Избыточная трагедия

Dec 25, 2009 18:29



Избыточная трагедия

Мне было восемь лет. Среди ждановского доклада я заметил ахматовские строчки…

...я их запомнил на всю жизнь -

и сразу все понял и про Ахматову, и про советскую власть.

Д.Быков

ДБ стоит на укрепленных котурнах, одетый в тунику,
из-под нее выглядывают красные шорты в белый горох.
На голове самодельный венок из листьев лавровишни, подкрашенных серебрянкой.
В венок вплетены бубенцы, за ухом - здоровенное гусиное перо.
Живот лежит на специальной подставке с колесиками, на ней же - блюдо с дымящимися котлетами.
На полу - внушительная гора из больших книг, журналов, видеокассет.
Повсюду валяются фото самого ДБ, вместо обоев - фото ДБ разного размера.

На стене - портрет Пастернака.

ДБ

Заглатывает котлету и, не дожевав, начинает монолог.

Все говорят: нет гениев в стране.

Но есть - опроверженье. Для меня

Так это ясно, как простая рифма.

Родился я с любовию к искусству:

Ребенком будучи, когда впервые

Я Жданова прочел доклад известный,

Мгновенно понял все. Литература


Открылась мне в сиянии волшебном

И путь кремнистый осветила к славе.

Да, труден первый шаг! Его я сделал,

Насмешками терзаем. Я поставил

Рукомесло подошвою искусству.

Я стал начетчиком: литературу

Как хладный труп разъял я на цитаты,

Старательно их выучив на память.

Наслышан быв, что лучшие поэты

Свой дар уменью птиц уподобляли,

Я тетерева взял себе примером

Заливистого звукоизверженья.

Вороны подсказали мне тональность,

А крику у павлинов я учился.

Так мой язык бескостно укреплялся

Усильным упражненьем в многословье.

Съедает две котлеты. Портрет Пастернака меняется в лице:
                                            поднимаются брови и отвисает нижняя губа.

Во всем стараясь мастером казаться,

Избыточности следовал канону,

Да так, что стал я тучен. Впрочем, туку,

Таким пристало быть. Я в этом вижу

Метафору моей священной жертвы.

Мой голос не силен, зато он громок,

Настолько, чтобы прочие изъяны

На задний план, бледнея, отступали.

Мне главное - напор! Без остановки

Пространство заполнять бурлящим звуком,

И не давать простора оппоненту.

Напору жизнь меня учила с детства -

Уменье крикнуть быстро: «Сам дурак!»

Почту за главное. Так недостатки

Мои достоинствами обернулись.

Проглатывает три котлеты.

Портрет Пастернака зажмуривается

Когда больной словесности российской

Прорвало вдруг трубу постмодернизма,

И затопило все, - тут пригодились

Плоды моих усердных тренировок:

Я был третьеразрядным журналистом,

Потом - второразрядным, и в итоге

Я опустился прямо в телевизор.

Но мало мне и этого. Зане -

Творить хотелось, звуки облекая

В нетленные одежды алфавита.

И - затворил! Восторг и вдохновенье

Испытывал от строчек, мной рожденных,

Могуществом над смыслом упиваясь.

Эпоха Симулякра! Ты - опора

Для алчущих признания и славы.

Ты все перевернула вверх ногами,

И стало невозможное возможно.

Когда я первую бумаги тонну,

Извел, и в чине командора принят

Был в Орден Куклуазных Барбиристов,

(И - Боги! Величаться стал Поэтом!),

Тогда поверив в собственные силы,

Я в миссии высокой укрепился.

Идеи Барбиризма продвигая,

Стал лучшим среди равных письмолюбов.

Но изгнан был с иной формулировкой

Магистра кулаком некуртуазным.

Повсюду я изгой. Людская зависть

Виной тому. Я - сам завистник, знаю!

Казалось, кончено! Однажды, с горя,

Я в Яузе пытался утопиться...

Портрет Пастернака с надеждой открывает один глаз.

Не вышло ничего! Не тонет тело,

Плавучестью изрядной обладая.

Запрокинув голову, проглатывает четыре котлеты; вытирает руки о живот.

Портрет Пастернака обреченно вздыхает.

Так стал я одиночкою в искусстве.

Стихам и прозе равно уделяя

Внимание. Творил, не разгибаясь,

И плоти продолжалось укрупненье.

Нет худа без добра - филейны части,

В три раза увеличившись в охвате,

Усидчивость стократно повышают:

Иной прождет полгода вдохновенья,

А мне всемирной тяготенья силой

Высиживать дано любые тексты

В любое время и в любом объеме.

Устав от сочинения романов

И прочих ждущих Нобеля шедевров,

На ниве написанья биографий

Перо решил попробовать свое.

Строчить о Классиках совсем нетрудно:

Берешь их дневники и переписку,

Тома воспоминаний пролистаешь,

Цитат нарежешь ровно на полкниги,

Своим приправишь вольным измышленьем,

Глядишь - и накропалось! Ай да Дима!

Не важно, что гиньоли чередою

Страницу за страницей обживают,

Что с легкостью твоей необычайной

Здесь правду полуправда подменяет,

А важно, что такое - продается.

Спасибо покупателям за то!

Силится поклониться залу, но живот мешает.

Портрет Пастернака близок к обмороку.

И вот - стяжал известность, лавреатства,

Признание я в целом полусвете.

Включи утюг - и мой услышишь голос,

Иль чайник - и во всей красе увидишь!

И нет уже такой в природе бочки,

Которой я б затычкой не пришелся.

Но славы - нет, как нет! А я ведь - гений...

Хотя об этом знаю я один.

Портрет Пастернака в обмороке.

Я лучшее отдал литературе:

Культурную традицию лелея,

Я прядь своих усов и даже шорты,

В которые давно уж не влезаю,

Отнес вчера в музей, что на Петровке,

(Ужо Вам, Маяковский, с желтой кофтой!)

Тянется за котлетами, но блюдо пусто.

Ну, полно раскисать мне! Чую верно:

Перо дрожит за ухом и знакомо

Рука зудит. Пора бы и за дело!

Вот только не решил: стихом размяться,

Иль снова биографию поэта,

Какого познатнее, навалять?

Уходит, ведя перед собой подставку на колесиках.

К звону бубенцов примешивается нарастающее «Тореадор, смелее в бой!»

Потрет Пастернака срывается со стены и с грохотом ударяется об пол.

ЗАНАВЕС


Быковедение, Ироническая стилизация, Быков

Previous post Next post
Up