После распада СССР в восточной Европе сложилось 2 типа с\х:
1. Не акцентирующие принцип национальной продовольственной безопасности страны ЕС. Особенно ярко это видно на примере Литвы, Латвии, Эстонии. В странах-членах ЕС развитие с\х регулируется квотами и субсидиями на уровне Брюсселя. Эти страны теперь имеют закрепленную за ними надолго высокую долю производства и экспорта с\х сырья: из
Литвы вывозится около
половины всего выращенного
зерна, Польша специализируется на экспорте яблок и т.д. В то же время в с\х экспорте этих стран за пределы ЕС преобладает продукция иностранного производства. Так, в с\х экспорте Литвы в Россию до введения санкций со стороны РФ на эту продукцию, продукты литовского производства составляли всего лишь около 20%.
2. Акцентирующая принцип национальной продовольственной безопасности Беларусь. Отчасти тем же путем развивается с\х Украины. Беларусь потребляет преимущественно продукцию собственного производства. Сохраняет на своей территории необходимый для с\х производства потенциал в производстве с\х техники, удобрений, научный комплекс, специализированный на развитии агро-технологий, используемых в стране. Также важно, что в отличие от, например. Украины, Беларусь полностью обеспечивает себя топливом для проведения ключевых сезонных с\х работ. Белорусский с\х экспорт развивается в качестве надстройки над той частью с\х, которая обеспечивает национальную продовольственную безопасность. В белорусском с\х экспорте также преобладает не экспорт сырья. А экспорт продуктов с высоким уровнем переработки.
Война в Украине создала условия для глубокой перестройки регионального с\х. В основе этой вероятной перестройки лежит наметившаяся переориентация значительной части с\х Польши, Литвы, Латвии на масштабную производственную кооперацию с Беларусью.
- Российские санкции оказались болезненны для экспорта этих трех стран: продовольствие составляло около 40% литовского экспорта в Россию. Болезненна эта позиция и для Польши и Латвии. Эти страны лишились прежде всего возможности перепродажи в России произведенных в третьих странах продуктов. Но для той части экспорта этих стран, которая производилась на их национальной территории возникла перспектива спасения за счет кооперации с Беларусью.
- Российские санкции не касаются права Беларуси на импорт продовольственного сырья, переработку его у себя и далее поставку уже готовых продуктов с высоким уровнем переработки в Россию. Беларусь также имеет право завозить продовольствие для собственного потребления и тем самым замещать направленные на экспорт в Россию продукты своего производства.
Иностранные производители и особенно российские инвесторы получили большой стимул инвестировать в перерабатывающую промышленность на территории Беларуси. А с\х Польши, Латвии, Литвы в той части, где оно ориентируется на экспорт в Россию, теперь может рассчитывать на долгосрочные заказы на продовольственное сырье для поставок в Беларусь. Открылась перспектива масштабной производственной кооперации между белорусскими переработчиками и производителями молока, мяса, зерна, плодов из этих стран.
Уже определились основные группы товаров, экспорт в Россию которых готова быстро нарастить Беларусь, и примерные объемы такого дополнительного экспорта. Это прежде всего
молочная продукция. Беларусь рассчитывает занять примерно
половину от всего объема попавшего под российские санкции бывшего российского импорта. Фактически Беларусь
"забирает" себе эту часть экспорта в Россию Польши, Литвы, Латвии, предлагая им производственную кооперацию с привязкой к белорусской перерабатывающей промышленности и отказ от производства на экспорт в Россию продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Для с\х Литвы и
Латвии такая перестройка может стать стратегической линией в развитии с\х, т.к. речь идет о крупных по меркам этих стран объемах производства. Это также может оказаться очень важно и для
Польши. Если санкционная политика сохранится, то в восточной Европе очень скоро возникнет новая структура регионального с\х рынка: Беларусь в качестве индустриального ядра для значительной части производителей соседних стран. Производство с\х сырья по квотам ЕС и в ходе производственной кооперации с Беларусью может надолго стать отличительной особенностью с\х
Литвы и Латвии, в меньшей степени - Польши.
Закрепление за Беларусью этого статуса, чтобы он не зависел от состояния отношений между Россией и ЕС и "санкций", требует выхода Беларуси с готовыми продуктами на новые рынки, за пределами Таможенного Союза. Такими рынками могут стать прежде всего Китай и страны Азии в целом. Тенденция к такому выходу на азиатские рынки уже наметилась.
Интересы КНР в восточной Европе проявились достаточно ясно. Одним из основных интересов Китая выступает с\х стран региона. Наиболее яркий пример - соглашения, которые были заключены в 2013г. В.Януковичем незадолго до потери им власти. Согласно этим соглашениям Китай получал в аренду значительные территории в Украине и для разворачивания производства с\х продуктов. Обозначался интерес Китая к аграрному сектору и относительно Литвы и Польши. Биотехнологии стали также одним из приоритетов для развития проекта крупнейшего инвестиционного проекта КНР в восточной Европе - белорусско-китайского индустриального парка возле Минска.
Кризис в Украине, безусловно, как минимум затормозит реализацию подписанных Януковичем соглашений. Однако эти соглашения не были следствием просто рыночной конъюнктуры. Они отражали один из стратегических приоритетов КНР в восточной Европе. Можно ожидать, что Беларусь, превращаясь в ключевую часть регионального с\х комплекса между Полесьем и Балтийским морем имеет шансы отчасти заместить для КНР те позиции, которые ожидались Китаем от Украины. Скорее всего, в виде прорыва своих продуктов на рынок КНР.
Если такой прорыв состоится, то превращение Беларуси в ядро с\х комплекса как минимум Беларуси-Литвы-Латвии может закрепиться надолго. А сам этот комплекс может надолго стать реально интегрированным. Для России в этом главное последствие - гарантированные крупные поставки продуктов для мегаполисов и
некоторых важных регионов при
любом повороте отношений с Западом, Беларусь как все более важный элемент продовольственной безопасности РФ. Для Украины и украинского кризиса - гарантия получения продуктов в случае расширения войны на новые территории по доступным ценам. Для Литвы, Латвии, отчасти Польши - еще один фактор устойчивости функционирования национального с\х.
Остальные главки из цикла "Война в Украине. Трансформация Европы."