Что мы знаем о боях Красной армии на Хасане в 1938 году? А ведь после окончания гражданской войны это была первая война с внешним противником. Потом были Халкин-Гол и Финляндия. Но Хасанские события так похожи на нынешние украинские, что хочется их рассмотреть подробнее.
В 1929 был создан Отдельной Дальневосточный округ, но территория, на которой он находился, была огромной, поэтому в 1932 году внутри были созданы два отдельных округа: Забайкальский и Приморский. Штаб Приморского округа располагался в нынешнем Уссурийске. Я родилась в этом городе, мой отец был историком, а его брат - редактором местной газеты «Коммунар». Братья собирали материалы и писали историю Приморья. Я читала эту рукопись примерно в 1967 -68 годах. Тогда, по прошествии 30 лет после Хасанских событий, были еще живы их участники, а журналист дядя Вася мог брать у них интервью, ему доверяли, ведь у него был орден Боевого Красного знамени. Издать книгу не удалось, были получены отрицательные отзывы. Я даже помню, что рукопись закопали на даче... Но все же после распада СССР нашлось много историков, исследующих эти события. А рукопись мы не нашли. Дядя Вася умер в 75 году, а отец точного места не помнил.
1. Как появилась граница в районе Хасана
Озеро Хасан расположено в горной части Приморского края и имеет размеры около 800 м в ширину и протяженность с юга-востока на северо-запад в 4 км. Западнее его находятся сопки Заозерная (Чжангу) и Безымянная (Шацао). Их высоты сравнительно невелики, не более до 150 м, но с их вершин открывается вид на Посьетскую долину, а в ясную погоду видны окрестности Владивостока. Всего в 20 с лишним километрах на запад от Заозерной протекает пограничная река Туманная. В ее нижнем течении проходил стык маньчжуро-корейско-советской границы. Граница была установлена на основании Хунчуньского протокола, подписанного с Китаем еще царским правительством в 1886 году. Я об этом писала ранее - у китайцев даже карты этих мест не было, карту привез наш картограф, на ней и начертили границы. А вот на местности никаких границ не было - вбили колышки с номерными знаками и все. Многие высоты в этой погранзоне никем не контролировались. На сопках Безымянная и Заозерная располагались наблюдательные посты советских пограничников.
Японцы мечтали перебраться на материк со своих вечно заливаемых и трясущихся островов. Они захватили часть Китая и Кореи. Манчжурия у Китая была чем-то в виде Тибета - вроде бы и наша территория, но вечно претендующая на самостоятельность. За эти претензии и поплатилась - стала вассалом Японии.
Клочок болотистой земли между озером и рекой был вообщем-то никому особо не нужен. Но наши картографы еще в 1870-е годы были дальновидными ребятами, они понимали, что охранять границу с высоток легче, чем с болотных низин, вот и провели линию границы по вершинам сопок. Эти сопки были стратегически важными пунктами для окрестной территории. С этих высот хорошо просматривался и в случае войны мог бы обстреливаться Владивосток, а в сторону Кореи были видны железная дорога и корейский порт. На приведенной ниже фотографии видны спорные земли- это северные склоны сопок, обращенные к острову Хасан.
Озеро Хасан, сопк Безымянная и Заозерная, вдали - река Туманган (Туманная)
Конфликт разразился из-за того, Япония и СССР по-разному представляли, где именно проходит граница, а заболоченная земля не представляла особой ценности для японцев, да и в Приморье только-только выгнали интервентов, сил на обустройство границ не было. У японцев тоже не было сил воевать с СССР, они были измотаны подавлением китайцев и корейцев, ведь для удерживания завоеванных территорий, чаще требуется больше сил, чем для их завоевывания.
2. Сталинский сокол
В 1937 году в СССР начались репрессии. В Приморский край в июле 1937 года на должность начальника УНКВД прибыл Генрих Самойлович
Люшков. Наделенный неограниченными полномочиями, Люшков арестовал весь руководящий состав УГБ пограничной службы. «Подвиги» этого «верного сына партии» можно перечислять долго. «Я счастлив, что принадлежу к числу работников карательных органов нашей страны, которые под руководством сталинского наркома государственной безопасности ведут борьбу со всеми врагами родины…», - писал в уссурийской газете «Коммунар» комиссар госбезопасности Люшков. Кто же эти враги - это первый секретарь Уссурийского обкома ВКП(б), делегат 17-ого съезда партии Овчинников, председатель Уссурийского исполкома Мишин, другие преданные делу работники. За один год работы Люшкова были обезглавлены все структуры управления: хозяйственная, политическая, военная и безопасности. За охрану границ как раз и отвечали органы безопасности.
Такая ретивость испугала даже Москву, поэтому было решено убрать Люшкова. Всего год Люшков зачищал край, а как только узнал, что на смену ему из Новосибирска едет новый начальник УГБ, сбежал. Люшков отправился якобы на инспекцию в Посьетский пограничный отряд, оттуда убыл на границу якобы для встречи с агентом и пропал. В действительности он сбежал и сдался японцам. Там он потом начал сдавать все, что знал в соответствии со своим положением в иерархии НКВД, выдавая себя за ярого антисталиниста. Тогда то он и рассказал японцам, что в районе Хасана, стыка трех границ, войск у Советского Союза практически нет, а только малочисленный пограничный заслон.
Японцы пытались решить проблему дипломатическим путем, 15 июля 1938 года японский посол предложил наркому иностранных дел СССР Максиму Литвинову завершить конфликт и установить границы по берегу озера Хасан. Они обещали не держать японские войска на расстоянии одного километра от берега озера. А это как раз и будет до вершин сопок. Японцы получили отказ. И тут японцам пригодились сведения, полученные от Люшкова, ведь они узнали, что воевать может и не придется. Вот и решили установить границу силовым путем, начав боевые действия 29 июля 1938 года.
Продолжение следует.
Но о Люшкове, проклятом приморцами посланнике Кремля, я больше писать не хочу. У большинства предателей бесславный конец. Такой же он был и у Люшкова. Причем от самих же японцев, которые его и застрелили в августе 1945 года при попытке поторговаться за свою жизнь. Отношение к предателям везде и всегда одинаково.