Давно хотелось написать про Су-25 в контексте MH17. Так получилось, что на брифинге МО РФ он был упомянут как вероятно присутствующий вблизи MH17 в момент трагедии. Буковерцы тут же бросились убеждать, что Су-25 настолько немощный самолет, что никак не мог оказаться причастным к сбитию B-777 на высоте 10км. На самолет вылилось столько вранья, что просто необходимо, чтобы кто-то взялся за его реабилитацию.
Эксперты
Для меня всегда были важны доводы, их корректность и проверяемость, а не личность того, кто их приводит. Поэтому я бы не стал оценивать сектанских экспертов, если бы их квалификация не стала частью аргументации, поэтому придется оценить их уровень. Ведь на названиях их должностей и степеней строится мнение о немощности Су-25.
Прежде всего сектанты ссылаются на нынешнего Генерального Конструктора Бабака В.П. При этом они делают подмену понятий. Генеральный Конструктор - это не инженерная квалификация, а название должности, объем полномочий, а не объем знаний и умений. Как Верховный Главнокомандующий не обязательно является военным, окончившим военное училище и имеющим военный опыт. Достаточно ознакомиться с его биографией, чтобы убедиться в том, что Бабак прямо-таки типичная иллюстрация к этому. Он окончил МАИ в 1960, проработал 4 года в КБ Сухой в неизвестном качестве, и как раз в тот момент, когда выпускник технического ВУЗа, технарь, только начинает становиться Специалистом, внезапно перешел на работу в Министерство авиационной промышленности… чиновником, ответственным за координацию работ по линейке самолетов Су-17. Все то время, когда разрабатывался Су-25, Бабак работал в Министерстве, т. е. с 1964 по 1981 годы:
Более того, в книге Ильдара Бедретдинова “Су-25” на стр. 22 (здесь и далее, если не указано иное, используется эта книга) Бабак В.П. упомянут как противник Су-25 (прототипа Т-8):
Далее сектанты ссылаются на Дейнекина, бывшего Главкома ВВС. Как обычно у Секты, строится расчет на авторитете громкой должности. Но анализ его послужного списка заставляет усомниться в компетентности Дейнекина по Су-25. Он летал на тяжелых бомбардировщиках и никогда не летал на истребителях или штурмовиках.
Следующий их авторитет - некто Лукашевич, написавший объемный “труд”, содержащий массу ошибок и вранья, непростительных для технаря. Разбор некоторых его утверждений позже. А пока оценим его квалификацию
по его профессиональному пути. Человек с молодости занимал общественно-активную позицию и побывал в райкоме, горсовете, основал партию, участвовал в выборах депутатов и был помощником депутата. Для технаря довольно странная активность. Лишь с 1985 по 1992 год работал инженером-конструктором в области “Боевая живучесть”. Т.е. если он и имеет квалификацию, то не в области параметров Су-25 и вообще летных характеристик самолетов. После 1992 года одни сплошные финдиры, комдиры, замдиры по экономике и финансам и консультанты в списке его должностей.
Потолок 7км
Как вы помните, Секта начинала с утверждений, что Су-25 вообще не может достичь, а если и достигнет (что противоречит первому утверждению) высоты 10 км, то сразу упадет при попытке то ли отманеврировать, то ли открыть огонь. Что он разработан только для “работы по земле”, что это предназначение каким-то образом (каким, кстати, не указывается, нет аргументов) исключает его применение для перехвата B-777 на высоте 10км. В настоящий момент они, ссылаясь на Бабака, утверждают, что его оружие не может применяться на высоте 10км.
То, что Су-25 вполне достигает 10 км, опровергается наличием ряда модификаций (включая украинский Су-25М1) с герметизированной кабиной, чей практический потолок составляет 10км. На них устанавливается все тот же двигатель Р-195, который начали ставить на 10-й серии еще оригинальных Су-25 в 1989 году. Никаких существенных изменений в двигателях или планере на последующих модификациях нет. Более того, некоторые даже тяжелее оригинала. Таким образом ограничение в 7 км, указанное в его характеристиках, происходит от ограниченных возможностей человеческого организма, который без специальных мер (герметизированная кабина, высотно-компенсирующий костюм) не может длительно находиться на больших высотах.
Буковерцы, обнаружив этот факт, сменили тактику и начали утверждать,что забраться он туда может только случайно и долго-долго набирая высоту. При этом потеряв в скорости, окажется ниже минимально допустимой и непременно сразу начнет снижаться. Какая уж тут атака! Но проблема в том, что существует видео, на котором Су-25 не только летят на высоте 8700м (всего лишь 1400 м ниже MH17) с истинной скоростью примерно в районе 800 км/ч, но и поднимаются со скоростью примерно 4м/c:
Максимальная скорость у Су-25 0.82М, т.е. примерно 880 км/ч на высоте 8.7км. Как эти Су-25 смогли забраться на эти высоты и лететь явно не на максимуме своих возможностей? Хочу напомнить, что практический потолок у нас определяется как наибольшая высота, на которой самолет при горизонтальном полете все еще может подняться с темпом 0.5 м/c простым увеличением тяги. Т.е. в самом определении практического потолка заложен избыток тяги и аэродинамические характеристики, достаточные для выполнения минимальных эволюций. Да и этот 10 км потолок вызывает подозрения, что он также, как и 7км, выбран не из аэродинамических характеристик самолета. Сомневаться в этом приходится из-за следующих цитат c форумов, где пишут бывшие и настоящие летчики Су-25:
А также:
Или вот из книги “Сухие - в огне” Александра Яворского про оригинальные Су-25:
Все это написано задолго до трагедии MH17.
Штурмовик
Су-25 был разработан для ударов по земле непосредственно на поле боя или близко к фронту. Сектанты цепляются за этот факт, наивно полагая, что в нем заключена какая-то принципиальная невозможность использования Су-25 для перехвата B-777. Дескать, есть истребители-перехватчики, в самом названии которых заложена их функция. Но сравнение, чем перехватчик по летно-техническим характеристикам отличается от штурмовика, не подтверждает их игры в слова. Штурмовик - это самолет, способный летать с небольшой скоростью на малых высотах, чтобы иметь больше времени найти и поразить цель. Су-25 имеет лучшую маневренность на дозвуковых скоростях по сравнению с современными ему истребителями (стр. 133):
Кроме того, штурмовик проектируется с запасом по боевой живучести. Площадь его крыльев и оперения, а также два, а не один, двигателя избыточны (стр. 109):
(стр. 75):
Так что штурмовик, летящий в пределах своих аэродинамических характеристик, никуда не упадет и маневрировать на дозвуковых скоростях (перехват B-777 других не требует) будет даже лучше, чем сверхзвуковые истребители (стр. 55):
У Су-25 весьма серьезный запас как по мощности, так и по аэродинамике. Единственное серьезное ограничение у Су-25 - это дозвуковой планер, не позволяющий ему длительно лететь на скоростях выше 0.82М. Это почти исключает применение его для более удобной атаки сзади, потому что B-777 имел бОльшую скорость.
Атака в переднюю полусферу невозможна по инструкциям
Далее их аргументация начинает крутиться вокруг наставлений по воздушному бою. Дескать, никто в переднюю сферу не атакует, потому что это невозможно. Но они, как всегда, вырывают из контекста эти наставления, потому что они написаны для маневренного боя, т.е. для ситуации, когда противником является небольшой маневренный военный самолет, который принимает меры к тому, чтобы не быть сбитым, маневрирует, да еще и сам представляет опасность для атакующего. Это сильно отличается от B-777, большого диаметром 6м гражданского лайнера, не подозревающего об опасности и летящего прямо без маневров. B-777 не представляет никакой опасности для атакующего, поэтому последний может делать даже то, что находится за пределами наставлений. По сути, B-777 кроме скорости сближения не отличается от наземной цели для пилота Су-25. И все навыки, которые есть у штурмового пилота, могут быть применены и для этой задачи.
Пилоты штурмовиков
Давайте посмотрим каков самый обычный навык пилота штурмовика(стр. 134):
Итак пикирование с углом 20 градусов.
Сверхзвуковое сближение
Еще одно манипулирование крутится вокруг “сверхзвукового сближения”. Скорость цели при атаке “в лоб” складывается со скоростью атакующего самолета. Результат - это относительная скорость, которая может достигать численно значений гораздо больше скорости атакующего. Публика краем уха слышала, что полеты на дозвуковых скоростях и сверхзвуковых чем-то там сильно отличаются. Поэтому приплести слово “сверхзвуковой” и тем самым намекнуть на какую-то принципиальную разницу при стрельбе на “дозвуковой” и “сверхзвуковой” скорости сближения БукоВера считает необходимым. “Сверхзвуковая скорость сближения” звучит красиво и обрамляет неясностью перспективы атаки B-777 с помощью Су-25 или другим (еще более быстрым) самолетом. Дескать, уж на ТАКИХ скоростях времени у пилота не будет совсем. При чем тут сверхзвук, если ни Су-25, ни B-777 не летят на сверхзвуке? А скорость сближения - это просто число, параметр, определяющее доступное время на атаку. При открытии огня за 1500м от цели и отвороте на 500м на скорости сближения 500 м/c Су-25 выпустит за 2с примерно 100 снарядов. Обычный залп Су-25 меньше секунды по целям на земле. Связано это с тем, что есть фактор, лимитирующий время атаки наземных целей. Этот фактор - ПВО, т.е. различные зенитные средства (пулеметы, пушки, ПЗРК). Поэтому пилоты штурмовой авиации тренируются на минимальное время атаки, чтобы снизить время пребывания в зоне поражения зенитными средствами. И десяток секунд выцеливания, и 2секундный залп являются вполне обычными параметрами для штурмовиков.
Слишком низкая кучность
Далее, раз у нас цель движется (тут они “забывают” слово сближение) со сверхзвуковой относительной скоростью, то в B-777 вообще ничего не может попасть, потому что за секунду он проходит 500 м (относительно Су-25), а Су-25 выпускает 50 снарядов за это время. Т.е. по 1 снаряду на 10 м. Дескать, даже один раз попасть точно в кабину при таких параметрах почти невозможно, не говоря уже про несколько снарядов рядом. Тут я хочу заметить, что они не зря опускают слово “сближение”, потому что достаточно представить любой приближающийся предмет, чтобы понять всю смехотворность этого их довода. Если прямо на Вас бежит человек, то Вас интересует его скорость только для расчета момента времени, когда отпрыгнуть в сторону. А до этого момента Вы можете стрелять в этого человека и почти все пули попадут в цель. Нужно всего-лишь выдерживать линию огня на Вашей цели. Его размеры постоянно увеличиваются, повышая Ваши шансы на попадание. И попадете Вы в этого человека не один раз, а несколько. Особенно, когда он окажется достаточно близко от Вас. Даже если темп стрельбы у Вас будет невелик. Кучность не будет зависеть от его скорости. Пусть он даже бежит со сверхзвуковой скоростью. Определяться кучность будет только параметрами Вашего оружия. А скорость человека лишь ограничит количество попавших в него пуль.
Ситуация несильно меняется, если Вы стрелять будете в человека, бегущего не на Вас, а под небольшим углом. Скажем 20 градусов сверху. В этом случае Вам просто нужно выбрать линию огня, пересекающую путь цели, и открыть огонь, когда человек приблизится к ориентиру на линии огня. Значительная часть пуль попадет в Вашу цель. Единственное отличие только в том, что в первом случае пули лягут очень близко друг к другу вокруг одной точки, а во втором случае Вы попадете сначала в ногу, потом в живот, потом в грудь, потом в голову по мере продвижения по инерции Вашей цели вперед и пересечения частями своей проекции линии огня. Если при этом Вы будете изменять линию огня по курсу движения Вашей цели, как бы сопровождая цель, то пули лягут лишь немногим менее кучно, чем в первом случае.
Оружие не высотное
Поскольку Секта стала подозревать, что аэродинамических характеристик на 10км Су-25 вполне хватает для осуществления атаки большой прямолетящей непротиводействующей цели, они пускаются в рассуждения, что Су-25 имеет высотные ограничения по применению оружия. Опять-таки, забывая проинформировать, что эти ограничения существуют только для атаки по наземным целям ракетно-бомбовым вооружением. Ни пушка ГШ-2-30, ни ракета Р-60М высотных ограничений для атаки воздушной цели на 10км не имеют. Р-60М может пускаться с высот до 15 км и ей без разницы с какого самолета она пущена. Известны пушечные обстрелы RB-47 на высотах 13 км. 2 или 3 из них закончились для американских разведчиков печально.
Сила отдачи 8 тонн
Сектанты любят размахивать силой отдачи в 8 тонн у этой пушки. Дескать, вот по самолету при стрельбе бьет молоток весом в 8 тонн. Вот смотрите видео, где все трясется. Только я вот на том видео вижу вибрацию, которая передается на маленькую и легкую камеру. А есть видео, где Су-25 легко и непринужденно выполняет обстрел наземных целей без видимых отклонений, превышающих кучность пушки. Кто же прав? Ну, точно не Секта. Потому что вот эти вот 8 тонн - это никак не чушка в 8000 кг, которой виртуально, согласно наивной Буковере, пушка бьет самолет. “8 тонн” применительно к силе отдачи - это просто жаргонное название для силы в 8 тонн-сил. 8 тонн-сил - это 8000 килограмм-сил. А килограмм-сила - это сила, которую надо приложить к телу массой 1 кг, чтобы придать ускорение в 9.8 м/c2. Т.е. сила отдачи 8 тонн-сил - это сила, которая, будучи непрерывно приложена к летящему телу массой 8000 кг, уменьшает его скорость на 9.8 м/c каждую секунду приложения. Су-25 весом 12 тонн (боекомплект к пушке, без бомб, без потраченной части топлива) получит отрицательное ускорение 6.5 м/c2 при таких условиях. Но сила отдачи действует не непрерывно. На самом деле для 2-секундного залпа ГШ-2-30 сформирует 100 интервалов приложения этой силы длительностью несколько миллисекунд (<10мс) каждый. Т.е. максимальный теоретический “вычет” скорости у Су-25 при 2-х секундном залпе будет всего лишь 6.5 м/c ( 23 км/ч). Это оценка сверху. В реальности сила отдачи в 8 тонн-сил является лишь максимальным мгновенным значением в момент вылета снаряда из ствола.
Надеюсь, не надо объяснять, что пикирующий самолет набирает скорость, и все, что сделает такая сила отдачи, - это уменьшит этот набор скорости.
Ракета Р-60М имеет стержневую боевую часть
Стержневая боевая часть, утверждает Секта, наносит повреждения, совершенно непохожие на те, что видны на MH17. Дескать, ракета Р-60 не может произвести дырки типа “шрапнель”. Вот перед Вами фото лайнера KAL902, пораженного именно этой ракетой:
Дырки хорошо видно?
Стрельба по воздушной цели неподъемная математическая задача для пилота
Осталось определиться с тем, как выполняется стрельба по воздушной цели. Здесь Сектанты допускают самую смешную ошибку, утверждая, что пилоту нужно выполнить неимоверную математическую задачу по предсказанию, куда попадет снаряд в прямолетящий под него (при пикировании сверху под углом 20 градусов) B-777 (Лукашевич):
А теперь представьте: цель летит мимо вас на встречно-пересекающемся курсе со ... сверхзвуковой (!) скоростью, вы ее видите очень далеко (несколько километров) слева, и нужно почти мгновенно "на глазок", понимая свою скорость и прикинув в голове скорость и направление полета цели, выбрать "в уме" требуемый угол упреждения, определив нужную траекторию своего полета, прицелиться, довернув весь свой
пятнадцатитонный самолет на нужный курс ручкой управления и педалями (представили?), выстрелить и тут же резкой работой ручки и педалей попытаться увернуться от столкновения с целью.
Дело в том, что со времен 2-й мировой войны придуманы гиростабилизированные прицелы с баллистическим вычислителем внутри. Пилот видит перед собой две марки: неподвижную - куда летит его самолет, и подвижную - указывает угол упреждения (куда попадет снаряд):
Подвижная передвигается (в прицеле для этого есть встроенный вычислитель) в зависимости от параметров самолета (скорости, углов, ускорения), дальности до цели, размеров цели и баллистических характеристик выбранного боеприпаса. Данные о параметрах прицел получает от авионики и от встроенного в прицел гироскопа, размер цели(размах) выставляется с помощью параметра прицела, так называемой, базы. Проблема только в дальности до воздушной цели, которую Су-25 может измерить только приблизительно визуальным способом по размерам цели по отношению к неподвижной сетке (лазерный дальномер на борту для атаки наземных целей). Но опять-таки со времен второй мировой известен прием упреждающе-заградительного огня. Пилот выставляет фиксированную дистанцию в прицеле и сближается с целью таким образом, чтобы оказаться в процессе сближения на этой дистанции. Если открыть огонь ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО до достижения этой дистанции и прекратить ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО после, то часть такого залпа обязательно ляжет в цель. Момент открытия огня определяется по размерам цели в неподвижной сетке прицела (для этого и нужно устанавливать базу, т.е. размер цели). Так что все, что нужно сделать пилоту, - это предварительно выцеливать выхлоп пущенных перед этим ракет воздух-воздух, обнаружить цель в визире с дистанции 3-5 км (цифры согласно Покрышкину для самолетов времен второй мировой, которые гораздо меньше B-777), плавно сопровождать ее неподвижной маркой (прицел при этом вычисляет и отводит подвижную марку на требуемый угол упреждения). Когда размеры цели будут примерно соответствовать предустановленной дистанции, пилоту нужно всего-лишь добиться совмещения подвижной марки на цели или на курсе непосредственно перед ней, и открыть огонь.
Вот иллюстрация к вышесказанному в момент открытия огня:
Далее снимок залпа, когда штурмовик сблизится на дистанцию, соответствующую настройкам прицела:
И, наконец, перед отворотом или в начале него:
Вот и вся “математика”. Цель неманеврирующая, летит прямо “под штурмовик”- тривиальная задача для пилота Су-25.
Столкновение неминуемо
Поскольку Су-25 не может маневрировать и сразу упадет при попытке отвернуть - так утверждает Буковера - то, значит, Су-25 не может атаковать MH-17 в переднюю полусферу, не врезавшись в него. Вот как это выглядит у Лукашевича:
Вернемся к нашему диапазону дальности. В момент стрельбы по малазийскому Боингу с дистанции 1600 метров до неминуемого столкновения с ним у Су-25 остается меньше четырех секунд. Т.е. стрельнул - и тут же отворачивай, даже не глядя - попал или нет. Правда, как мы увидим далее, попасть с такого расстояния из передней полусферы пушкой в скоростную цель практически невозможно. А в случае стрельбы с эффективной дистанции - 600 метров - до столкновения с Боингом у Су-25 остается всего... чуть более одной (точнее, 1.43) секунды. Отвернуть уже невозможно, столкновение неизбежно. Вот и получается: когда еще можно стрелять - никаких шансов попасть, а когда можно попасть - стрелять уже поздно и бессмысленно, т.к. цель уничтожается лобовым тараном камикадзе.
Может быть это и верно для расстояний меньше 200 м, но для вышеописанных расстояний 600-1600 м - это однозначно неверно. Дело в том, что на выпущенный из пушки снаряд действует сила тяжести. Чтобы попасть им в свою цель, атакующий самолет поднимает нос. Поэтому его курс при атаке в переднюю полусферу идет с превышением над целью. При начальной скорости снаряда 1100 м/c (900 + скорость Су-25) превышение прицеливания в момент отворота (без учета воздушного сопротивления, с учетом будет больше) составит примерно 4 м (от центра цели), т.е. 1 м над фюзеляжем. “Ага” - воскликнет сектант. И, как всегда, окажется неправ. Потому что за время “отворота” 1 секунда, соответствующему последним 500м дистанции до цели, цель пролетит более 200 м, а Су-25 будет по-прежнему лететь в ту точку, где она была 1 секунду назад (допустим, пилот ничего не делает для отворота). Вот геометрический расчет этой ситуации:
Этот простой расчет выполнен с большим количеством допущений в пользу оппонентов:
- при отвороте, т.е. в конце залпа курс Су-25 будет скорее ближе к хвосту B-777, чем в нос;
- сопротивление воздуха увеличит время полета снаряда и, как следствие, баллистическое превышение курса Су-25 над фюзеляжем B-777;
- высота B-777 выбрана 20м (от низа фюзеляжа до верхушки хвоста), хотя она 18.5м от земли до верхушки хвоста;
- скорость B-777 уменьшена до 200 м/c, а скорость Су-25 увеличена до нереальных для него 300 м/c для простоты построения;
- угол пикирования в момент отворота выбран 11 градусов, меньше оговоренного ранее 20 градусов.
Отмена (изменение в сторону более реального значения) любого из допущений приведет к увеличению расхождения Су-25 с B-777.
Хочу еще раз повторить, что все вышеприведенное написано с целью реабилитации Су-25. Я хотел показать, что Су-25 вполне может быть использован по большой неманеврирующей цели на высоте 10км. У него есть все для этого, несмотря на его название “штурмовик”. На брифинге МО РФ Су-25 был упомянут со словом “предположительно”. И учитывая “уровень” остальных материалов того брифинга, Су-25 назван со слов очевидцев из репортажа BBC, говоривших о Сушке, которая, я подозреваю, просто стала обиходным названием всех быстрых военных самолетов у населения того района. А атаку, возможно, осуществил другой самолет, Миг-29 или Су-27. Но диванные войска Украины и сочувствующие вылили на Су-25 столько вранья и так горячо доказывают немощность этого самолета, что возникает желание исследовать реальные возможности этого самолета. А естественным следствием этого исследования может быть вопрос “А почему бы и нет?”.