Великая пятница. Скорбный день, вспоминают о крестной смерти Иисуса Христа, снятию Его тела и погребения. Мне хочется в этот день обратиться к работам Николая Николаевича Ге - русского живописца,
мастера портретов, исторических и религиозных полотен, тем более, что 23 февраля исполнилось 180 лет со дня его рождения.
"Художник Николай Ге", картина художника Ярошенко Н.А
(если картина не открывается, щелкните в левый верхний угол для загрузки)
Очень многие известные работы Николая Николаевича на библейские темы не были приняты при его жизни. Они очень отличались от салонно-красивых работ других художников на библейские темы. Его полотна звучали как страстная исповедь
Христос в Гефсиманском лесу, 1869 год.
В ночном саду с глубокими тенями Иисус молил Отца: «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
.....................................................................
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
(Из стихотворения Бориса Пастернака. "Гефсиманский сад".1949. )
Однако картина не имела успеха ни в Петербурге, ни на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869. Образ, явившийся воображению художника, сочли надуманным и умозрительным. Но мастер упорно шел по своему пути, ища свою, только одному ему известную истину.
"Что есть истина ? Христос и Пилат" 1890
С этого времени каждый год в Петербурге неизменно появлялись картины Николая Ге. Полотна удаляли с выставок, они подвергались церковной цензурой беспощадным гонениям, и художнику приходилось показывать их на частной квартире. Но на запрещенные картины толпами ходила смотреть публика, о них спорили, их обсуждали в прессе и вывозили за границу…
"Христос и разбойник" 1893.
Ге был очень доволен произведенным впечатлением: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться…». Он снова стал необычайно популярен. Молодые художники внимали ему как апостолу нового искусства. Ге рассказывал им о живой форме, способной передать чувство. Сам он писал так, как учил: без эскиза, без натуры и без контура.
" Распятие" 1892 г. Музей д'Орсэ, Париж
Художник Николай Ге о картине:
- Я долго думал, зачем нужно распятие… - для возбуждения жалости, сострадания - оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…
"Голова распятого Христа" 1892-1893.
"Возвращение с погребения Христа" 1859 г. Эскиз
Судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.
"Голгофа" 1893
Он всегда искал истину, нередко думал, что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе… (Г. Мясоедов)
По материалам сайта
http://www.tanais.info/art /