Бюрократия по-старошведски

Jan 28, 2015 08:11

Эту историю, овеянную дыханием веков, рассказал мне старый каракалпак Ухум Бухеев в своём блоге Бенгт Нильссон, копающий шведские рукописи Рижского архива времён Великой Северной войны.

Новая форма для полка Шютте


История началась 21 октября 1700 года, когда комендант Дерптского гарнизона полковник Карл Густав Шютте направил генерал-губернатору Ливонии Эрику Дальбергу заявку для получения необходимой форменной одежды для своего полка. Синие мундиры с красной подкладкой, красные штаны и чулки должны были украсить и обогреть его солдат. Копия заявки была также направлена производителю обмундирования в Стокгольм, куда тут же переслал свою заявку и Дальберг. Ничего не произошло.
28 марта 1701 г. Дальберг напоминает Стокгольму об октябрьской заявке и запрашивает как далеко продвинулось построение мундиров.
Через месяц он шлёт новое, более срочное письмо с тем же содержанием.
Наконец, 15 мая в своём четвёртом письме он уже изволит сердиться и требует ответа с прояснением ситуации.
Никто по-прежнему не спешит с ответом, и 25 июня Дальберг вынужден проинформировать о проблеме самого короля.
После этого, наконец, производитель снисходит до ответа Дальбергу, что ничего не будет делать до тех пор, пока ему не заплатят за предыдущие заказы. Дальберг доносит королю, что если полк не получит новое обмундирование до зимы, люди будут жестоко страдать от холода.
9 октября 1701 г. король пишет Дальбергу о том, что получил информацию о планируемой отправке мундиров из Швеции при первой оказии. Кажется, колёса шведской бюрократии наконец-то провернулись.
1 декабря 1701 г. полковник Шютте, так и не получив обещанного, взял ситуацию в свои руки и написал письмо напрямую Карлу XII. "Солдаты моего полка,- пишет он,- почти неспособны нести службу из-за худой одежды. Они не получали ничего с 1697 года и остались голыми". Король, который к этому времени находился в Курляндии, ответил 2 января 1702 г. Насколько он помнит, всё обмундирование уже выслали из Стокгольма в Ригу и Шютте должен обращаться за ним к губернатору Дальбергу. История продолжается.
19 февраля 1702 г. Шютте пишет Паулю фон Штроклиху, рижскому чиновнику, что его полк просто не в силах выполнять свои обязанности до получения новых мундиров.
3 апреля он опять обращается к Штроклиху с вопросом: когда новые мундиры прибудут в Ригу? Шютте грозится послать специального курьера с жалобой непосредственно королю.
11 апреля он снова пишет Штроклиху. И ещё раз 20 апреля. Наконец, 29 апреля Шютте благодарит Штроклиха за информацию о прибытии обмундирования в соответствии с январским решением короля. Но вопрос ещё далёк от решения.
7 мая 1702 г. Шютте снова отвечает Штроклиху, благодаря того за совет обратиться непосредственно к губернатору Риги Фрёлиху по данному вопросу, что было сделано немедленно, ибо уже 10 мая Фрёлих запрашивает у Шютте заявку и обещает разобраться.
17 мая разрешение вопроса совсем близко и Шютте предвкушает видеть свой полк обмундированным.
21 мая Фрёлих пишет Шютте, чтобы тот прислал полкового квартирмейстера в Ригу для получения обмундирования. Это было исполнено моментально и 26-го Шютте уже докладывает о том, что квартирмейстер выезжает в Ригу.

Поскольку переписка по данной теме на этом обрывается, можно сделать заключение, что история закончилась хеппи-эндом всего лишь через один год и семь месяцев. Это свидетельствует о громоздкости шведской бюрократии, а также о том, что финансовые затруднения, связанные с войной, очень скоро превратились в основную государственную проблему.

А полк Шютте всё же через два года смог предстать перед пленившим их русским войском в более или менее приличном виде.

Северная война, 18 век, Ливония, Карл xii, исторический материализм

Previous post Next post
Up