Сегодня у нас не "почитать", а "посмотреть".
Вот несколько видосиков.
* * *
Тезис про то, что дизайн можно научиться видеть везде, я хотел бы проиллюстрировать на примере смешного видео про неуклюжую девочку, наказанную за желание прислониться к миру прекрасного:
Click to view
Перед нами - типичный дизайн-проеб, при исполнении которого совершенно не учтено, как устроены глаза и мозг у людей. Когда это знание не используется дизайнерами, в мире становится на несколько телочек в гипсе больше.
* * *
Понял, что про дофамин надо еще раз сказать, а то наверняка мимо ушей проехало.
Итак, ребята, дофамин - нейромедиатор, непосредственно участвующий в механизме поощрения и обучения, вызывает обещание чувства удовольствия. Используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные действия. (
Википедия).
Чтобы люди, которых я ловлю, тащу в угол и мучаю пассажами а-ля киножурнал "Хочу все знать", прониклись уважением к дофамину, я применяю следующий алгоритм.
Для начала говорю, что многие наркотики работают, потому что в числе прочего стимулируют выработку и высвобождение Волшебного Нейромедиатора. Что кокаин, морфий, амфетамин, никотин и другие веселые ребята так или иначе либо увеличивают уровень дофамина, либо блокируют его антагонистов, либо имитируют его действие. Вторым пунктом я говорю, что когда вы штурмовали азбуку, привыкали не трогать раскаленные утюги, и наоборот - нажимать на крестик в углу окна или на кнопку - это тоже работал дофамин, потому что все, что связано с обучением, связано с ним. Дизайнер реагирует на слово "кнопка" и немного успокаивается.
По замыслу, в голове у жертвы околонаучной обработки должно возникнуть ощущение, что дофамин - это такая мощная сила (хотя я подозреваю, что в итоге все запоминают только то, что обучение как-то связано с тяжелыми наркотиками).
Потом можно еще залакировать шизофренией, собакой Павлова, крысой с рычажком, но я бы хотел, чтобы вы про это сами прочли у того же Фрита в "Мозге и душе".
Два легчайших пути к получению дофамина - это сахар и мастурбация. На эти кнопки человек готов нажимать вновь и вновь, и, собственно, нажимает.
Поучительное видео про сахар и про то, почему вашему малышу надоедает со временем есть одну и ту же несладкую еду, а конфеты - никогда:
Click to view
Собственно, тут в чистом виде химическая зависимость и распространенная привычка - как следствие.
Следующее видео - про привычку к просмотру порнографии и дофаминовую связку.
Если вы родились до 2004 года, посмотрите, будет полезно.
(Мне в рассказе нравится история про то, что не нашлась контрольная группа и пассаж про "Мужик, ты сорвал эволюционный джек-пот". Совсем не нравятся выводы из второй части про улучшение памяти и качества жизни, основанные не на измерениях, а на субъективных ощущениях участников эксперимента: мне кажется, докладчик тут желает несколько преувеличить проблему и передергивает):
Click to view
* * *
Кидаю мостик к дизайну.
Где увидеть дофамин? В любой привычке, конечно. Когда вы регулярно что-то привычно делаете, имеет смысл поискать там где-то момент, когда ваш мозг кормит вас небольшой дозой награды.
Сначала вы понимаете, что награда ждет вас в перерыве от работы, когда вы идете почитать френдленту, потом - что похвала вашей фоточки в инстаграмме - то самое событие, вызывающее удовольствие, ради которого вы возвращаетесь в программу вновь и вновь (а вовсе не из-за того, что в мире мало фотографий). И еще важный момент - что лайк непосредственно после выкладывания фотки торкает сильнее лайка через пять часов не просто так. И что это так устроено в голове у всех без исключения.
А потом однажды доходит, что то, что поведение людей управляется мелкими дозами приятной вкусной химии, можно непосредственно использовать в дизайне.
P.S.: Если вдруг вы - нейробиолог (да даже если и нет), а я где-то что-то спутал, то я традиционно буду рад указанию на ошибку в фактуре или рассуждениях.
Все серии "Дизайна дизайнера":
7 6 5 4
3 2 1 и
книги