Воронежская одиссея. Часть I

Jun 06, 2006 12:58


Пусти меня, отдай меня, Воронеж!
Уронишь ты меня, иль проворонишь,
ты выронишь меня, или вернёшь...
Воронеж -- блажь! Воронеж -- ворон, нож!

(О. Мандельштам)

Воронеж в особом представлении не нуждается. Отмечу лишь,
что по данным последней переписи его население сократилось
с 902,6 тыс. человек в 2001 г. до 849,6 тыс. человек в 2004 г.

Город был ОЧЕНЬ сильно разрушен во время Великой отечественной войны.
Достаточно сказать, что по его территории четыре раза проходила линия фронта. Поэтому основная застройка центра города --
сталинско-хрущёвско-брежневская, с явным преобладанием сталианса. Воронежский сталианс почему-то мне совершенно не приглянулся, возможно, из-за его откровенной подражательности по отношению к московскому. Во всяком случае, у меня довольно редко поднималась рука для его запечатления. А вот сохранностью довольно большого числа образчиков дореволюционной и довоенной архитектуры,
несмотря на серьёзные разрушения, я был приятно удивлён. Правда, надо отметить, что практически все таковые здания были восстановлены, а то и существенно перестроены
в послевоенные годы. Особенно много сохранилось зданий кирпичного стиля, которые, очевидно, не только красивы, но и чрезвычайно прочны...

Особую прелесь Воронежу придают крутые, изрезанные оврагами берега водохранилища, занятые "частным сектором" (увы, стремительно превращающимся в коттеджный).
Масса кривоколенных, узких улочек, круто спускающихся к набережной,
соединённых между собой тропинками и лесенками, среди которых возвышаются прекрасные храмы, с площадок которых открываются великолепные виды -- только ради этого стоит приехать в Воронеж!

Итак, мы отправляемся в путь. Посетую напоследок на деревья, благодаря которым я не смог запечатлеть массу достойного запечатления. Воронеж -- зелёный город...


Начать следует, очевидно, с железнодорожного вокзала:





В окрестностях которого можно полюбоваться мрачноватым сооружением.
Это бывшие ж/д-мастерские 1868 г. постройки. В 1891 г. переделаны
в первую городскую электростанцию. Что обозначает указанная на торце здания дата -- 1938 год, я не в курсе:



Симпатичная водонапорная башня:



На привокзальной площади 9 мая 1993 г. был установлен памятник генералу И.Д. Черняховскому, работы Н.В. Томского,
перевезённый из Вильнюса с его могилы:



За памятником на заднем плане виден монументальный ансамбль
начала ул. Мира, который составляют два полукруглых дома, окаймляющих привокзальную площадь:





Улица Мира совсем короткая и представляет собой единый монументальнейший сталинский ансамбль,
практически не поддающийся запечатлению из-за пышно
разросшихся деревьев.

Заканчивается она площадью, украшенной странным сооружением:





Перейдём по мосту через ж/д-пути -- и окажемся во вполне
затрапезном райочике, сходу дающем внятное представление
о Воронеже одноэтажном:

ул. Свердлова:





Какое-то железнодорожное административное здание на ул. Свердлова
рядышком с привокзальной водонапорной башней:



На идущей параллельно ул. Свердлова улице Урицкого в изрядном количестве встречаются однообразные кирпичностильные домишки, вероятно, предназначавшиеся некогда для рабочих
железнодорожных мастерских:



Урицкого, 20


Урицкого, 43

Встречаются здесь и образчики раннесоветского прома:



Урицкого, 49

И небольшой посёлочек из четырёх казённых конструктивистских домов:





Представим ещё три домика по ул. Чернышова:







Напоследок перенесёмся за 25 км. от Воронежа в местечко Кривоборье.
Здесь с крутого берега излучины Дона можно полюбоваться завораживающими пейзажами:









В следующем выпуске -- небольшая прогулка
по северным районам города...
Previous post Next post
Up