Маяк Колка находится на самом восточном конце Ирбенского пролива, у входа в Рижский залив. Кораблю, прошедшему пролив, здесь надо поворачивать ложиться на новый курс, ведущий к Риге. Но при этом надо обойти длинную песчаную косу, простирающаяся далеко в море от мыса Домеснес. Немало кораблей разбилось о неё. Немало душ забрало море в этом месте. Недаром теперь на мысе установлен памятник тем, кого унесло море.
Оконечность этой косы с давних пор пытались ограждать плавучим маяком - старым судном, стоящим на якоре. Время от времени его также срывало с якорей и уносило. В 1872 году здесь стали бить сваи и возводить искусственный остров для маяка. Через три года на вершине каменной башни засветились масляные лампы. Путь в Рижский залив стал безопасней.
Море в районе мыса наступает, подмывая и роняя береговые сосны. За полтораста лет от постройки маяка оно унесло уже около километра пляжа в глубину материка.
Искусственный остров под маяком тоже постоянно подмывает. В 1930 году для того, чтобы противостоять морю, возвели бетонную стену, а в 70-х вокруг маяка насыпали бетонных блоков-тетраподов. Сейчас маяк работает в автоматическом режиме, добраться на него почти невозможно, остаётся любоваться на него с берега с расстояния семи-восьми километров.
Следующий маяк нашей вчерашней программы - Михайловский, или по-нынешнему Микельбака. Этот изящный белый красавец - самый высокий маяк в Пирбалтике.
Он предназначен обозначать другую мель посередине Ирбенского пролива - мель св. Михаила или Михайловскую. Строить маяк здесь начали в 1881 году и с тех пор башню два раза сносили и перестраивали. Нынешняя - 1957 года.
293 ступеньки возносят нас на высоту 56 метров. Вернее, мы по ним возносимся собственными ножками. Причём в быстром темпе. Время без четверти пять и мы с трудом уговариваем смотрительницу повременить с закрытием маяка.
Вот они - необъятная ширь и даль и свежий ветер!
Воздух чист и прозрачен. Через пролив видны эстонские берега, к востоку - побережье до самой Колки, это около сорока километов.
Световой прибор здесь расположен этажом выше, куда посетителей не пускают. Впрочем, они все теперь стандартные.
Дальше, дальше на запад по приморскому шоссе и пыльным просёлкам. Самый дальний и, пожалуй, самый интересный наш сегодняшний маяк - Овиши, в девичестве Люзерорт.
Это самый старый и самый толстый маяк Латвии. Строить его начали в 1807 году, окончили через семь лет. Причём сначала была построена внутренняя, тонкая башня диаметром 3.5 метра, а потом вокруг уже работающего маяка была возведена ещё одна диаметром 11.5 м. Между двумя башнями внутри устроены галереи.
С тех пор маяк никогда не перестраивался, сохранившись в первоначальном виде. Маяк всегда являлся не только навигационным ориентиром, но и важным наблюдательным и связным постом, маленькой крепостью. Гражданскими маяки сделали только недавно.
Выходим на крышу - маячный променад. При постройке маяк располагался в двух километрах от берега. Сейчас до береговой черты 500 метров.
Верхняя часть фонарного сооружения была заказана во Франции.
Для кого отливали этих симпатичных бронзовых львов-горгулий, расположенных на высоте тридцати метров и видных только смотрителю? "Для ангелов", - получил я ответ.
А вот и сам световой прибор. Современный, простой, надёжный, экономичный и... какой-то ненастоящий.
Настоящие же маячные фонари и прочие маячные артефакты собраны в небольшом музее из двух комнат
Одна из комнат раньше служила помещением дизель-генераторов, обеспечивавших маяк электричеством.
В другой стоит всё, что смогли собрать после того, как маячная жизнь упростилась, автоматизировалась и десакрализировалась.
Возможно, четверть века назад я брал с моря пеленг на проблески именно этой лампочки.
Кажется, музей этот до сих пор достоин данной высокой награды.