими оркестрами, общественными телевизионными студиями и радиостанциям, издательским делом.
Даже высшая школа попадет по угрозу исчезновения, так как TTIP предусматривает, что государственные университеты больше не должны получать денег из казны. Они должны стать такими же дорогими, как частные.
Подготовка проекта соглашения завершается, а европейскую общественность так и не подпускают к ознакомлению с ним. И общественность Европы не молчит, она протестует. На сайте движения STOP TTIP опубликован
текст петиции против заключения Трансатлантического пакта, под которой собрано уже свыше 3 миллионов подписей. В прошлом году десятки тысяч людей по всей Европе вышли на митинги против TTIP. Как говорит Марина Альбиоль, депутат Европарламента от Испании, член партии «Объединённые левые», TTIP - это «ураган, который сметет права граждан».
Ряды протестующих увеличиваются, и власти ЕС по мере возможности пытаются их нейтрализовать. Так, в июле прошлого года Еврокомиссия отказала в регистрации межгосударственной гражданской инициативе STOP TАFTA (еще одно название TTIP).
В марте 2015 года специальным расследованием бундестага было установлено, что советы германских городов и общин не имеют права рассматривать содержание TTIP, а если они это делают, то нарушают закон. Между тем уже к марту 2015 года процедура подготовки TTIP и содержание этого соглашения обсуждались в 113 городских и местных советах Германии, и всюду по этому вопросу принимались отрицательные резолюции.
На таком фоне лидеры крупнейших немецких политических партий ведут себя как загипнотизированные. Даже немецкие социал-демократы, которые в свои лучшие времена разработали успешную «восточную политику», делают вид, что TTIP не несёт в себе ничего опасного. Как
заявил на недавнем федеральном съезде СДПГ председатель этой партии Зигмар Габриэль, «СДПГ принимает TTIP с некоторыми оговорками».
Видимо, долгий путь немецких социал-демократов, знавших взлеты и падения, привёл сегодня к тому, что эта партия оказалась в стане разрушителей немецкого социального государства. Зато всё более уверенно поднимают в Германии голос протеста партии «второго эшелона» («Левая», «Зеленые»), профсоюзы, независимые от ТНК общественные организации. И они не считают своё дело безнадежным. Если в конце 2016 года соглашение о TTIP будет одобрено правительствами стран-членов ЕС, следующим шагом явится процедура его ратификации в парламентах. Видимо, это и станет кульминацией схватки, по результатам станет ясно, удастся ли американскому быку похитить Европу.
***
К этому:
2.1. План Юнкера. Попытка "новой индустриализации" Европы.