Чжу Да по прозвищу "бада Шаньжэнь" (человек с горы Бада)

Jun 30, 2011 23:10

Чжу Да (1626-1705) по прозвищу "бада Шаньжэнь" (человек с горы Бада) был отпрыском императорской фамилии. Детство его прошло в провинции Цзянси в атмосфере благополучия и комфорта. Когда же ему минуло 19 лет, в стране началась смута, вызванная нашествием маньчжуров.



В 1644 укрылся от манчжурских войск в буддистском монастыре, в 1648 стал монахом. В 1672 покинул монастырь, вёл жизнь странствующего монаха-художника. Отличался эксцентричным поведением, резкими переменами настроений. Дружил и переписывался с Шитао. В 54 года порвал с монашеской жизнью и женился. О его жизни сложено множество легенд.
В юности Чжу Да проявил незаурядные способности, наделенный чувством юмора, он порой удачной остротой привлекал к себе внимание присутствующих. С установлением господства Цинов в социальном и материальном положении семьи произошли резкие перемены, что вызвало в душе молодого Чжу Да чувство горечи и протеста. Он написал на воротах своего дома иероглиф "немота" и стал отказываться от речи в присутствии посетителей, отвечая на вопросы лишь кивком головы либо жестом. Так в молчании провел он более десяти лет, а потом покинул дом и укрылся в монастыре близ Наньчана, где принял постриг. В монастыре он выполнял работу проповедника буддийского учения, число его слушателей доходило до ста.
Одно время с ним случались припадки внезапного смеха или слез, а то он пускался в дикий танец, распевая во все горло - сковывавшее его нервное напряжение требовало выхода. Но с возрастом он стал спокойнее, большую часть времени посвящал живописи и каллиграфии. Свои работы он подписывал "человек с горы Бада", что в завуалированной форме обозначало его фамильный иероглиф "Чжу". Иногда он выстраивал иероглифы так, что они складывались в идеограмму "смех" или "плач". Таким образом, он выражал свое душевное состояние, когда не знаешь, что лучше: плакать или смеяться. Интересно, что одна из его печатей при внимательном рассмотрении представляла собой дату 19 число 3-го месяца, в тот день на горе Мэйшань в Пекине повесился последний минский император.
Из-под кисти Чжу Да вышло немало картин на темы "цветы и птицы", "горы и воды". Стиль его отличается лаконизмом, что, однако, не мешало автору добиваться передачи глубокого содержания. Для животных - птиц и рыб - на его картинах характерно явно недовольное выражение, которое прежде всего передавалось выражением глаз. Одной из известных картин художника является свиток "Цветы на реке" (Тяньцзиньский художественный музей).









Больше картинок здесь

Знаменитые китайские художники

Previous post Next post
Up