Красная Двина

Jun 27, 2011 14:10

Давно уже собирался написать пост о рижском районе, в котором сам работаю. Материал копился и копился, я открывал для себя всё новые и новые пласты и ответвления, а пост всё не складывался. Кроме того, "вылазка" в тот район, в который ездишь каждый день на работу, звучит диковато, поэтому ознакомление с многими историческими местами как-то тоже всё время откладывалось. Наконец, скопилась и разогрелась критическая масса материала и я решил выплеснуть её в жж, как расплавленное олово в воду и погадать на том, что получилось в результате.



Красная площадь в Москве и Красная Двина в Риге - это два красных топонима, не имеющие отношения к цветовой гамме. Красная площадь - просто красивая. А Красная Двина, хоть и зовётся в народе laquo;Краской»,... впрочем, всё по порядку.
Протока реки, которой суждено нести название Красной Двины или Саркандаугавы и дать название рижскому району, когда-то была протяжённой и глубоководной. На карте 1701 года она показана именно такой.



В настоящее же время как и большинство рижских мелких речек Красная Двина обмелела, местами засыпана и превратилась в цепочку грязных и мутных канав и мелких озёр



Хотя и не везде безнадённо испоганенных



Центральное место Саркандаугавы занимают Александровские высоты. Стоя на этой возвышенности рядом со зданием рижского психоневрологического центра трудно представить, что находишься на месте крепостного вала.



Но это именно так. Вот что повествует о рождении Александровских высот петровская Марсова книга в главе "Юрнал о атаке города Риги с цитаделем" за 1710 год:
И тогож дня на Рижской стороне, ниже города, по осмотру его Генерала Фелт Маршала изобретено урочище Гофемберк от города, в 2х верстах, где ради отнятия коммуникации водою от Динаменде шанец с Ригою зачата строить крепость...
В 30 день, начатая крепость у Гофемберка, апреля от 13 дня совершена, и пуски поставлены. И по трем выстрелам из тех пушек вместо Гофемберка, именована Александр шанцом.

Генерал-фельдмаршал Шереметев, возглавляющий осаду Риги назвал крепость в честь Александра Меньшикова, чья дивизия распологалась в этом месте, с тем чтобы сделать приятное своему давнему другу-сопернику и царскому любимцу.
Рисунков и черетежей шанца не сохранилось, но выглядеть он мог примерно так:



Земляные валы насыпались до высоты 10-12 метров, так что не удивительно, что остатки их сохранились по сей день.

Задачей шанца была блокада осаждённой Риги с севера, от ещё занятой шведами крепости Дюнамюнде. Для недопущения прорыва шведского флота Двина была перегорожена свайным мостом и боновыми заграждениями из цепей и брёвен. Эти оборонительные мероприятия оказались своевременными, так как уже 28 апреля, за два дня до окончания крепостных строительных работ, 9 шведских кораблей-каперов пытались прорвать блокаду, но были обстреляны из пушек и вернулись ни с чем.

После взятия Риги судьба Александровских высот и Красной двины чуть было не сложилась самым блестящим образом. Пётр вообще любил Ригу, многое сделал для её украшения и благоустройства и подумывал сделать её третьей столицей империи. Высокий берег с великолепным видом на Двину вдохновил самодержца на разбивку здесь общественного парка. 11 марта 1720 года царь предписывает рижскому генерал-губернатору Репнину: выписать из Данцига и
посадить в Риге «для пробы каштановых дерев 30 или более». До того каштаны в Риге не росли. Значит, вот эти деревья - прямые потомки данцигских крестников Петра.



Кроме каштанов сажали дубы вдоль рижской дороги, а всего было высажено силами солдат и крепостных более 30 тысяч деревьев. Под окном нашего офиса эти великаны в 3-4 обхвата вполне могут быть теми самыми свидетелями событий почти трёхсотлетней давности. Место это до сих пор называется "Duntes ozoli" - дубрава Дунте.



Вскоре на Александровских высотах на месте крепостных валов и рвов возник чудный царский сад. У И.Х. Бротце есть его план 1791 года



Один из прямоугольных прудов, правый на плане, сохранился до сих пор. Вот он


«» на

Вероятно, если бы Пётр пожил подольше или его последователи так же бы заботились о Риге, как он сам, Александровским высотам под Ригой была бы уготована участь Петергофа или Стрельны при Петербурге. Но шикарному загородному дворцу не суджено было состояться. Постепенно сад начал приходить в упадок. На рисунке того же Бротце 1812 года он уже предстаёт в виде руин.



Но тут в судьбе этого живописного, но заброшенного пригорода Риги происходит новый крутой поворот. Александр I, посетивший Ригу осенью 1819 года, был неприятно поражён условиями содержания душевнобольных, которые помещались в сырых и тёмных казематах цитадели. Просвещённый государь приказал генерал-губернатору Риги маркизу Паулуччи создать психиатрическую больницу, для чего подарил городу территорию сада. В 1824-м году открылось богоугодное заведение на 221 место, получившее название по месту расположения Александровской высоты. Размещали здесь наряду с душевнобольными и бродяг, инвалидов и проституток. Через 100 лет тут же открылось и венерологическое отделение, которое впоследствие отделилось. А психоневрологическое и поныне тут. С ним знаком каждый рижанин, собирающийся получать права на управление автомобилем, или на оружие или для других целей, где надо доказать, что ты не дурак не состоишь на учёте. Во дворе заведения ныне стоит тематическая скульптура.



Вместе с больницей была открыта и аптека. Её потомок и сейчас находится на перекрёстке улиц Патверсмес и Тилта.



Итак, судьба сада устроилась более или менее достойным образом. Но сам район, который по замыслу основателя, должен был стать рижским Версалем, пошёл по другому пути развития. И тут опять возникает вопрос: почему Двина названа Красной? Как и у любого топонима, у Саркандаугавы существует несколько версий возникновения, из которых только одна верная, зато остальные романтические. Поэтому следует привести их несколько.
1. Первая ассоциация с красным цветом - конечно же кровь. Во время сражения рижан с Орденом, проходившего в этом месте 22 марта 1484 года комтур Рижского замка попытался поджечь корабли рижан, стоящие на в этой протоке, но был убит. Именно по его крови, пролитой на льду, протоку назвали красной.
2. Вторая версия тоже полна средневекового страха. Двину назвали Красной потому, что в ней по обычаю топили рижских ведьм. Хотя утопление - это бескровный метод борьбы с ведьмами, но каким цветом, можно ещё назвать подобный ужас?
3. На самом деле название появилось позже. Ещё на картах начала XVIII  века, когда ведьм уже не топили, эта протока обозначена как  der Soode Graben.  Пётр считал это место удобным для торгового порта. Но этот его проект также не был реализован, зато место оказалось удобным для якорной стоянки судов - глубоководное, защищённое от морских волн и недалеко от города. Поэтому протоку стали называть "Рейдовой Двиной" - "Reide Düna", а потом по созвучию она превратилась в «Rote Düna» - "Красная Двина".

А теперь пройдёмся по картам. В 1890 году протока называется Красной Двиной, а станция новой железной дороги - Александровскими высотами. На карте уже отмечен лесопильный завод Верман - в районе начинается бурное промышленное развитие.



А вот карта 1916 года. Здесь название Александровская Высота обозначена крупно, на территории больницы. 
 


А напротив появился завод "Проводник" - одно из самых известных мировых предприятий по производству резиновых изделий того времени. На предпирятии работало более 16 тыс. человек. Превзойти этот показатель смог только ВЭФ в 1970-х годах. Навряд ли когда-нибудь в Риге снова возникнет предприятие такого масштаба.

Следующая карта 1936 года. Завод "Проводник" уже числится бывшым. Все географические названия, естетственно, переведены на латышский. Больница  обозначена как Valsta Aleksandra augstumu slimnica - Государственная больница на Александровских высотах. Протока тоже получила нынешнее название - Sarkandaugava. Но она ещё  показана довольно широкой.


А теперь наше время - 2006 год.



Об Александровских высотах уже ничего не напоминает. Это красивое историческое, но неполиткорректное ныне название исчезло с карты Риги. Зато взгляните - Саркандаугавой, которая за прошедшие годы съёжилась и почти исчезла теперь называют уже и другую протоку, отделяющую от Риги остров Кудзиньсала - бывший Господский остров. Ну что ж, наверное и неплохо, если такое красивое название не канет в лету вместе с его носителем.
Впрочем, это уже серая и унылая современность, которая меня мало интересует. А напоследок мне хотелось бы рассказать о ещё одном историческом уголке Саркандаугавы.


«
Это маленькая кривая и непрезентабельная улочка с разнотипными домами всех мыслимых эпох и стилей. Но примечательна она своим названием.



Улица звалась раньше Алексеевской, теперь - Алекша. Название это она получила от московского царя, отца Петра I - Алексея Михайловича, войска которого, безуспешно осаждавшие Ригу в 1656 году, стояли поблизости в поместье Дунте. Вот так по недосмотру нынешних демократических городских властей в городе остаётся ещё одна улица с истинно историческим названием.

работёнка, улицы нашего мегахутора, о прекрасном, город, исторический материализм, прогулка в прошлое

Previous post Next post
Up