Наконец-то у меня появился повод написать Сурьезную Телегу. О сурьезности свидетельствует хотя бы то, что этот текст я набираю в Майкрософт Ворде, а не в блокноте, что характеризует. Текст будет большой, очень влом все это излагать, но надо.
Что хотелось бы отметить. Тема эта серьезная, важная и интересная. У меня есть опасения, что, если я отнесусь к этому слишком ответственно, я никогда этот текст не закончу. Так что свое мнение я изложу может быть несколько путано, но спонтанно. Уж извините. Если что, у меня всегда будет возможность что-то потом откомментировать дополнительно.
Так же, борясь с соблазном сделать умное лицо, я попытаюсь не использовать сугубо научный стиль, как бы иногда не хотелось.
Еще надо отметить, что я буду пользоваться цитатами, авторами коих являются два человека со сходным видением этой проблемы. Они будут мои условными оппонентами, но по ряду причин я не буду называть их имен. Кому надо, сам сообразит. Не буду, хотя бы потому, что меня интересует их точка зрения более, чем их личные качества и достижения. А также потому, что таких людей слишком много, чтобы вести диалог со всеми, а быть совсем голословным не хотелось бы.
И еще потому, что часть цитат вытащена не только из их постов, а также комментариев, но даже из ICQ. Я понимаю, что это не вполне джентльменский поступок с моей стороны, но в данном случае, повторюсь, имеет значение абстрактное мнение по вопросу, а не кто, когда, зачем и насколько коряво его высказал. Опять же, часть цитат взята из текстов несколько-летней давности, так что использовать их в качестве текущей точки зрения их автора возможным не представляется.
Вроде все. Пиар в любой форме приветствуется, если че. Будет жаль, если это прочтут человека три. Старался все ж таки)
Реплики одобрения или негодования приветствуются тоже.
Итак.
С самого раннего детства меня интересовала музыка. Не удивительно, что в какой-то момент я схватил первый попавшийся музыкальный инструмент, коим оказалась гитара, и попытался на нем заиграть. Сейчас, полагаю, можно признать, что в целом попытка оказалось удачной, несмотря на критическое отсутствие музыкальных способностей и общее раздолбайство.
Я это все не к тому, какой я молодец. А к тому, что я имею право высказывать свое мнение по музыкальным вопросам не только как слушатель, но и как музыкант. В данном случае важно не наличие или отсутствие у меня таланта и всего такого. Имеется в виду, что я сужу о проблеме скорее изнутри, а не снаружи. Я знаю, как играются концерты, делаются записи и тд. И уж тем более, я представляю себе, какие эмоции испытывает сочинитель и творец (гы!).
Собственно, в чем заключается вышеупомянутая проблема. То есть не то чтобы это проблема, скорее вопрос. Не буду мучить себя формулировкой, все вроде понятно:
Как изменения современной (культурной в целом и музыкальной в частности) среды влияют на процессы творчества и его распространения, какие плюсы, какие минусы из этого следуют, и как пресловутые творческие люди должны себя в этой ситуации вести?
Подозреваю, впрочем, что меня наверняка уведет куда-нибудь в сторону.
Ну, поехали.
Для начала, небольшой экскурс в историю. Все это знают, но пусть будет.
(Да, кстати, пока не забыл. По «музыкантами» в целом я обычно буду подразумевать своих ровесников, т.е. условно говоря, тех, кому сейчас 20-30 лет. И конечно, все они играют не в каких-то супер известных группах. Называйте это альтернативой, инди или как-то еще, пофиг.)
В то время, когда я начинал свой творческий путь место музыки в жизни было совершенно другим. Главных отличия было два.
Первое - «человек с гитарой» привлекал внимание. Не то чтобы их было мало. Скорее всего, просто не было так заметно их количество. Сейчас же в каждом подъезде по музыканту, никого этим не удивишь. Причем, как полагается, каждый из них обязательно творец и непризнанный гений. Все мало того, что играют, так еще и сочиняют. Все это неотрывно связано с ростом доступности музыкального техобеспечения и концертных площадок. И последним ударом стало повсеместное распространение компьютеров, интернета, и формата MP3, конечно же, вкупе с торрент-технологиями.
Второе - подавляющее большинство музыкантов выросло на альбомах классических групп, и считает их эталонными. Т.е. сама культура записи и приобретения альбомов была возведена в культ. Часть этих образцовых пластинок вообще относится к эпохе винила, когда копирование информации было делом весьма непростым. И даже относительно недавние альбомы 90х все равно делались в том же традиционном русле альбомной культуры. Что ударило по этой культуре опять же понятно, повторяться не буду.
Кроме того, надо сказать, что место музыки в жизни обычного человека также с тех пор приуменьшилось.
Еще ремарка - следует учесть также российскую привычку плевать на все копирайтные законы с высокой колокольни. Если не ошибаюсь, какое-то время назад мы занимали второе место по пиратству в мире (после Китая), правда учитывались, кажется, диски, какова статистика по интернету, не знаю.
(Какого хрена Ворд пишет «интернет» с большой буквы, это что, правильно? Не поддамся!)
Ближе к делу.
У некоторых особо творческих личностей все эти изменения вызвали какой-то душевный коллапс. Он и так назревал, но в нынешней ситуации проявился особенно ярко. Я не знаю, какого их количество относительно общего числа музыкантов, но их немало. Собственно этот текст не был бы написан, если бы мне регулярно не приходилось встречаться с такими людьми и выслушивать их точку зрения, с коей я не согласен чуть менее, чем полностью.
Я вполне понимаю, что стремительно меняющаяся ситуация рушит массу планов и мечт детства, но я против подхода «раньше трава была зеленее» и «виноваты не мы, а все остальные».
Попытаюсь выразить это конкретнее. Так как мне лень выстраивать правильные логические связи (это все-таки, как уже говорилось, не научный текст), я попробую просто написать некоторые комментарии к цитатам, отражающим общие места. Настолько общие, что каждую из них я мог бы заменить на другую аналогичную.
Цитаты, разумеется, нагло выдраны из контекста и все такое. В некоторых из них изначально подразумевалось не совсем то, на что я пытаюсь возразить, я использовал их для наглядности.
Моя редактура только в компоновке, или если отмечена спецзнаками.
Единственное, что я сделаю в пользу структуризации, это разобью текст на несколько пунктов. Начало будет поскромнее, конец повеселее.
Итак, пункт первый. Кодовое название - «Россия гибнет»
Не стоит, конечно, воспринимать название буквально, собственно Россия тут ни при чем.
Я имел ввиду стандартные для жопоголиков утверждения (если вы не знаете, кто это такие, спросите, отвечу, лень сейчас объяснять или ссылку делать, погуглите, в конце концов).
Они обычно утверждают, что все плохо и будет еще хуже. Как раз то самое «раньше трава была зеленее, а скоро вместо травы вообще будет полная жопа, и вместо всего остального тоже».
с каждым десятилетием ситуация в музыке ухудшается
с этим только дебил будет спорить <…> 70 годы так и остались позади
планка снизилась до невероятного
с этим спорить бесполезно
Подобные утверждения приходится слышать очень часто. Никаких конкретных аргументов мне не встречалось. Почти всегда подразумевается, что это очевидно. Имхо, это ни хрена не очевидно. Может, конечно, я туповат, как и множество солидарных со мной (про эту точку зрения на нас чуть позже), но, плиз, объясните же наконец, в чем ужас сегодняшнего дня по сравнению с 70ми. Или 60ми (мне кажется любая цифра подойдет).
Далее будут фигурировать мнения, которые как бы объясняют нам в чем ужас. Но в данном случае интересно то, что именно вышеприведенные фразы считаются истиной по умолчанию и в аргументах не нуждаются.
меня волнуют мои собственные взгляды, даже если они мало соприкасаются с окружающей действительности
и насчет старых времен мы тоже не ноем
Сколько мне надо привести цитат, подобных предыдущим, чтобы вы признали, что вы именно ноете насчет старых времен? Или это не одно и то же?
Имхо, говорить - «сейчас становится все хуже» - это то же самое, что жалеть о каком-то туманном прошлом. Если я неправ, жду опровержения.
ибо время масштабных студийных проектов (допустим, пинк флойд, битлз позднего этапа и т.д. и т.п.) проходит и, похоже, проходит безвозвратно
Сказано с явным сожалением. Ну что сказать. Ну да, прямо скажем, давно прошло. Но это не значит, что сейчас это стало труднее делать. Просто меняется ценность подобных вещей. Это нормально и это не значит, что ситуация ухудшается. Она просто меняется. Да сейчас у альбома а ля «Стена» меньше шансов получить мировую известность. Зато, например, изменился радиоформат. Это отдельная тема, я тоже не любитель радиоформатов, но заметьте, что нынче песня не должна умещаться в три минуты и быть записанной на мейджор студии, чтобы попасть на радио. И это хорошо.
Так что глобальные культурные изменения - это не зло само по себе. Да, меняются приоритеты, есть плюсы, есть минусы, но если кто-то считает, что ситуация ухудшается, это еще следует доказать.
<…> Или другие заработки (когда человек идет на сделку с совестью, оставляя музыку в насколько-это-возможно максимальной чистоте и лишь в том виде, в котором она лично для него представляет максимальную художественную ценность), либо его релизы будут выходить, скажем так, раз в 5-8 лет (при условии, что он мог позволить себе до этого делать альбомы раз в 2-3 года)
Это про то, что нас ожидает. Типа, варианты действий настоящих музыкантов. Тут все просто. Нам предрекают регресс. Я могу сказать одно - пруф, пожалуйста, будьте добры. Конкретно, где и кто (из хоть сколько-нибудь значительных персонажей) снизил скорость выпуска альбомов из-за внешних обстоятельств.
Если же человек пишет альбомы, которые изначально не окупаются, на свои деньги, а из-за кризиса, например, ему урезали зарплату, это его личные проблемы.
Да, рванет много людей в новое и свежее. Но, во-первых, не придумана еще панацея на много лет, и любое новое течение иссякнет за несколько лет, от силы десятилетий. А во-вторых, учитывая нынешние возможности передачи информации, любое новое течение имеет возможность прожить полновесную жизнь (детство, отрочество, юность......старость и немощность...) и в течение года-двух. Не успеет этот стиль созреть, как поклонников, собравшихся на запах "свежатины" или групп, полностью копирующих идею, станет невыносимо много. Настолько много, что хочешь-не хочешь, а отвращение появится.
Напугали прям. А раньше не так было? Это какое такое течение было реально на плаву лет десять? И без подражателей чтобы?
Пункт второй. «Теплый ламповый звук»
Советую сходить на lurkmore.ru и заценить статью одноименную этому пункту). Я не буду ее цитировать, хотя очень хочется.
Есть такое мнение, что раньше аппаратура была огого, а цифра все убила. Уничтожила душу музыки, можно сказать. Дескать, новые технологии ведут к деградации звуковых нюансов. Сюда же стоит отнести восторг по поводу старых классических студий звукозаписи, в которых, дескать, творили искусство, а не деньгу зашибали.
аналоговая аппаратура, это аналоговая аппаратура, я придерживаюсь мнения, что с появлением компьютера в музыке все стало значительно хуже
Кроме того, есть такая вещь, как культура работы в студии - на цифре все иначе. И это сказывается на каком-то очень тонком уровне. Записи 70-х живее не только из-за нот, которые играли, но и из-за звучания этих нот. Того, как живой ламповый усилитель барахлит или греется, как его снимает особый микрофон и тд и тп. НЕЛЬЗЯ на компе эмулировать это. Получить похоже, иначе или даже лучше для узких целей - да. А так же - нет.
Насчет доступности аналоговой аппаратуры. Начнем с того, что сейчас даже ламповые гитарные усилители за 2-4 штуки баксов собирают порой в Китае методом массовой штамповки. И звучат они ужасно по сравнению с изношенными аналогами 80-х. Проверено, и не только мной. Но это все мелочи. Студийное оборудование - микрофоны, кабели, катушки, ПОМЕЩЕНИЯ, пульты и многое другое сейчас, подчас, не производится. Я имею в виду модели 70-х и 80-х, не говоря о более раннем. Более того, их современные аналоги, даже если они такие же качественные, стоят в разы больше, и стали не чем-то общедоступным, а элитной кастомовой бутиковой продукцией
По поводу доступности - то, что сейчас много китайского товара, это нормально. Слишком растет спрос. Тот факт, что цена на реальные классические агретаты столь высока, объясняется не в последнюю очередь тем, что масса ценителей «настоящего лампового звука» так от них фанатеет, что готова платить за это бешеные деньги. Если никто не будет дрочить на «родной ламповый комбик», то и цена может упасть. Это раз.
Во-вторых, можно сказать - зажрались. Реально крутая аппаратура должна стоять на студиях. И она там есть, я видел. И в клубах бывает. А для физических лиц есть масса дешевого оборудования, да, оно не студийного качества, а хули вы хотели.
То, насколько сейчас легко обзавестись вполне приличным аппаратом для дома, вызывает лично у меня восторг. И это стоит того, чтобы отказаться от культа лампы.
Теперь идеология. Да, конечно, настоящая студия - это круто. Но есть разница между «писаться на крутой студии с раритетным аппаратом» и «писать музыку». Не только я, но практически все, обладающие хоть каким-то вкусом люди, слушают в числе прочего и песни записанные черт знает как. И ничего, живы. Особенно это касается тех, кто испытывает хоть какую-то симпатию к тому, что условно называется «русский рок» (термин спорный, но сегодня об этом не будем).
Что касается «нюансов звука», в большинстве случаев, я не понимаю о чем идет речь. Т.е. я могу предположить, что у меня проблемы с ушами, но так или иначе 99,9% слушателей слышат еще меньше. Да, я знаю, чертовски обидно, когда какой-то нюанс, от которого аццки прет автора, никому кроме него не слышен. Но с этим надо смириться. Большая часть немузыкантов не способна разбить в уме трек на партии отдельных инструментов. Так что предполагать, что они действительно оценят «родной ламповый звук» - наивно. Разве что, может быть коллеги по цеху, такие же ценители.
Конечно, настоящему творцу начхать на все, кроме своего восприятия (об этом ниже), но тогда надо честно признаваться, что это эгоцентризм, а слушателям, пусть и преданным, до этого дела нет. Тем более, что практически никто не слушает запись на такой технике, чтобы все эти нюансы были различимы, даже ваши преданные фанаты.
Кроме того, записаться с качеством 70х сейчас проще простого.
Например, на мой взгляд, главное отличие и преимущество старых записей в том, как они записаны и сведены. Сейчас это несложно сделать. Преимущества аппарата весьма условны. Ну кто сейчас скажет, что у Харрисона на гитаре был хороший перегруз? А ничего, в целом-то звучит.
Но почему-то практически никто не использует сведение, подобное битловскому, дорзовскому etc. А про ламповый звук говорят все.
дальше -
здесь