На фоне эмоциональных, но зачастую "нефактических" постов, считаю необходимым приоткрыть для заинтересованных занавес над историей проблемы Южной Осетии. Вынужден вмешаться в информационную войну, которую ведут против России и Южной Осетии средства массовой дезинформации Запада и Грузии. Почему я? Просто немного знаю вопрос (к "немного" прошу не придираться).
История
Современная Грузия - государство многонациональное; армяне, евреи, азербайджанцы, греки, курды живут на этих землях и по сей день, а до недавнего времени список можно было пополнить осетинами и абхазами, но... до недавнего времени. По свидетельству греческих и римских историков осетины, абхазы, армяне живут здесь с незапамятных времен, как и грузины. Не стану превращать очерк в историографическую справку, покажу лишь бесперспективность пути, на который встала грузинская наука - невозможно выдержками из Плиния, Страбона, Марцеллина, Тацита обосновать свое исключительное бытие на спорных землях и отказать в таком праве другим народам. Очень сложно охотиться за фактами собственной "прописки" на этих землях и рыскать по пергаментам в поиске "свидетельства о собственности". Во-первых, это бессмысленно. Во-вторых, может повезти твоему визави. Задача не имеет решения. Приведу лишь несколько историографических выдержек, которые свидетельствуют как минимум о праве осетин жить на этой земле.
Труба, только не Газпромовская
Напомню, в доисторические времена племена и народы отличались чрезвычайной мобильностью. Мигрировали не только народы, но и названия, топонимы, конкретная географическая область за века претерпевала немыслимые изменения. Не существовало осетин в их теперешнем виде, не существовало и грузин в современном понятии, но на протяжении столетий как н. э. так и до н. э. в истории накапливаются многочисленные письменные свидетельства присутствия на спорной территории предков современных осетин. Ареал военно-политического и хозяйственного распространения сарматов-аланов достаточно широк как по северную сторону ГКХ (Главного Кавказского Хребта), так и по южную. Важное значение, играемое сарматами-аланами в жизни империй Рима и Византии, государств Азии и Востока предопределило их почти ничем не ограниченную мобильность. Образно говоря, высокий боевой потенциал был востребован постоянно, "контракт" следовал за "контрактом". Из степей юга современной России в Закавказье и дальше, на просторы Малой Азии и стран Средиземноморского бассейна можно было попасть тремя путями: Дербентским (по побережью Каспийского моря), вдоль берега Черного моря и через проходы в Центральном Кавказе (условно Дарьяльский проход в самом центре ГКХ). И если с течением времени западный проход в Закавказье и восточный оказались заселены и "застолблены", центральный остался за сарматами-аланами. Теперь представьте себе: туда-сюда ходят военные подразделения, образно говоря, в набег-домой, в набег-домой, а дорога с Кавказа в Закавказье, иначе "труба", проходит как раз по территории современных Осетий, из Северной в Южную и наоборот. Со временем подконтрольные аланам земли усохли до двух небольших областей по обе стороны ГКХ, но неизменно центром образования осетинских земель оставались проходы в Центральном Кавказе - свидетельство былой мощи. Как на территории южной Осетии возникли и развились поселения? Очень просто - при частых военных переходах по обе стороны хребта возникали, образно говоря, "базы подскока" (фураж, продовольствие), развилась инфраструктура, распространился свой особый жизненный уклад. Так гости осетины по южную сторону хребта или аборигены?
Южное осетинское племя Twaltæ (ед. ч. twal, прил. twallag - до сих пор южные осетины, говоря о происхождении, упоминают в качество такового прилагательное "туальский", "я - туальский") документируется с VII в. в формах Dowalk' (Ашхарацуйц) и Tūlās=Tuwal-Ăs (Ибн-Руста и Худуд ал-Алам), в "Двалетском пути" (gza Dvalet'isa=Дарьяльский проход) летописи Картлис Цховреба и в Duelli Иоанна III из Султание. Данный этноним, этимология которого неизвестна, восходит, по-видимому, к грузинской форме с глухим дентальным звуком, учитывая предположение, что какая-то ветвь аланов населяла территорию по соседству с кавказским народом Dval-, и заимствовала его название. В Южной Осетии, в верхнем течении реки Большая Лиахва до сих пор проживают осетины, которые известны как Ūrstwaltœ "белые туалы".
Из Картлис Цховреба, грузинской хроники узнаем, что осетинские цари (Ovst'a mep'eni) Базук и Анбазук выступали союзниками аршакидских царей Картли/Иверии Азорка и Армазела (Вахушт 87-103 гг.) против армянского царя Арташана (арм. Artašēs); этот же эпизод "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци трактует как вторжение аланов (Alank'), которых поддерживала "половина страны Иверийской".
Можно долго продолжать, но очевидно - исторические свидетельства не говорят ни о чем, кроме того, что по сию сторону ГКХ долгое время светились оба народа, достаточно долго, чтобы веками попадать в исторические хроники. Летописи не закрепляют исключительного права за каким-то одним народом на землю, выбрасывая другой на обочину истории. Скорее всего, истина лежит где-то посередине, грузины стоят на своей земле, осетины на своей.
Первая волна геноцида
В прошлом грузинские историки и летописцы писали о своей земле, как о саде, в котором растут и скрещиваются различные культуры. Но те благословенные века давно прошли.
Меньшевистское правительство Н. Жордания в 1918-1921 годах начало проводить политику вытеснения "пришлых", одна за другой последовали карательные экспедиции, осетин и абхазов стали выселять, жечь дома, убивали при попытке сопротивления. Повторюсь, наличие государственной границы вовсе не постулирует факта первенства на означенной территории какого-то этноса по отношению к другому, тем более, если вопрос уходит в такую седую древность, что истина сокрыта дымкой веков. Факт же компактного проживания осетин на территории ЮО благополучно пережил эпохи и на блюдечке достался историками и этнографам. Грузинское правительство своими кровавыми игрищами "доигралось", большевики штыками XI - армии во главе с С. М. Кировым и Серго Орджоникидзе вошли в Грузию из Северной Осетии и свергли меньшевистское правительство. С подачи большевиков ЮО получила картонную автономию, собственно, отсюда и пляшет современная юго-осетинская государственность. Но грузины успели "славно" погулять - войска меньшевистского правительства сбрасывали в пропасть детей, стариков, вспарывали животы беременным. Сожгли десятки деревень и сел, целенаправленно истреблены пять с половиной тысяч человек, десятки тысяч беженцев ушли в СО. В результате почти трехнедельного истребления, пожаров и убийств ЮО практически опустела. Вот что писал начштаба меньшевистской гвардии В. Джугели: "Я со спокойной душой смотрю на пепелища и клубы дыма. Я совершенно спокоен, да спокоен..." Не знаю, писать ли о примерах зверств? Как на глазах матерей сыновьям отрезали детородные органы и заставляли несчастных женщин их есть... Парней заставляли смотреть, как их матерей раздевали посреди зимы донага и водили по улицам села... У Гитлера и Геббельса были хорошие учителя.
Вторая волна геноцида. Шида Картли, Самачабло
Так грузины называют Южную Осетию.
Жили себе все вместе, не тужили при весьма условных границах, пока не наступили новейшие времена с их торжеством формализма и нормативизма. Жестко закрепить границы, декларировать, задокументировать, и где тебя застал конец передела мира, стало быть, в тех границах и жить. На первый взгляд правильно, мало того, справедливо и гуманно, но только на первый. Тут грузинские историография, история и пропаганда в услужении властных кругов делают зидановский финт - утверждается, будто эти земли всегда были грузинскими. Только грузины - исконный народ, все остальные пришлые, подлежащие выселению. Почувствуйте тонкую подмену понятий - фиксация границ, формообразование государства определяют не пределы для хозяйствования и прочей необходимой жизнедеятельности, а постулируют чей-то приоритет и примат на означенной территории, что бы ни говорили независимые историки и прочие летописные свидетельства. По этой причудливой логике Свазиленд и Лесото просто не имеют права на автономию, потому что со всех сторон окружены другим государством, и, стало быть, внешняя граница ЮАР однозначно свидетельствует о том, что аборигены Лесото и Свазиленда - чужаки, пришлые и хорошо бы позволить им выйти вон.
Будете смеяться, в конце восьмидесятых "Демографическое оздоровление нации" объявили в Грузии едва ли не национальной стратегией, в современной терминологии - национальным проектом. В 1988 году профессор Кванчилашвили опубликовал демографический труд, в котором предлагал ограничить рождаемость в негрузинских семьях простым воспроизводством. Другой "ученый", Чкаанава, предлагал выселять негрузин, имеющих более двух детей в семье.
Понятно, все это крайности и в качестве официального курса вряд ли провозгласилось бы (впрочем, все могло быть), но тот факт, что подобное имело место, говорит о чудовищной "ломке" грузин по внешним атрибутам государственности - гербу, флагу и самое главное - по возможности безнаказанно, без оглядки на Москву тешить собственное самолюбие. Отсюда насильственная ассимиляция - ты не получишь паспорта и гражданства и забудешь о нормальной жизни, пока не поменяешь фамилию и в пресловутой пятой графе не напишешь "грузин". Вот и живут на территории Грузии многочисленные -швили, которые на поверку часто оказываются осетинами. Так Тедеев становится Тедешвили, Газзаев - Газашвили и так далее. Про сванов и аджарцев не пишу, это отдельная тема и пусть ее освещают те, кто "владеет вопросом".
Два положения, одно вытекающее из другого, определяют политику Грузии в отношении соседей уже без малого век: нас больше (следовательно, мы древнее), и отсюда - имеем преимущественное право делать, что хотим. Прошу учесть игру случая, ухмылку фатума - граница Грузии, по несчастью совпадающая в своей северной части с северной же границей ЮО, "собирает" лишь способ хозяйствования, который по южную сторону ГКХ несколько отличается от такового по северную сторону. По общности уклада и сформировался культурный ландшафт, пределы которого и замкнули в государственную границу, отграничили тогдашнюю закавказскую виноградарскую Ойкумену - сходный с/х цикл, общие торговые центры, дороги, календари бытовой и церковный. Принимать ли во внимание, что истинный смысл абриса - очертить территорию и население, занятые схожей жизнедеятельностью, в котором грузин всего-навсего количественно больше? Ну что вы, гораздо проще означенный уклад объявить своим, а соседей - импортерами "грузинского образа жизни", нахлебниками и пришельцами. Скоро начнут брать роялти за выращивание винограда и замкнут значком © само слово "виноград". Естественная граница жизненного уклада пролегает по хребту, и трудно сказать, что было бы, окажись ГКХ чуть севернее. Стала бы Южная Осетия чуть больше, окажись по южную сторону часть Чечни или Дагестана... Как вы представляете себе риторику Тбилиси в этом случае? Рискнули бы Гамсахурдия, а теперь и Саакашвили меряться писькой с чеченцами и дагестанцами на предмет, кто древнее? Крошечная Южная Осетия - словно кость в горле, проглотить не получается, скоро стукнет век этим потугам, скоро слезы хлынут, а тут чеченцы и дагестанцы... Я хоть и фантаст, но от подобной альтернативки дурно попахивает кровищей, разумеется, если признаем непогрешимость грузинского принципа "нас больше, стало быть, мы древнее, а вас тут никогда не стояло". По просьбам друзей могу написать, но не очень хочется. Гораздо проще написать: "... а дальше по Шекспиру - все умерли".
Подобно странам Балтии, Грузия до предела обозлена десятилетиями, проведенными под пятой большевиков и после обретения независимости в новейшее время стремительно бросилась наверстывать упущенное. Нельзя сказать, что южные осетины остались всем довольны большевиками - куцая автономия "не тянет" против жирного куска, что получила Грузия - но в отношении Тбилиси все это сильно напоминает бешенство, когда волк исходит ядовитой слюной и кусает всех подряд.
26 мая 1989 г. в Грузии объявлен всенародный праздник - очередная годовщина возникновения Грузинской демократической республики и по всей стране... вывешивают меньшевистские флаги. Южная Осетия не подчинилась. Слово "гости" в тогдашней (да и сегодняшней) риторике официального Тбилиси не содержало ничего светлого, про стереотип "грузинское гостеприимство" лучше вообще не вспоминать. Статья "Что спасет Грузию" от 29 июня 1989 г. газета "Ахалгаразда Комунисти", за подписью Реваза Мишвеладзе публикует текст следующего содержания: "Что за сатана овладел нашим сознанием, веками защищенное с трудом найденное пядь за пядью лоно, залитую кровью землю уступить всем - безродному ли дервишу с Кавказских гор, бескультурному племени, не имеющему прошлого... Любыми мероприятиями мы должны стараться, чтобы процент грузинского населения с 61 (на тот момент) поднялся бы до 95". Подобное звучит до января, когда на 87-ми автобусах, 20-ти спецмашинах в Цхинвал ворвались "грузинские соколы" - сотрудники МВД и боевики-волонтеры, в числе которых оказались по случаю амнистированные уголовники и наркоманы. Комично выглядели грузинские "милиционеры", на толстых животах которых не сходились форменные рубашки, выданные наспех.
Было все - обстрелы из пушек и крупнокалиберных пулеметов, осада. Жителям Цхинвала отрезали доступ на кладбище, и убитых приходилось хоронить во дворах. Двор одной из школ стал настоящим военным кладбищем. Полосовали свинцом детей на улицах. Гамсахурдия на встрече с осетинскими общественными деятелями в институте грузинской литературы брызгал слюной: "Ни одного осетина не останется на земле Самачабло".
Четыре дня держалось маленькое село Хелчуа. Мужчины сражались до последнего, а когда кончились боеприпасы, забрали женщин, детей, способных передвигаться стариков и ушли через леса и горы в Цхинвал. Несколько стариков остались, уповая на древнюю традицию горцев чтить старость. Догадываетесь, что было дальше? Престарелых Нину Бестаеву, Сергея Хугаева, Германа Кисиева подвергли жестокому избиению, пытали и расстреляли. Село разграбили (помните, амнистировали уголовников) и сожгли. Один из боевиков увидел на пальце 95-ти летней Текле Казиевой золотое обручальное кольцо. Когда-то на тонкий палец изящной девичьей руки его надел муж. За восемь десятков лет натруженные руки так набухли мозолями, что кольцо словно вросло в палец. Бандит ножом отрезал у живой Текле кольцо вместе с пальцем...
"Прелесть" истории с осетинами в том, что в этом случае Грузии не удалось все сделать тишком и молчком. Шум вышел громкий, осетины молчать не стали. Но подобные авантюры у Грузии, к сожалению, уже проходили по тихому сценарию. Вдруг духоборы, через два столетия внезапно все и сразу "вспомнили" о своей исторической родине и "единодушно" выразили желание уехать в Тульскую область. Пять тысяч аварцев, прожив несколько веков по южную сторону ГКХ, "неожиданно прозрели" и как один запросились в Россию в Дагестан.
Третья волна геноцида
Хотел было начать описывать, но поймал себя на мысли: А надо ли? Не хватит? Все это напоминает дурной сон, круги ада. Ждать ли осетинам четвертую волну?
Несколько слов напоследок.
Новости показывают плачущих женщин и почти не видно мужчин, мне это о чем-то говорит. Любая информационная среднедневная выборка так или иначе выхватила бы несколько небритых лиц, но в кадре они не мелькают, а если изредка появляются, отрешенно мрачны. Конечно, двенадцатикратное превосходство в живой силе и в технике грозным взглядом не компенсируешь, поддержка регулярной армии неоценима, просто пытаюсь бросить взгляд в тень, на то, что никогда не будет освещаться СМИ, но что, наверняка, поимеет место (так уже было в прошлый грузинский заход). Что будет потом...
Для начала абрисный потрет южного осетина: независим, немного диковат в том правильном смысле, что природы вокруг него и в нем самом очень много. Весьма злопамятен и решителен. Духовитый малый, привык полагаться только на себя и в общении с природой лишен посредников в виде излишеств цивилизации. Она (цивилизация) в ЮО, конечно, есть, но я не о водопроводе, интернете и телефонах. Все проблемы, которые возникают вовне (подкидывают природа или соседи) решает по древнему и единственно правильному алгоритму: я + рабочий инструмент = сила. Идет ли речь о расчистке дома в горах (зимой иногда столько снега выпадает, что были случаи, когда крыши проламывало под его тяжестью), или визит непрошенного соседа. Кстати, о лопатах: в начале девяностых пацаны с черенами от лопат вставали на пути у ряженых грузинских зеков. Это не байка, увы, быль.
После той войны, когда дела в ЮО не стало, привычный уклад оказался разрушен, многие подались в СО. Было всякое, головы горячие, от безделья крышу сносило, но все это пусть останется в границах Осетии - дела внутренние. Характерен почерк - по необходимости стреляет решительно. Многих выкосили разборки, кто-то осел, занялся делом, но дела недавние всколыхнули Осетию, и горцы потянулись обратно. Мешать им, думаю, теперь никто не станет. Теперь давайте прикинем, что станется в ЮО, когда парни обзавелись оружием. Какое будущее уготовил Мишико собственным соотечественникам, проживающим в грузинских селах? Мир не знает и десятой доли того, что творили "гамсики" в прошлую войну, это печально, но не знает и десятой доли того, что стало с грузинами в той войне. Вышеупомянутый "рабочий инструмент" - вот что нужно южному осетину. Это Кавказ. Глаз за глаз, кровь за кровь. Трех эпизодов геноцида осетины не простят и не забудут. Вектор грузинских настроений очерчен достаточно прямо, прямее некуда. Теперь спросите сами себя, чего стоит выхолощенная западно-демократическая риторика "Сесть за стол переговоров", "обо всем можно договориться"... С кем договариваться? О чем? С Россией Осетия более двухсот лет и ни разу не посмотрела "на сторону". Для осетина служба в царской армии считалась честью и привилегией, желающие могут убедиться в этом сами. Договор о дружбе для Осетии - не просто слова. Это значит полноценное участие в общественной, культурной жизни страны. На всех одна беда и одна радость, будь то война с оружием в руках или спортивные баталии, звон сабель или олимпийских медалей... Неужели кто-то думает, что Россия прошла бы мимо, отвернувшись?
P.S. На границе добровольцев больше не пропускают в зону боев. Надо ли полагать, что их уже много?
Использованы материалы периодической печати, исторические монографии, воспоминания очевидцев.
Историография цитируется по следующему изданию:
Агусти Алемань "Аланы в древних и средневековых письменных источниках". М. Изд-во "Менеджер" 2003 ISBN 5-8346-0252-5
Конкретные источники указаны в тексте.
Прочий фактический материал...
"Комс. правда" 31 янв. 1991 Ф. Сизый
"Лит. Россия" 8 фев. 1991 г. Т. Очирова Д. Джиошвили.
"МК" 15-16 фев. 1991 г. Е. Глебова
Менаполис-континент" №8 фев-март 1991. В. Астров
"Союз", №8 февраль 1991 г. Д. Храповицкий
"Союз", №9 февраль 1991 г. Д. Храповицкий
"Труд", 21 марта 1991 В. Белых
"Голос" 1-7 фев. 1991 г. № 13 Е. Крутиков
"Известия" 15 апр. 1991 г. В. Литовкин
"КП" 27 апр. 1991 А, Хохлов, И. Черняк
"Гудок" 25 апр. 1991 г. О. Попов.
Также материалом послужили личные впечатления от поездки в Цхинвал в 1993 году и беседы с очевидцами событий. Самолично видел импровизированное кладбище и фотодокументы.
History
Modern Georgia is a multinational state; Armenians, Jewish, Azerbaijani, Greeks, Kurds have been living on this land up till now and until recently Ossetians and Abkhasians could also be added to the list, but only until quiet recently. According to the indication by Greek and Roman chronologists, Ossetians, Abkhasians, Armenians have been living here from the dim and distant past along with Georgians.
Not wishing to turn this essay into historiographic inquiry, the apparent hopelessness of the path that Georgian science chose to follow, due to witnesses of extracts from Pliny, Strabo, Marcellin, Tacitus it becomes impossible to establish a claim to their inclusive right of having been the only ones to dwell on the disputable territory and deny such right to other peoples.
It can get very complicated to hunt for the facts of their own "certificate of domicile" and scour in parchment looking for "ownership certificate". First of all it makes no sense. Secondly it can lead to discoveries in favor of your own vis-à-vis. The task has no solution. Here are some extracts that provide evidence in favor of Ossetians rights at least to live on that land
The Pipe, only not Gasprom one
Let me remind you that in prehistoric times the peoples were characterized by their high mobility. Not only peoples migrated but names, toponyms did so as well. In the course of centuries a certain geographical area would undergo incogitable changes. There were no Ossetians nor Georgians in their present form. However in the course of centuries both B.C. and A.D , large number of written testimony of Ossetian ancestry presence on the territory has been accumulated in history.
The areal of politico-military and economic prevalence of Sarmat-Alans is quiet wide both on the northern and the southern sides of Greater Caucasus Mountain Range (GCMR). The important role of Sarmat-Alans peoples in the life of Roman and Byzantium Empires as well as in Asian and Eastern states was defined by their almost unlimited mobility.
Figuratively speaking the high combat potential was on high demand and the employment followed one another. From the prairies of the south of modern Russia one could get to the Transcaucasia and further to the vast space of Minor Asia and countries of Mediterranean basin in three ways: Derbent (across the shoreline of Caspian sea), across the shoreline of Black Sea and through the Daryal pass (at the very center of the GCMR). And when in the course of time the western passage routes to the Transcaucasia were inhabited and fixed, the central was left for Sarmats-Alans.
Now one can imagine the military units travel there and back, going in raid and then back home, times and times again and the road from the Caucasus to the Transcaucasia otherwise known as "Pipe" is going right on the territory of modern Ossetia, from the North Ossetia to the South Ossetia and back.
In time the lands controlled by Alans were narrowed into two small regions on both sides of GCMR but the Daryal pass remained in the center of their foundation as it remained the evidence of Ossetian former might.
How did the settlements start and develop on the South Ossetian territory? This is very simple. When having frequent cross-over raids the supply bases (provant, food) emerged on both sides of GCMR, the infrastructure developed along with the unique lifestyle.
So are the Ossetians the guests on the southern side of the range or are they the aborigines?
South Osetian tribe named Twaltæ (sing. twal, adj. twallag ) are still the south Ossetians, talking about their origin they mention the adjective "tuals" as "I am tualsky" ) is documented since VII century in forms Dowalk' (Ashkharzuyz) and Tulās=Tuwal-Ăs (Ibn-Rusta and Hudud al-Alam), in "Dvaletsyan pathway" (gza Dvalet'isa=Daryal passage) in chronicles Kartlis Zhovreba and Duelli John III from Sultanie. The given ethnicon, etymology of which is unknown, presumably ascends to Gerogian form with voiceless dental sound, in view of presumption that some branch of Alans inhabited the territory neighboring to Caucasian tribe Dval-, and adopted its name. Even nowadays at South Ossetia upstream of the river Bolshaya Liakhva Ossetians known as rstwalt; ? "white tuals" still reside. From Kartlis Zhovreba, a Georgian chronicle we learn that Ossetian kings, (Ovst'a mep'eni) Bazyk and Anbazyk acted as allies to the Arshakid kings Kartli/Iverii Azorka and Armasela (Vakhusht 87-103) against Armenian king Artashan (Armenian: Artaēs); the same episode in "History of Armenia" by Movsesa Khorenazi interprets it as invasion of Alans (Alank'), who were supported by "half of Iberian country".
One can go on and on but it becomes apparent that historical evidence does not speak more than that on the side of GCMR both of the peoples shown their presence for long enough as to frequently get into historical chronicles. The chronicles do not fix the right to the land for one particular of the peoples, leaving the other out. Most probably the truth is in the middle, Georgians are located on Georgian land and Ossetians are on Ossetians.
First Wave of Genocide
In past Georgian chronologists described their land as garden where different cultures grow and cross. But those blessed centuries have long since passed.
Menshevik government of N. Zhordaniya in 1918-1921 commenced to pursue the policy of "displacement of aliens" one punitive expedition followed the other, Ossetians and Abkhasians started to be expelled, their houses were burnt and anyone who tried to resist was killed.
Again the presence of national frontier does not assign to the actual superiority of one ethnos over the other on a land especially when the issue is so ancient. The fact of the compact inhabitancy of Ossetians on the territory of South Ossetia has surpassed many epochs and was provided to chronologists and ethnographers on the silver plate.
Georgian government has taken it too far with their slaughterous games and Bolsheviks with bayonets of the XI army headed by S. Kirov and Sergo Ordzhonikidze entered Georgia from South Ossetian side and overthrown the Menshevik government. South Ossetia received from Bolsheviks then formal autonomy and thus how the federal status was brought in.
But Georgians had managed to have a lot of "fun". The army of Menshevik government threw children and elderly into the abyss, stabbed pregnant women. Dozens of villages have been burnt and five and a half thousand people were killed, thousands fled to North Ossetia as refugees. As the result of three weeks of extirpation and fires South Ossetia was left almost all deserted.
This is what executive officer of Menshevik guard wrote: "I am looking on ashes and clouds of smoke with peace and serenity. Yes, I am calm, yes, calm" I do not know whether acts of atrocity should be described here, when for example mothers were forced to look how their sons genitals were cut off and the women were forced to eat them. Young men were forced to watch how their mothers were undressed and were lead through the villages nude in winter time. Hitler and Goebbels have someone to learn from.
Second Wave of Genocide. Shida Kartli, Samachablo.
This is what Georgians call South Ossetia.
They used to live altogether with quiet facultative boundaries until the new times have come and formalism and norms started to rule the world. Strictly fix the frontiers, declare, put it in documents and then live within it. At the first sight it seems right. But only at the first. Here is where Georgian historiography and propaganda that was on service of then administration made a Zidane kind of dummy. They started to claim that the lands have always belonged to Georgians. Only Georgians are the indigenous people and all the rest are the aliens and subject to expulsion.
Here is where the substitution of notions takes place. Fixation of boundaries define not the boundaries of economical and other activities but postulate some peoples priority and superiority on the given territory whatever independent historians and chronicles would state.
According to this logic Swaziland and Lesotho have no right to autonomy because on all sides they are surrounded by other state and therefore outline border the RSA means that aborigines of Swaziland and Lesotho are the aliens and must be expelled.
You will laugh but in the eighties the "Demographic improvement of the nation" has been announced like almost the national strategy or in modern terms, a national project. In 1988 professor Kvanchilashvilli published his thesis where he offered to limit the birthrate of non-Georgian peoples to reproduction. The other "scientist" Chkaanava has offered to expel non Georgians who have more than two children in the family.
It is clear that these are the extremes and they were not proclaimed as the strategy officially but the fact that things like that took place shows the mentality that was added to the formal state attributes such as flag, coat of arms and most importantly it was possible to please their ego with impunity and without taking Moscow into account. This is where the forcible assimilation comes from: you cannot get a passport and citizenship and you can forget about normal life until you will not change your surname to that ending with -shvilli and would not write into the fifth box of your passport "Georgian" That is how many and many -shvillis live on the territory of Georgia who when inquired may turn out to be Ossetians. This is how Mr. Tadeev becomes Tadeshvilli and Gazaev becomes Gazashvilli and so on. I would not describe the situation with Svans and Adzharian peoples. This is yet another story. Let others tell their story.
Two positions where one comes out of the other have been defying the policy of Georgia with its neighbors: we outnumber you (therefore we are more ancient), and we have the right as majority to do as we please.
The boundary of Georgia which unfortunately happens to coincide with South Ossetia covers only economic profiles which happens to be somewhat different on the northern side of GCMR
Common economic makeup has formed the common cultures the limits of those two have closed the frontier, limited then vineries oecumene, common agricultural cycle, common trading centers, roads, civil calendar and ordo.
Shall we take into account that the sense of the contour is to mark the territory and population involved in similar life activities where Georgians just happen to be majority in numbers? Why no, it is more easy to claim that the current modus operandis is their own and neighbors are "the importers of Georgian lifestyle" and aliens.
Like Baltic states, Georgia has been storing its anger of the years spent under the heels of Bolsheviks and after receiving its independence rushed to catch up with all the “missed opportunities”.
One cannot say that South Ossetians were happy with Bolsheviks- formal autonomy does not compare to the big piece that Georgia received.
May 26th, 1989 a national holiday was announced in Georgia : another anniversary of rise of the Georgian Democratic Republic and Menshevik flags were hung out all across the country. South Ossetia did not support it.
An article titled "What can save Georgia" dated June 29th, 1989 in the newspaper "Akhalgarzda Kommunisti", under the hand of Revaza Mishveladze published the following text: "What kind of Satan has been controlling our minds if we who have been protecting our hard won inch by inch peace of land soaked in blood and now would give it up to all, whether to rootless dervish from Caucasian mountains or to cultureless tribe without history? By any actions we must increase the percentage of Georgian population from 61 (at that time) up to 95". Similar tone was resounding until January when 87 buses, 20 emergency vehicles forced their entrance to Tskhinvali, capital of South Ossetia. Those were "Georgian falcons" namely Homeland Security staff and volunteer insurgents (there was a number of legislatively pardoned criminals among them).
Everything happened : cannonade, heavy machine guns, siege.
The access to the cemeteries was cut for Tzhinvali residents and they had to bury their dead right at the backyards. The playground of a school became a real military graveyard. Children were shot in the streets. Then president Gamsakhurdia at a meeting with Ossetian community leaders at the Institute of Georgian literature exclaimed: "There will be not one Ossetian remaining at the land of Samachablo". Four days a small village Helchua had been holding it out. Men were fighting till the end and when there was no more ammunition left, they took women, children, elderly who could walk and went through the mountains and a forest to Tskhinvali.
Several old men remained in hope that Georgians would respect the old tradition of highlanders to honor the old age. You can guess what happened next. Old Nina Bestaeva, Sergey Hugae, German Kisiev were subjected to severe beating, torture and were gunned down. The village was looted and burnt. One of the insurgents saw a golden wedding ring on the finger of a 95 year old Tekla Kazieva that her husband gave her when she was a girl. Through the years it stuck to her skin so the bandit cut her finger off.
What is "remarkable" about this story is that Georgia could not do it in quiet. Ossetians raised Cain. But such a "joy rides" unfortunately happened not once but according to the quiet scenario. Suddenly the community of Dukhobor cult after over two centuries remembered their historical motherland and unanimously expressed their wish to move back to Tulskaya Oblast. Or 5,000 Avars after living several centuries on the southern side of GCMR suddenly opened their eyes to a revelation and asked to be accepted in Russia and Dagestan.
The Third Wave of Genocide
I was about to start describing it but caught myself at the thought: should I? Is it not enough yet? It all reminds of a bad dream, circles of hell. Should Ossetian people expect the forth wave?
Some words in conclusion.
The media has been showing plenty of crying women but one can hardly see men. And that says a lot. Any informational midday summary more or less would have caught some unshaved faces. But they are none in the shots. Shall one see any he would be detached and solemn. Of course one can not compensate with stern look the military advantage by twelve times, the support of the regular army of course is of a great value. However I would like to spread the light on what the media be unlikely to cover and what however most probably will take place(and that has happened already during the previous Georgian intrusion). What will be next?
First here is a portrait of a South Ossetian man: independent, little wild in the sense that he is close to nature and full of nature inside. Very vindictive and resolute. Strong spirited, self reliant and can survive independently without any facilities of civilization. There is civilization in South Ossetia of course. But I do not speak of water pipes and Internet. The point is that all problems that arise (thanks to nature and neighbors) a South Ossetian would solve according to the ancient and only right algorithm: me+work tool=force. Here it can be a task of clearing the roofs off snow in severe winter or a visit from an unwelcome neighbor. Thus how in the beginning of eighties young men would stand with just a shovel handle on the way of pardoned Georgian prisoners dressed as policemen. This is not a tale but a true story.
After that war when there was no more business in South Ossetia, the common life activities were disturbed, many would move to North Ossetia. There were all kinds of activities in absence of jobs with those hot blooded people but let it remain an internal business. The distinguished characteristic feature - fire decisively when its needed. Some were killed in showdown but some settled down and started their businesses. Then highlanders started to return back home. Now I think nobody would stand in their way. Let us suppose what would come out of South Ossetia when the guys get the arms. What kind of future has Mishko (Saakashvilli) prepared for his fellow countrymen who live in Georgian villages? The world does not know much about what was done during the previous war by "gamsiki" which is sad but neither does the world know what happened to those Georgians after in that war. The above mentioned "working tool" is basically what a South Ossetian needs. This is the Caucasus. Eye for the eye, blood for the blood. The three episodes of genocide will not be forgiven nor forgotten by South Ossetians.
The vector of Georgian moods has been marked quiet clearly and it cannot be more clear.. Now ask yourself what is there for those people in trained Western rhetoric "sit down to table for peace talks". What is there to talk about? Ossetia has been with Russia for more than two hundred years and never turned away. It was a honorable matter and a privilege for an Ossetian to serve in the royal Russian army. The treaty of friendship is not just empty words for Ossetia. This means full time participation in social and cultural life of the country. There is one grief for all and one gladness, be it war or Olympic games contest.
Does anyone really think that Russia would just let it pass by and turn away?
Ps: The volunteers are no longer accepted at the borders. Should we think that there are many of them there now already?
Original post and further reference:
http://guinplen-001.livejournal.com/46170.html#cutid1