Провел в этом году несколько публичных рассказов. Приезжал в город, в субботу рассказывал для дизайнеров, в воскресенье - для менеджеров. Были разные залы: большие, маленькие, шумные, тихие.
Между нами, лекторами, поделюсь секретиками технологии:
1. После похода на рассказы и лекции люди часто делятся у себя в блогах услышанным. Интересно, что мало кто услышал именно то, о чем ты говоришь; исключения можно пересчитать на пальцах одной руки. Я сначала переживал за искажения смысла и за то, что вчера к нам приезжал Людвиг и на лекции сказал что ты несешь что ты несешь омайгад остановись хватит хватит аааа, но потом сам сходил на чужие лекции, позаписывал, затем перечитал записи и понял, что люди все так устроены, это нормально.
2. Иногда так получается, что ты можешь наступить на сердце какой-нибудь слушательнице. Бывают взрослые варианты - когда получаешь письмо, что девушка вот что-то почувствовала, но знает, что это скоро пройдет и просто лови привет. Бывает и тяжелее. Я предпочитаю не ввязываться: ну похож на чьего-то отца, или там у человека тяга к депрессивным ребятам с мрачным чувством юмора. Такая влюбленность пройдет, если ее не раздувать.
Лайфхак: меня научила одна человеколюбивая собеседница, что если вообще стесняешься чужого интереса, то надо на прощание в конце рассказа сказать «Желаю всем девушкам в зале похудеть». Но это важно делать уже в воскресенье и потом не интересоваться в интернете, что ты там вчера говорил, когда приезжал к нам в город.
3. Длительность школьных уроков по 45 минут с переменой не идиоты придумали. Откуда взялась манера сидеть в зрительном зале полтора часа, не поднимая задницы от стула, я вообще не понимаю. Я устраиваю перерывы каждые 45 минут, и лучше этого, похоже, только перерывы каждые 30 минут. Собираюсь их внедрить, позырю.
4. В Питере можно опоздать на лекцию и все все поймут, и не стыдно даже - похоже, город как-то так влияет.
5. Очень полезно устраивать в лекционном туре перерыв в пару месяцев. Перегруппироваться, выдохнуть, все переписать. Мой предел - восемь выходных подряд вне дома, затем кошка начинает думать, что ты сантехник, и перестает уже подходить.
6. Про голос. Три часа говорения сильно физически выматывают. Подозреваю, что можно натренироваться, и есть трюки. Приму в дар совет, что почитать про это.
7. Мой нынешний предел комфортного звучания без микрофона - аудитория в сто человек в зале.
8. Самая большая проблема - вентиляция. Бывает, она просто может не справляться с залом, полным людей. Бывает, что забывают включить. Но иногда случается вообще ад: то дежурный ушел обедать, то вентиляцию не велят включать хозяева здания, ибо киловатты дорогие (!). После разноса, который устраивает организатор, система начинает справляться: появляются дополнительные мощности, память и лишние киловатты, и дежурный сидит на месте как вкопанный. Иногда прямо жалею, что вроде как не принято устраивать разнос заранее, до того, как случится факап.
Подозреваю, что именно это практикуют менеджеры, с начала проекта отрывающие голову дежурному за какую-нибудь пустяшную оплошность, а потом под сдавленный шепот исполнителей наслаждающиеся тем, как все идет классно. Но за это же надо платить тем, что привыкаешь быть сукой.
9. Всегда найдутся один-два очень критично настроенных слушателя. Ничего нового не звучит, материал не изменился, ты мудак, все не так, и вообще похож на Станиса Баратеона. У опытных лекторов подсмотрел чудесную мантру для таких случаев, вот она: «всегда бывают те, кто пришел на спектакль и ошибся адресом». Произнесение мантры позволяет перестать нервничать и идти спокойно еще раз переписать нахрен весь материал.
10. Если тебе кажется, что ты плохой рассказчик, просто назначь очередное мероприятие и продавай билеты - см. «
Главную лекторочью тайну».
11. Я побывал на лекции у человека, занимающегося проблемами неструктурированного мышления и увидел самую четкую в своей жизни структуру повествования. Ушел под впечатлением и сейчас пробую все переписать и перестроить, но это требует переналадки головы. Впрочем, мой девиз в этом полугодии - «не ссать и не бояться», так что я обложился книжками про когнитивную терапию и системную теорию. Очень сложно писать при этом простым языком, но тут просто надо придерживаться девиза.
12. Всегда была проблема с придумыванием названия, отражающего суть. Наконец-то родился лайфхак: очередной рассказ озаглавил «Рассказ-5»: как танк «Т-34». Потом допридумал расшифровку - «Как я выхожу из тупиков», и оказалось, что допридуманное удобно дописывать через двоеточие, типа «Рассказ-5: как я выхожу из тупиков». Если потом допридумается другое название, будет «Рассказ-5: другое название», технично.
---
Что в итоге. Я открыл новый рассказ -
http://ludwigbistronovsky.ru/lectures/5, убрал билеты на отдельные дни там, где это было возможно. Через неделю -
Киев, потом -
Ижевск,
Львов,
Одесса.
А Игорь Фаткин снял атмосферный ролик:
Click to view