Часто люди в применении к государствам и вооружённым силам говорят "мы", "вы". Например, "мы вломили грузинам", "вы хотите контролировать наш Черноморский флот" и т.п. То есть, обобщают действия правительства и армии на весь народ и себя в частности. В лучшем случае это смотрится как хорошо работающая пропаганда, взрастившая патриотические чувства, в худшем - как приписывание себе чужих успехов ("мы пахали"). У такого подхода есть очевидные негативные последствия: война переходит в ранг народной, отсюда недалеко до резни грузин в Москве или, наоборот, русских на курортах Грузии... Я не считаю решения правительства Украины нашими решениями. Это их (правительства) решения. Вооружённые силы - это они, а не мы или вы. От того, что правительства России и Украины что-то не поделили, я не изменяю отношения к обычным русским (если и пока они не говорят "мы" и "вы", т.е. не показывают изменение своего отношения ко мне, обусловленное патриотизмом).
Патриотизм - вредное чувство. Оно искусственно воспитывается пропагандой для того, чтобы правителям проще было действовать в своих личных интересах. Патриотизм не свойственен человеку изначально (за исключением тех его проявлений, которые являются следствием эгоизма, т.е. патриотизм по отношению к своей семье, своей фирме и т.п.). Чем государство более тоталитарно и агрессивно, тем больше пропаганда работает на воспитание патриотизма своих граждан. И люди начинают искренне верить, что есть некие интересы государства, которые расходятся с интересами граждан этого государства, и что за интересы государства этим самам гражданам можно даже умирать. И осетины вдруг становятся русским настолько родными, что за них нужно воевать. В отличие, например, от украинцев. И ведь никто не задумывается, что в бытовом (личном) общении взаимоотношения с человеком практически никогда не зависят от того, гражданином какого государства он является, никто об этом и не спрашивает. Мне странно желать харьковчанину больше добра, чем пермяку или парижанину, потому что Харьков в данный исторический момент находится в том же государстве, где нахожусь я, а Пермь и Париж - в других.
Не было интересов Римской Империи, были личные амбиции императоров, из-за которых страдал народ Рима. То же и в других государствах. А ведь изначально государство призвано представлять интересы своих граждан, гос.чиновники (вплоть до президента) - слуги народа, которые получают свою зарплату от налогоплательщиков за то, что действуют в их интересах. Патриоты с таким тезисом вряд ли согласятся.
О патриотизме интересно писал Лев Толстой. Приведу пару цитат:
Так что не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает человечество, - не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), - а есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и могущества, которые могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств.
Казалось бы очевидно, что патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же - учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут считать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении.
Патриотизм и правительство На вопрос одного царька: сколько и как прибавить войска, чтобы победить один южный не покорявшийся ему народец, - Конфуций отвечал: "Уничтожь всё твоё войско, употреби то, что ты тратишь теперь на войско, на просвещение своего народа и на улучшение земледелия, и южный народец прогонит своего царька и без войны покорится твоей власти".
Патриотизм или мир? Патриотизм мог быть добродетелью в древнем мире, когда он требовал от человека служения наивысшему - доступному человеку того времени - идеалу отечества. Но как же может быть патриотизм добродетелью в наше время, когда он требует от людей прямо противоположного тому, что составляет идеал нашей религии и нравственности, не признания равенства и братства всех людей, а признания одного государства и народности преобладающими над всеми остальными. Но мало того, что чувство это в наше время уже не только не есть добродетель, но несомненный порок; чувства этого, т.е. патриотизма в истинном его смысле, в наше время не может быть, потому что нет для него ни материальных, ни нравственных оснований.
Христианство и патриотизм Для сравнения другая цитата:
Мы знаем всё. Мы помним всё. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружьё. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьёт твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьёшь немца, немец убьёт тебя. Он возьмёт твоих и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоём участке затишье, если ты ждёшь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого - нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай вёрст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! - это просит старуха-мать. Убей немца! - это молит тебя дитя. Убей немца! - это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!
Илья Эренбург, «Убей!», 24 июля 1942 г