Jan 28, 2012 19:28
Новый политический закон: каждая попытка либеральной революции в России приводит к расцвету евразийства. Так произошло в 90-х, так происходит сейчас, и если эта тенденция продолжится, как бы это ни стало действительно идеологической основой новой политической системы России. Было бы логично: коммунизм и другие идеологии прошлых эпох отмирают. А националисты в значительной степени дрейфуют в сторону глубокого альянса с либералами. Такой своего рода альянс на базе признания европейской идентичности России уже отработан в восточно-европейских странах. Это - сильный конструкт. Либерал-националистический "альянс" обеспечил интеграцию восточно-европейских стран в ЕС и НАТО, десоветизацию и декоммунизацию в идеологии, "рыночные реформы", построение институтов национального государства и т.д. Абсолютно логично, что сейчас эта модель добила уже и до России и станет столь же устойчивым конструктом и в России. В этом смысле "Болотная площадь" , Навальный, Константин Крылов в одном политическом ряду с Немцовым - это не только внутрироссийская политическая закономерность, но и проявление успеха европейской интеграции в восточной Европе и начало перехлестывания европейской интеграции на Россию. Этого давно ожидали, но происходит это только сейчас. Русский национал-либерализм будет вести Россию к рациональному и рассчетливому сближению с ЕС и США. И несмотря на споры и ссоры по текущим конкретным вопросам единство ценностей Европы и национал-либеральной России в случае прихода к власти в РФ этого "альянса" к такому сближению приведет.
Встает вопрос, насколько далеко может зайти сближение национал-либеральной России и ЕС? Безусловно, националисты в "оранжевой" среде будут сдерживать традиционно нигилистический по отношению к своей стране порыв российских либералов. Они также сдерживают либеральный нигилизм и в восточно-европейских странах. Националисты - это своего рода воплощенный в политических институтах и идеологии инстинкт жизни народов, принявших курс на европейскую интеграцию. Но в условиях России, громадной и очень пугающей Европу своей громадностью и националистам в либеральном лагере придется ради признания на Западе идти на очень большие уступки западным ожиданиям. И одной лишь историей политического взлета Навального, его "йельским и германским периодами" его политического биографии в этих "уступках" не обойдется.
Есть хорошо известная аналогия такой либерал-националистической России - Турция после Ататюрка. Крупная специфичная страна, которую Европа переварить не может, несмотря на все стремление турецких либералов и националистов к тому. Турецкий национализм пошел на невероятнейшие уступки ради такой интеграции: мир с Грецией, мир с Арменией, подавление исламизма и европеизация в образе жизни - ничто не позволило стать Турции своей в Европе до конца. Но и иного пути для Турции, кроме постоянного дрейфа в сторону Евпропы, у турецких националистов нет.
Либерал-националистический "альянс" в России закономерен и перспективен. Но он же высвобождает по мере своего усиления политическую и культурую нишу для своего антипода - "почвенников", сторонников существования особой русской цивилизации, противной Европе, евразийцев разных оттенков. Это аналог "исламистов" Турции, но в русских формах и ином, чем в Турции социально-культурном структурировании, без опоры на традиционалистскую деревню, с опорой на военную традицию и ядерное оружие как фактор российской цивилизационной и геополитической идентичности. Коммунизм или православие по разным причинам вряд ли смогут дать свою идейную форму этому русскому как бы "империализму". Они могут быть лишь важными чертами, факторами этого явления. А, вот, евразийство в этом смысле еще фактор непонятный, непроясненный.
Вариантов евразийской идеологии в России уже много. Теоретически они политически более перспективны, чем православный фундаментализм в еще недавно атеистической стране или угасающий коммунистический идеализм. "Большая страна", "Империя", "Евразия" - образы легко кладущиеся на мышление значительной части государственно мыслящей бюрократии, на массовую историческую память народа. Предполагаемые через эти образы варианты решения национальных проблем - дополнительный плюс. Перенимание ими на себя функции защиты России от "Запада" в условиях перехода на сторону "Запада" русского национализма - тоже сильный аргумент.
После происшедшего фактически на днях перехода Путина к открытой риторике и некоторым евразийским тезисам евразийство уже стало альтернативным либерализму и сливающемуся с ним национализму идеологическим и политическим полюсом в России.
Пока неясно лишь одно: способно ли евразийство в какой-либо из его форм стать массовым общественным движением, независимым или хотя бы весьма автономным от государства. Подобно тому, как таким движением является либерализм и национализм. Созревание евразийства в общественное самостоятельное движение, автономное от власти - не менее важное событие нынешней российской политической эпохи, чем возникший открытый "альянс" либералов и части русских националистов. В этом смысле декларация Миши Чернова и интересна: если движение в пользу "Большой страны" превратится в самостоятельную от власти политическую силу, Россия, скорее всего, обретет внутреннюю устойчивость на много десятилетий вперед и колебания между либерал-ниционалистами и "евразийцами" (имперцами, почвенниками и т.д.) даст России тот политический плюрализм качелей двух партий, который давно мечтали бы выстроить в России многие. Но чего пока не удавалось и приходилось довольствоваться просто сильным национальным лидером и более менее окрепшими государственными институтами, ориентированными на него.
***
Почему необходимо создание «Партии Евразийского Союза»
Россия входит в новый этап своего исторического развития. Впервые с 1941-45 годов на авансцену общественной и политической жизни выходят наши народы, выходят массы. Они и будут творить историю. Этот процесс не остановить. На повестку дня выходит вопрос о партиях, партийном и организационном строительстве, созидательной работе на благо Родины, нашей России, нашей новой евразийской Родины. Мы должны создать такую страну, за которую нам не будет стыдно перед нашими дедами и прадедами, которые вопреки всему создали Советский Союз и привели его к великой победе. Мы же должны создать Евразийский Союз Народов (ЕСН), который выведет нас, наши народы и страны на новый исторический уровень, покажет всему миру, что такое справедливое государство, в котором хорошо жить, и которым можно будет гордиться. Нам надо вместе с Казахстаном, Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном и другими странами и народами вновь стать хозяевами нашей Евразии. Для этого нам нужна Партия Евразийского Союза.
Подход к партиям и к их месту в жизни государства в последние 17 лет был неправильным и вредным для общества и государства. Этот этап политтехнологический, электорально-демократический и манипулятивный, навсегда остается в прошлом. Возврата к нему не будет. Нам нужны партии нового типа. Уровень экономических, внешних военно-политических и внутренних социально-общественных вызовов и угроз таков, что жизненно необходимо участие в строительстве нового государства масс населения в целом и каждого отдельного политически активного человека в частности. Манипулятивно-электоральные подходы к партстроительству привели к тому, что государство больше зависит от неактивной части населения - пенсионеров, студентов, других неработающих. Активная часть населения не вовлечена в политическую жизнь, что является вызовом, но одновременно и огромным кадровым ресурсом нашей страны, Партии Евразийского Союза.
Наши первоочередные цели:
-- Быстро создать и предъявить новый кадровый и управленческий потенциал наших народов в центре и на местах для тотальной ротации действующих российских неэффективных элит. Для этого нам нужна Партия.
-- Без большой кадровой чистки мы продолжим падение в пропасть, и никакого Евразийского Союза не будет. Речь не идет о горизонтальной ротации нынешнего кадрового потенциала, но о массовом появлении в России нового типа самостоятельных инициативных и ответственных управленцев, как передового ядра государственной системы, и переориентации существующих элит на предлагаемые новым ядром модели. Большая чистка управленцев делает процесс переориентации неизбежным и неотвратимым.
-- Нам нужны люди готовые и способные работать и побеждать в тяжелейших условиях нехватки времени, информации и ресурсов, жесткого противостояния со стороны внешних и внутренних противников. Чтобы их собрать, для этого нам нужна Партия.
-- Нам надо создавать новую ресурсную и инфраструктурную базу в Якутии и Арктических регионах, новые высокотехнологические уклады в Сибири и на Урале, обеспечить новые стройки специалистами и рабочими. Для этого нам нужна Партия.
-- Нам надо обеспечить новую внешнюю евразийскую политику, обеспечить инфраструктурную связность Сибири с Памиром, с выходом российских железных и автодорог через Среднюю Азию в Китай, Пакистан и Индию. Обеспечения нового транспортного коридора на Кавказе из Каспийского региона в Черное море через Абхазию и Аджарию, коридора в Иран через Осетию и Армению. Для решения этих задач и изменения нынешних меркантильных подходов к внешней политике - нам нужна Партия.
-- Развитие мирового финансово-экономического кризиса на наших глазах неотвратимо переходит в локальные войны и в дальнейшем в третью мировую войну. Нам нужна новая армия с идейно мотивированным и патриотически настроенным, уверенным в собственном государстве солдатом. Для этого нужна массовая партийная работа на государственном и общественном уровнях.
-- Появление Евразийского Союза Народов с тройкой лидеров приведет к неминуемому быстрому вхождению в ЕСН других государств бывшего Союза ССР, включая, возможно европейские страны Прибалтики, и страны на других континентах, никогда не входивших в Россию и СССР. Перед лидерами государств Евразийского Союза Народов станет большой вызов быстрого формирования единого общественно-политического и культурного евразийского пространства.
Нам нужен Евразийский Союз Народов, нам нужна наша новая страна, что невозможно без новой евразийской идеологии. Для этого нам нужна Партия Евразийского Союза.
Михаил Чернов,
Исполнительный секретарь оргкомитета по созданию Партии Евразийского Союза