Фотография

Jan 30, 2017 00:09

В который раз встречаю эту фотографию, и каждый раз поражаюсь сходству и вспоминаю одну историю...



Был у нас в Курчатовском в большом отделе, в 1979 году распавшемся на два, прекрасный учёный и руководитель Владимир Дмитриевич Русанов. На Новый год перед самым разделом мы рисовали нашу стенгазету. Что надо обыграть раздел, поняли сразу, но никак не могли подобрать сюжет заглавной картинки. Сначала наш редактор А.С. Кингсеп предложил нарисовать катамаран в бушующем море. Два яхтсмена, В.Д. Русанов и Леонид Иванович Рудаков (он тогда возглавлял ещё единый отдел), всматриваются вдаль - каждый в свою сторону.
Попробовал рисовать - получается слишком мрачно. Не пойдёт!
Тогда решили рисовать начальников съезжающими с горки в обнимку на двух лыжах. Одна нога на лыже, другая поджата. Ослепительно белый снег, ослепительно голубое небо, заснеженные ёлочки. И два человека с большими головами. По памяти нарисовать их портреты я бы не смог, да и Русанова знал не настолько хорошо, а вот срисовать с фотографии - милое дело!
Портрет Рудакова у меня был - только-только американцы написали о наших экспериментах, и на первой странице был портрет Л.И. на фоне большого экспериментального реактора "Ангара-5". А вот фотографий Владимира Дмитриевича не было. Пока наши теоретики искали по сусекам фотографию хотя бы 3х4, кто-то из аспирантов пытался набросать словесный портрет. Двоим лучше всего запомнились большие усы...
Наконец принесли фото. Владимир Дмитриевич был похож на этого старика. Очень похож! Только брови тогда были чёрными и - очки. А так - один в один. Короче говоря, аспиранты хорошо запомнили эту деталь, но опустили её чуть ниже ))))

Газета получилась чудесная! Вся. И статьи, и мои рисунки к ним. И настолько она была чудесной, что числа 4-го января, зайдя в здание, мы её уже не увидели. Официально нам заявили, что сняли в связи какими-то ремонтными работами. Но кто снял и у кого она, не знал даже Кингсеп. Потом, уже летом, кто-то сказал, что видел её у начальника. Точно знаю, что не у Рудакова - даже если бы я не заметил, заметили бы другие и сказали.

Году в 2005 встретил в метро одного из наших теоретиков, Сергея Демуру. Он рассказал, что Владимир Дмитриевич тяжело болен. Рак. Его не стало в декабре 2007 года.
В 2008-2009 несколько раз побеседовали с Александром Сергеевичем Кингсепом, хотели встретиться, но... 2009-й был для меня очень тяжёлым, а когда в начале февраля 2010 года пытался дозвониться до А.С., узнал, что 29 января его тоже не стало. Родич, работавший тогда в Курчатовском и хорошо знавший Кингсепа, сказал, что он долго лечился - у него тоже был рак.
Что и как с Леонидом Ивановичем Рудаковым, увы, не знаю. Он надолго уезжал в Штаты. Потом вроде вернулся и возглавил один из институтов Курчатовского. О нём, к слову, писал академик Роальд Сагдеев: "Я стал самым первым сотрудником Давида Альбертовича [Франк-Каменецкого] в его новом секторе в ЛИПАНе (прежнее название Курчатовского, до того, как он стал Институтом атомной энергии им. И.В. Курчатова - А.Г.). Вскоре - буквально не прошло и месяца - появился ещё один молодой специалист - Леонид Иванович Рудаков, который закончил МИФИ в одной группе с Толей Ларкиным. Кстати, Ларкину тоже удалось перевестись из Сарова в Курчатовский институт, но он попал на работу в другой отдел - к выдающемуся советскому физику Аркадию Бенедиктовичу Мигдалу".

А вот как выглядит импульсная термоядерная установка Ангара-5-1:


На пыльных тропинках, А.С. Кингсеп, Люди, Наука, Воспоминания

Previous post Next post
Up