По мере поступления новостей из Голштинии газета публикует подробности осады и сдачи Тённингена. Русский главнокомандующий Меншиков, не обладающий выдающимися дипломатическими талантами, и к тому же приболевший, поначалу чуть не прозевал заключения сепаратного договора между шведами и датско-саксонскими союзниками. Но затем он снова взял переговорную ситуацию под контроль, что не позволило Стенбоку спасти остатки своей армии. Шведы затягивали переговоры, надеясь на то, что слухи о новой русско-турецкой войне подтвердятся. Но международная ситуация складывалась в пользу союзников, и под угрозой бомбардировки и штурма, для которых всё было готово, Стенбок вынужден был сдаться. Вся шведская армия попала в плен.
РЕЛЯЦИА
О РАЗОРЕНИИ ШВЕЦКОИ АРМЕИ
бывшей под командою фелт маршала графа Штейнбока.
Егда по бывших от войск российских над неприятелем в Голштини действиях, и по включении неприятеля в крепость князя голштиноготорского, имянуемую Тонингу. Его царское величество высокою своею персоною возвращение свое из Голштини к государству своему восприимал, тогда ради окончания действ в Голштинии с войсками российскими, генерала фелт маршала его светлость князя Меншикова оставить изволил. И по том счастливом его величества походе вскоре учинена диспозиция [расположение] о надлежащих приготовлениях к бомбондированию Тонинга, и командрованы люди от всех трех войск, российских, дацких, и саксонских, ради приготовления фашин, туров, и прочего. И когда оными припасами управилис, и потребная артилерия из дацких крепостей Ренсбурх и Гликстада к Фридрикштату привезена: тогда держан был в Гузуме генералной конзилиум [совет] и положено на предь неприятелскую кавалерию стоящую в Гардинк атакировать [осадить] и в Тонинг вогнать, что с помощию божиею в 16 день учинилось: а имянно, вышереченной неприятель от всех трех войск таким образом при Гардинке отакирован, что не употребя никавова оружия в Тонинг ретировался [уступил] при чем российская кавалерия особливое мужество показала. Понеже алиртская кавалерия к той отаке непоспела, то неприятель одною российскою кавалериею в Тонинг прогнан: при чем российские взяли шведов в полон 32 человека, в том числе трое обер офицеров. В то время его светлость князь Меншиков, хотя жестокою одержим был лихорадкою, однако из Фридрикштата для тех действ к армее болного себя вести велел, и даже до окончания того действа при войску был, и на другой день за вышереченное российских мужество, его королевское величесвто дацкой, его княжжую светлость приехав в его квартиру, благодарил.
Между тем началась негоцициа [договор] у его королевскаго велчесва дацкаго, и саксонкаго фелт маршала Флеминка, с швецким фелт маршалом Штейнбоком о его штейнбоковой здачче, и когда оная к совершенству пришал, тогда его светлость князь Меншиков, оную негоциацию протестовал, для чего без ево ведома то чинитца. И понеже оной неприятель в тоакое худое состояние приведен, паче оружем его царскаго величества, при которых действиях сам его величество своею персоною присутствовать изволил, то из сей негоциации его величества выключать не надлежит, и по той его няжой протестацыи стали оную негоциацию чинить во общую ползу всем северным союзником, и уже было оная негоциация к совершенному окончанию пришла, но тем верменем вышереченной граф Штейнбок получил ведомость, что государь их король швецкой с турецким салтаном примирился, и война против России от турков обьявлена, то неприятель возгордился, и для того он граф Штейнбок свои претензии изменил, и просил чтоб ево со всем войском и с знаменами и штандарты, и со всем что к воинской арматур надлежит, перевесть в Свею, но токмо одно огненное ружье нам отдать хотел, и до того было пришло, что его Королевское величество Дацкой к тому склонился, чтоб его таким образом отпустть, как он Штейнбок желает. Но тем временем его светлость князь Меншиков получил подлинную ведомость, что послы российские в Царе Граде из Едикуля освобожены, и Порта атаманская мир с царским величеством содержать намерена, то его светлость присудил, да бы неприятеля на таких кондициях, как он желает, не приимать, но чтоб отдался в полон со всем, а имянно с артилериею с знамены штандарты и с прочими победоносным знаками и с ружьем, которои его светлости совет, его королевскому величеству был зело угоден. И по том начали вести к Тонингу опроши, сия работа началась против двадесять четвертаго числа, апреля. А против двадесять шестаго окончалась, и кссели были со всем готовы. Между тем неприятель хотя болши тысящи выстрелов, и одну выласку на опроши наши, училил, однакож ни один с нашей стороны неубит, токмо пять человек рядовых ранено. Но когда темже времянем с вышереченного княжого мнения Штейнбоку учинено предложение, тогда паки Штейнбок о здаче своеи практовать стал, для чего сам в двадесять шестый день, из города в квартиру его княжой светлости приехал, и тут в присутствии его королевского величества Дацкаго о свое здаче согласился, чего ради в сей день с непрятелской стороны стрелба, а с нашей работа престала. И для закоючения каптуляции [статьи] определены был со обоих сторон камисары, и оная капитуляциа в пятом числе сего месяца закоючилась, а с девятаго числа непрятелское из Тонинга выступление началось. И в 15 день окончалось.
Между тем неприятелские полки по выступленин из города клали ружье пред российскою инфантериею, при дворе имянуемом Геерс Форше.
Кондиции, на которые неприятель здался, сие суть.
1. Вся швецкая армея, которая была под командою фелт маршала графа Штейнбока, и на вышереченную капитуляцию в полон отдалась, как командр так и генералитет, и прочие вышние и ниние офицеры имеют розменены быть по картелю, каково учинен у них с датчанами.
2. И по розмене вся армея купно с командиром перевезены будут в Свею ихе швецким коштом.
3. Артилериа, знамена, штандарты, ружье, литавры, барабаны, и протчие победоносные знаки имеют разделены быть войсками северных союзников, а неприятелем оставлены токмо одни шпаги.
4. Пленных руских, кои были в неприятелских руках в Померании и в Голштинии, все по вышереченному картелю разменены, також и о протчих, кои в Свее, Штейнбок обязался по всякой возможности старатца, да бы равных же образом разменены были.
И таким образом сей непрятелской главной корпус помощию божиею весма розорен, и чааем что не токмо половины, но ни третьей части неприятелей в Свею перевезено не будет, понеже и ныне болши тысчяи человек от неприялеля разбежались, и у его королевскаго величества Дацкаго пашпорты побрали, а иныя в дацкую и саскую службу пошли.
А что всего в полон взято генералитету, и прочих чинов здоровых и болных, также знамен, штандартов, ружья, литавр, барабанов, и прочих победоносных знаков, тому под сим реестр.
(Далее повторяется таблица трофеев из прошлого выпуска.)
А помпезный конный памятник фельдмаршалу Стенбоку стоит ныне в Хельсингборге. Его победитель Меншиков такого памятника не удостоен.