Портал "Аналитик" Киевского центра политических исследований и конфликтологии (КЦПИК)
***
Идеология раздора
[04.12.08]
Автор дня - Роман Травин
Окончание срока президентских полномочий Виктора Ющенко неуклонно приближается. Все чаще можно услышать слова о том, что ему не удалось добиться практически ничего. Трудно согласиться с такой оценкой. На самом деле нынешний президент, к глубокому сожалению, сотворил немало. Один из зримых результатов его деятельности - то, в каком ключе в современной Украине муссируется тема страшного голода 1932-1933 годов .
Деятельность президента по интенсивному внедрению в общественное сознание темы Голодомора нельзя рассматривать в отрыве от других его действий в качестве главы государства (да и в ходе борьбы за этот пост), результатом чего стал раскол в украинском обществе. Глубину раскола характеризует расхожее выражение о «холодной гражданской войне», идущей в Украине с 2004 года. Сегодняшняя интерпретация президентом трагических событий 1932-1933 гг. - лишь звено в общей цепи.
При этом сам В. Ющенко накануне масштабных поминальных мероприятий заявил, что надеется на то, что ознаменование 75-й годовщины Голодомора будет способствовать единению нации (УНИАН, 18.11.2008). Что оно «может сделать много мотивов для 47 миллионов украинцев, почувствовать себя теснее друг возле друга, почувствовать локоть соседа, вспомнить, что мы украинцы, что мы единая нация, и у нас все будет хорошо»,- сказал, в частности, он. Однако озлобленность и абсолютное взаимное неприятие, звучащие в большинстве из 111 комментариев к этому сообщению УНИАН, оставленных посетителями сайта с разными взглядами на проблему Голодомора, иллюстрируют, что действительность кардинально отличается от этих слов президента.
Каждый, кто читает политические новости в Интернете, знает, что это не исключение, а практически абсолютное правило. Те же, кто далек от Интернета, наверняка сами становились участниками или хотя бы свидетелями бурных споров по весьма болезненным вопросам: о статусе русского языка в Украине, о вступлении страны в НАТО, об оценке ОУН-УПА и ее видных деятелей, об интерпретации причин Голодомора, о сравнительно недавнем отключении российских телеканалов и т. п.
Споры эти порой принимают весьма непримиримый характер, несмотря на то, что ведут их люди, настроенные по отношению друг к другу доброжелательно, - родственники, друзья, коллеги. Не хочется вслух говорить, во что подобные обсуждения могут вылиться в более конфликтной атмосфере.
Пожалуй, именно подача информации о трагедии 1932-1933 гг. и ее интерпретация в том ключе, в каком это делают сторонники концепции, которой придерживается и Ющенко, представляется наиболее коварной на фоне всех остальных. В. Ющенко и те, кто из различных побуждений поддерживает трактовку Голодомора как «геноцида» украинского народа, прекрасно понимают, что именно здесь сложнее всего противостоять всякого рода спекуляциям. Ведь каждый неравнодушный человек, который пишет или выступает по этому поводу, пытается не оскорбить чувства переживших страшный голод людей, не опорочить память погибших. Более того, учитывая масштаб трагедии, для многих наших сограждан дискуссии, которые ведутся вокруг голода 1932-1933 гг., представляются неуместными.
Однако с Голодомором связано немало спекуляций, о которых, как ни трудно сделать это корректно, говорить необходимо и говорить жестко.
На состоявшейся в Харькове 21 ноября Международной научно-практической конференции «Голод в СССР 30-х годов: исторические и политические оценки» (ее президиум на снимке) был приведен ряд фактов, как широко известных, так и прозвучавших впервые, которые камня на камне не оставляют от утверждений сторонников концепции «Голодомор - это геноцид». Впрочем, исследователи-профессионалы со всего мира, за исключением «придворных» украинских и нескольких зарубежных историков, даже не считают возможным всерьез обсуждать использование термина «геноцид» в данном контексте. Мы об этом неоднократно и аргументированно писали, равно как и о том, что апологеты трактовки голода 1932-1933 годов как «геноцида украинского народа» постоянно фальсифицируют или искажают факты о событиях этого трагического времени. В том числе регулярно представляя фотографии, сделанные в другие годы и за пределами Украины, в качестве фотодокументов, на которых запечатлены жертвы Голодомора. Ученые также не раз отмечали, что число погибших , неоднократно озвученное Ющенко, завышено в несколько раз. Для того чтобы подчеркнуть масштабы и уникальность трагедии украинского народа, замалчиваются документально подтвержденные факты того, что в 1932-1933 гг. ситуация, аналогичная украинской, сложилась в целом ряде регионов Советского Союза.
При этом совершенно определенно указываются ответственные за «геноцид с помощью голода» - Сталин, «имперский, коммунистический, советский режим» и абсолютно игнорируются все остальные факторы, приведшие к голоду. Тот факт, что в УССР подавляющее число исполнителей, непосредственно и усердно претворявших в жизнь политику, приведшую к голоду, были украинцами, не просто замалчивается, а искажается с целью подвести меж-этническое основание под события 1932-1933 гг. С этой же целью постоянно осуществляются попытки создать представление о том, что и смерть косила жителей Украины по этническому принципу. Так, в своем обращении от 22 ноября В. Ющенко цитирует строку из акта о смерти Андрея Остапенко (1933 г.): «Причина смерти - указать подробно: украинец». При этом неясно, из какого контекста выхвачена эта фраза, неизвестно - единичный это случай или массовое явление, не является ли это опиской, попавшей не в ту графу? И даже если, как это бывало не раз, исследователи впоследствии уличат В. Ющенко в передергивании фактов, миллионы телезрителей запомнят: причина массовой гибели от голода в 1932-1933 гг. - украинская национальность.
Все это вместе с борьбой против русского языка и российских СМИ, украинской дипломатией, стержнем которой является русофобия и ориентация на США, поддержкой Ющенко и МИДом одиозного грузинского президента Саакашвили не оставляет сомнений в том, против кого в конечном итоге направлена эта кампания.
Резкая и не всегда взвешенная реакция российских властей, крайне раздраженных антирос-сийскими и антирусскими действиями и заявлениями нынешней украинской власти, тоже играет на руку киевским русофобам: российская политика по отношению к Украине изображается здесь как недружественная и неуважительная.
Четко просматривающееся стремление официальной украинской власти добиться закрепления в сознании украинцев образа русского, россиянина в качестве врага - опаснейшая тенденция, для которой используется широчайший арсенал средств. И нагнетание в соответствующем ключе темы Голодомора играет не последнюю роль.
На упомянутой конференции прозвучало абсолютно справедливое замечание директора Центра по проблемам европейской интеграции Ю.Шевцова: очень скупо затрагивается принципиальный вопрос о том, что официальная концепция Голодомора - это элемент психологической войны, когда совершенно сознательно фабрикуется некий информационный продукт и внедряется в общественное сознание. При этом в Украине происходят те же процессы, что и в странах Восточной Европы, прежде всего в Прибалтике.
И здесь, по мнению Ю.Шевцова, «вычленяется еще одна составляющая, которая обязательно будет и в Украине: обязательно произойдет пересмотр отношения ко Второй мировой войне и однозначного осуждения нацизма».
Он также разделяет точку зрения о том, что «геноцид», реабилитация ОУН-УПА и пересмотр итогов Второй мировой войны содержатся в Украине в «одном флаконе». «В этой цельности заключается самая большая опасность для Украины, Восточной Европы, да может, и для всей Европы… потому что когда просто антикоммунизм раскручивается и национализм понимается как платформа антикоммунистической идеологии, это одно, но если мы сейчас видим, что во всей Восточной Европе подготовлены условия для того, чтобы целая группа стран официально поставила под сомнение характер оценок Второй мировой войны - вот это уже проблема для всей Европы. Проблема надолго. Если в Европе исчезнет эта аксиома - однозначное осуждение нацизма, то мы тогда получим такой беспорядок в масштабах всей Европы, такую дифференциацию по группам стран, которая была до Второй мировой войны и которая приводила много раз к разным конфликтам».
В завершение подчеркнем: масштаб, с которым осуществляются мероприятия, посвященные 75-й годовщине Голодомора, формы, которые они приняли, и та агрессивная государственная пропаганда, основанная на манипуляциях фактами,- позволяют констатировать, что увековечивание памяти жертв Голодомора является не столько целью, сколько средством единой стратегии нынешнего руководства страны. Одна из задач которой - построение государства на основе националистической идеологии.
Электронная газета ?Новая Демократия?
http://ndgazeta.org.ua http://www.analitik.org.ua/author/4937c1fa8a573/