Apr 16, 2010 15:32
"Если оно ходит, как утка, крякает, как утка и выглядит, как утка, то это утка". На этом английском афоризме строится очень много фальсификаций и вообще львиная доля современной лёгкой промышленности. Ведь что значит "это утка"? Это значит, что у неё есть все остальные известные нам свойства утки, в частности, она несёт яйца, у неё вкусное мясо, у неё водостойкий пух и т.д. И эти остальные, предполагаемые свойства могут быть ключевыми. Например, покупатель видит продукт, который выглядит, как мясо, на ощупь, как мясо, на нём написано, что это мясо - и он считает это мясом. Хотя ключевые свойства этого продукта могут сильно отличаться от мяса. Цель многих компаний - создать продукт, который потребитель как-то опознает и предположит остальные его свойства - но самих этих свойств может не быть, потому что на самом деле это другой продукт, мимикрирующий.
Следующий шаг интереснее: даже если человек может проверить ключевые свойства продукта, он часто отдаёт предпочтение второстепенным его признакам. Чёрный чай, который даёт интенсивный цвет, но никакой вкус, будет покупаться лучше, чем вкусный чай, не дающий такой интенсивный цвет. Из этого иногда делается вывод, что потребителям и не нужен вкусный чай, спрос определяет предложение. На самом же деле речь об обмане механизма распознавания, примерно как оптическая иллюзия. Рационального тут со стороны потребителя мало. Например, потребитель может знать, что этот продукт, который выглядит, как молоко, на котором написано "молоко" и который на вкус напоминает молоко, не скисает, а портится (горкнет). Значит, это определённо не молоко! Но если ему предложить зелёную жидкость такого же вкуса и с надписью "молокозаменитель", он предпочтёт белую. Мало того - он даже может верить, что это всё-таки молоко, просто сейчас стали делать какое-то странное нескисающее молоко. И какой-то странный чай, цвет которого не нейтрализуется лимоном. И вовсю работает самообман: ребёнок будет радоваться клубнике, которая выглядит, как клубника, но имеет слабый и водянистый вкус - для ребёнка это та же самая клубника, которая ему когда-то понравилась.
Иногда эти иллюзии не являются обманом. Например, "линолеум под ламинат под паркет" - я в восторге! Или "Тушёнка «Армейская»" (всем понятно, что это имя собственное). Или крабовые палочки, пластиковый корпус под металл, искусственные цветы, "джипы"-паркетники и многое-многое другое. "Пластмассовый мир победил, макет оказался сильней".
подумалось