Фейкодром. 5. "Потопление "Курска" американской подлодкой".

Jul 14, 2020 12:56



Каждый год с приближением 12 августа об этом появляются многочисленные публикации. В этот раз их будет, видимо, ещё больше, поскольку трагедии исполняется 20 лет.

Название фейка в заголовке.

Содержание фейка. Утверждается, будто 12 августа 2000-го года АПЛ "Курск" была потоплена присутствовавшей в районе учений американской подводной лодкой. Далее фейк распадается на ряд версий:
- "Курск" столкнулся с американской подлодкой, получил повреждения и затонул;
- "Курск" был торпедирован одной из двух находившихся рядом с российской АПЛ американских подлодок, поскольку её капитан посчитал, что "Курск" собирается атаковать вторую;
- "Курск" столкнулся с одной из американских лодок, получил повреждения, после чего был ещё и торпедирован другой американской подлодкой.
Возможны иные варианты и комбинации.
Приводятся названия американских субмарин: "Мемфис" и "Толедо".

Обстоятельства появления фейка. Фейк вброшен газетой "Наша Версия" в одной из публикаций, вышедшей вскоре после трагедии. Издание "Наша Версия" (обычно её называли просто "Версия"), существующее до сих пор, вспоминает об этом чуть ли не с гордостью: "15 лет назад наше издание первым изложило «альтернативные версии» крушения «Курска»". Также, более подробно, здесь.
Я отлично помню, как читал ту статью. Помню размещённое там нечто, заявленное фотографией американской субмарины с выраженными повреждениями корпуса. В заглавие данной записи вынесена, предположительно, как раз та "спутниковая фотография" (самого номера "Версии" со статьёй-вбросом, к сожалению, в интернете нет).

Разоблачение фейка. Фальшивку постоянно муссируют сетевые пустобрёхи и СМИ, появился даже фильм-"расследование" некоего французского "режиссёра" с проталкиванием "версии" торпедирования - словом, фейк оказался невероятно живуч. И это совершенно неудивительно тем более поразительно, что уже много лет в открытом доступе есть действительно полное, детальное и основанное на фактах изложение подлинных причин гибели российского атомохода, с подробнейшей хронологией трагедии, включая спасательную операцию, где, кроме всего прочего, показано, откуда взялась версия об "американской подлодке".

Вице-адмирал Валерий Дмитриевич Рязанцев. "В кильватерном строю за смертью". Вице-адмирал Рязанцев участвовал в расследовании катастрофы. Я настоятельно рекомендую всем, кого действительно интересует вопрос правды о гибели "Курска", прочитать эту книгу от и до. Там всё - исчерпывающе. Как это нередко бывает, правда оказывается проще, грубее и намного страшнее любых "таинственных" версий.

Я не подводник, поэтому постараюсь изложить кратко своими словами.
1. АПЛ "Курск" изначально имела конструктивные недостатки, которые сыграли одну из основных ролей в последующей катастрофе.
2. Приёмка построенной подлодки "Курск" проходила с 1 ноября по 30 декабря 1994-го года, из этого времени она провела в море лишь 6 дней, "двенадцать дней устраняла недостатки морского выхода в заводском доке, и остальное время у пирса проводила внутрипокрасочные работы".
3. Следующие 5 лет на атомоходе, как и положено, периодически проводились проверки разнообразными комиссиями, в итоговых актах которых всё неизменно было в полном порядке. Как выяснилось после катастрофы, это очковтирательство также стало одной из главных причин, приведших к трагедии.
4. 3 августа 2000-го года на борт "Курска" была загружена учебная (лишённая взрывчатого вещества и взрывателей) торпеда 65-76ПВ. "Торпеда 65-76ПВ относится к парогазовым торпедам, в которых в качестве окислителя применяется маловодная перекись водорода (МПВ) <...> Всем хороша торпеда, однако маловодная перекись водорода является опасным и малостойким химическим веществом. Попадание в неё малейшего количества различных примесей и посторонних предметов, вызывает процесс бурного разложения перекиси, выделение большого количества тепла с последующим взрывом".
5. 11 августа воздушный резервуар торпеды был пополнен воздухом высокого давления через неочищенные трубопроводы. Как выяснилось после трагедии а) "Акт проверки и обезжиривания трубопроводов технического воздуха" от 15 декабря 1999 года был фальшивым, и б) на борту находились инструкции к совсем другим торпедам; перекисные же торпеды за все 5 лет службы на "Курске" ни разу не эксплуатировались. В таких условиях, не имея ни опыта работы с такими торпедами, ни инструкций к ним, торпедисты подготовили торпеду к стрельбе так, как умели (неправильно).
6. После загрузки 65-76ПВ в торпедный аппарат 12 августа, из-за неправильной подготовки и закачанного необезжиренного воздуха в разных частях торпеды начались химические реакции, вызвавшие выделение тепла и быстрое нарастание давления. Реакции, предположительно, продолжались около часа.
7. В 11.28 торпеда взорвалась. Несмотря на мгновенную гибель всех, находившихся в 1-м отсеке, сам по себе этот взрыв не являлся фатальным для подлодки. Однако чудовищная ударная волна прошла во 2-й отсек, где находился главный командный пункт управления, и вывела из строя весь личный состав: "Курск" моментально оказался неуправляемым. Ударная волна достигла командного пункта через открытые переборочные клапаны вентиляции между 1-м и 2-м отсеками. Открыты они были по причине упомянутых конструктивных недостатков АПЛ: необходимости открывать перед стрельбой переборочные двери или клапаны между первыми двумя отсеками. "Конструкторы подводной лодки спроектировали АПЛ 949А проекта так, что eё живучесть в момент залповой торпедной стрельбы равняется нулю".
8. Неуправляемая подводная лодка, заливаемая водой, в течение двух с небольшим минут достигла дна и ударилась о грунт носовой частью. От удара произошёл взрыв боевых торпед (также имелись на подлодке), в результате которого лодка получила сильнейшие разрушения, а большинство членов экипажа погибло.
9. 23 выживших моряка собрались в кормовом 9-м отсеке, где им предстояло решить, что делать дальше. Полагая, что аварийный буй всплыл на поверхность, а спасательная операция уже началась, первоначально около 12.00 ими было принято решение не тратить силы и ожидать помощи. Спустя три часа, когда существенно ухудшились условия в отсеке, и стало понятно, что спасатели не придут, было принято иное решение: попытаться осуществить самостоятельный выход на поверхность. Он не гарантировал жизнь, а тем более здоровье тем, кто попытается всплыть с глубины 108 м, но, по крайней мере, оставлял шанс. По техническим причинам при подготовке отсека к осуществлению попытки выхода возник пожар, в результате которого все 23 моряка погибли приблизительно в 15.40-16.00. Сам пожар довольно быстро прекратился из-за выгорания кислорода.
10. В действительности, аварийный буй на поверхность не всплыл. "После подъёма АПЛ «Курск» на поверхность выяснилось, что на датчике затопления отсеков АПЛ и антенном устройстве аварийного буя стоят технологические стопора, которые устанавливаются заводом-изготовителем этой техники. Во 2 отсеке АПЛ, на приборах управления аварийным буем, отсутствовал пусковой ключ, который устанавливается перед каждым выходом АПЛ в море личным составом боевой части связи, и который обеспечивает автоматическую работу буя. Таким образом, из всего этого следует вывод, что система «аварийный буй - приборы управления» с момента выхода АПЛ «Курск» с завода в 1995 году и до 2000 года не была готова к действию по боевому предназначению". А ведь все эти годы многочисленные проверяющие комиссии писали, что всё нормально...
11. Аварийная тревога, которую командование флота обязано было объявить в 14.41, была объявлена лишь в 23.30.
12. Последовавшая затем многодневная спасательная операция, по минутам расписанная Рязанцевым, представляет собой пример вопиющей некомпетентности, халатности, непрофессионализма и безграмотности. Во время спасательной операции родились ряд второстепенных фейков, имеющих отношение к основному, - например, про "полупритопленный буй иностранной подлодки" (затем "исчезнувший"), на деле являвшийся большой красно-белой медузой.
13. Катастрофа и спасательная операция сопровождались огромными потоками лжи со стороны ответственных лиц. До сих пор помню, как враль по фамилии Дыгало (позднее, вроде бы, получивший повышение за свою "работу") постоянно выходил в эфир и врал, врал, врал. В частности, сначала он (по указке, разумеется) рассказывал, что, якобы, моряки стуками подают сигналы "SOS" и "Вода". Затем - внезапно - про "сигналы" забыли и о моряках стали говорить, как о погибших. В действительности, никаких стуков не было и не могло быть, а моряки погибли ещё до начала спасательной операции. Эта бесконечная ложь тоже, как мне представляется, сыграла роль в восприимчивости многих к разбираемому фейку.
14. Сам фейк, по мнению В. Д. Рязанцева, был выдуман и вброшен руководством Северного флота, которое таким образом "сваливало для ширнармасс вину" на американцев (не первый раз). Здесь следует отметить, что реальность 2000-го года не тождественна реальности года 2020-го. Это сегодня невозможно себе представить не спущенные из АП заявления или действия любых ведомств такого уровня. А тогда Путин был у власти, считая и. о., чуть более полугода, и щупальца сегодняшнего спрута ещё не пронизывали будущую "вертикаль" тотально. Вероятно, "флотоводцами" был выбран подходящий "сливной бачок", после чего появилась статья в "Версии".
15. Заключение официального расследования, хотя и не является полным враньём, "аккуратно" замело под ковёр всю грязь. Что и устроило всех причастных к катастрофе: никто, вроде бы, и не виноват, всё получилось случайно и само по себе. Поскольку лживость генпрокурора Устинова, на фоне поднятого фрагмента лодки (видимо, для пущей "убедительности") озвучивавшего официальную версию, была очевидна, это тоже прибавило популярности фейку про "Мемфис" и "Толедо".

Как я уже сказал, правда зачастую гораздо страшнее самой страшной выдумки. В случае с "Курском" ужаснее всего то, что приходится удивляться, как трагедия не случилась ранее. И безо всяких американских субмарин...

Смысл появления фейка. Непосредственной причиной появления фальшивки, вероятно, действительно послужило желание руководства Северного флота "свалить вину" на американцев в глазах "общественности". И рутинно-неудивительно вновь поражает, что непроектные перепевальщики фейка (про "работников" не говорю, поскольку у них задание, а не мнение) не видят прямо-таки бросающегося в глаза факта: это же классическая методичка про "агентов Госдепа"! Одна из самых примитивных в наборе путиниста. Она имела и продолжение: "Путин закрыл глаза на уничтожение американцами российской АПЛ, чтобы не началась Третья Мировая!" Тогда это было в виде слухов (которые, как известно, сами не рождаются), и, возможно, каких-то публикаций. Сегодня этим наполнились бы соцсети и блоги. "Вы что - хотите Третью Мировую?!" - знакомо, не так ли? "Опыт" оказался востребованным. Возможно, именно успешное массовое применение этих методичек в ситуации с гибелью АПЛ "Курск" позднее закрепило их в арсенале примитивной части эрэфянской пропаганды.

Правда важна сама по себе, и этого достаточно. Но, кроме того, разбираемый фейк плох ещё вот чем. Во-первых, он формирует соглашательство со злом (используя "зло" фейковое). Каждый год шептать про "истинные причины гибели подлодки", "он сказал "она утонула"", и одновременно считать "если не Путин - то кто?" - это и есть принятие зла. Во-вторых, многолетнее накопление ненависти по фейковому поводу истощает. Годами человек бессмысленно борется с ветряными мельницами, каждый год "раскрывает правду", от которой вокруг ничего не меняется: никакие компетентные органы никак не реагируют на "американский след", поскольку те, кто принимают решения, знают, что никакого "следа" нет. В данном случае, это никак не связано непосредственно с Путиным, который в аварии невиновен и никаких сделок по "Третьей Мировой" с американцами не заключал (его реальная вина в том, что закрыл глаза на официозную полуправду, в которой во всём виноват "сварной шов"). Но "борец за правду" считает это "заговором молчания" и "покрыванием преступника", воспринимая как абсолютную бесполезность и бесперспективность любой борьбы (пусть на уровне идей). И даже если сам "борец" остаётся неутомим, то утомляются другие, которым тот транслирует свои выкладки. Что, опять же, ничего кроме опустошённости в итоге после себя не оставляет. А ведь есть действительно важнейшие для русского народа вопросы, в том числе - вопросы памяти, на которые нужны русские интеллектуальные и физические силы.

P.S. Я более чем уверен, как уже отмечал, что в августе мы увидим очередной вал нашёптываний "правды о том, как погиб "Курск"". Говорю не о "работниках", а об искренних распространителях фейка. Увы, привычка думать своей головой требует большого труда - быть попугаем гораздо проще.

фейкодром, стадо баранов, методички

Previous post Next post
Up