Марш по Ливонии и Курляндии 1701 г.

Oct 31, 2011 12:00

Шведская армия снялась с зимних квартир 17 июня 1701 года, в день 19-летия короля. Карл XII долго ждал подкрепления из метрополии, но зато получив его, не мешкал. Артиллерия медленно тронулась в путь почти месяцем раньше. После прошлогодних выдающихся побед, заставивших капитулировать Данию при Копенгагене и русскую армию под Нарвой, оставался последний серьёзный противник, которого следовало примерно наказать, подтвердив статус Швеции как североевропейского гегемона, и окончательно превратить Балтийское море в Шведское озеро.

Небольшая реконструкция кампании (в основном по данным дневника Адлерфельда) выглядит следующим образом.


Каждая стрелка обозначает дневной переход. Названия населённых пунктов, в которых останавливалась армия, даны также в транскрипции, используемой шведами. Дата прибытия следует за названием, также по шведскому календарю.

По движению войск получается следующее:
Всего за кампанию армия прошла за 32 дневных перехода около 590 км.
Средняя величина дневного перехода таким образом составила около 18 км.
Максимальный дневной переход 11 августа: Бауск - Клаппманнхоф - 30 км. Армия хорошо отдохнула в Бауске, простояв там две недели, пока король улаживал иностранные дела.
Самый короткий переход 14 июля Кекоу - Борковит - всего 7 км.
Регулярный режим марша: 2-3 дня движения, день отдыха. Однако после Риги армия не торопится, отдыхает чаще,  длина дневных переходов тоже несколько сократилась.

За кампанию была блестяще выиграна одна, но стратегическая баталия. Саксонская армия потерпела поражение под Ригой. Правда, саксонцы отступили в порядке, но от дальнейшей борьбы в этом году отказались, очистив Курляндию и Литву и оставив Карла XII в гордом убеждении, что окончательная победа над последним противником недалека.
Саксонский гарнизон Дюнамюнде (при котором также числились и 5 рот русских солдат) выдержал 5-месячную осаду, но в конце концов вынужден был сдаться на условиях почётной капитуляции с правом выхода с оружием и воинскими почестями. Вся Ливония снова стала шведской. Покорённая Курляндия платила за свою ошибку присоединения к врагам Карла огромную военную контрибуцию.
Правда, на севере Ливонии русские войска начали проявлять активность. В сенябре командующему Ливонским корпусом полковнику Шлиппенбаху удалось отбиться от вторжения русских и даже нанести им урон. Однако под конец года, на Рождество, тот же Шлиппенбах, произведённый в генерал-майоры, уже был разбит Шереметевым при Эрестфере.
Но пока эти эпизоды выглядели мелкими укусами. Впереди молодого, честолюбивого и обожаемого войсками короля ждала слава, покорённые державы и повергнутые коварные и недостойные монархи.

Курляндия, 1701, Северная война, 18 век, Ливония, Карл xii

Previous post Next post
Up