Как-то немного для меня внезапно после поездки по Британским островам посыпались вопросы о нашем способе передвижения там. Опишу в двух словах: общественный транспорт на островах исключительно удобен, быстр и - в случае покупки билетов задолго - дешев, что брать машину нет никакого смысла. Это не касается, конечно, отдаленных уголков Highlands и им подобных, но мы туда и не забирались.
Про скоростные поезда дальнего следования напишу отдельно, а сегодня расскажу про не совсем банальный, но очень простой путь из Ливерпуля в Карнарвон (Caernarfon), в ходе которого - единственный раз за всю поездку - мы столкнулись даже не с проблемой, а с небольшим неудобством. Задействованный транспорт: ливерпульское метро Merceyrail, дизель-поезд уэльских железных дорог Arriva и был еще автобус, в данный пост не попавший.
1. Начинаем с покупки билета. На вокзале Lime Street (это центральная станция Ливерпуля) мы купили прямые билеты до Бангора. То есть билет включает в себя два плеча - метро до Честера и дизель из Честера до Бангора. Иногда есть возможность включить в единый железнодорожный билет и автобусное плечо, если таковое будет по пути, но здесь номер не прокатил, поскольку автобусы Уэльса, хоть и управляются той же Арривой, с английскими железными дорогами не очень дружны и взаиморасчеты не приемлют. А вот если бы мы брали билет в зоне действия Арривы, то он был бы единым и на поезд, и на автобус.
2. Здесь надо отступить для пары слов о метро. Merceyrail очень похож на немецкие S-Bahn или австралийские Cityrail. Под центральными частями Ливерпуля и стоящего на другом берегу реки Биркенхед поезда идут в туннелях, а на окраинах и в пригородах - по поверхности. На Lime Street существует два уровня: обычный вокзальный, откуда уходят дальние поезда в Лондон и другие города, и откуда же отправляются составы метро City line (красная), и нижний, где в одностороннем туннеле поезда зеленой линии Wirral line делают круг по центру Ливерпуля, чтобы вернуться обратно в Биркенхед. Да, конфигурация ливерпульского метро не очень обычна.
На нижний уровень спускаются на лифтах и эскалаторах. Поскольку на другом берегу Мерси линия сильно ветвится, и с одной платформы можно уехать на четыре разные конечные, то над платформой висит табло отсчитывающее время до следующего поезда в каждом направлении. Станции метро еще более утилитарны по сравнению с Лондоном, но не так угрюмы, как в Нью-Йорке. Симпатичные поезда в желто-стальных цветах состоят из 3 вагонов. Ехать до Честера 40-45 минут, поезда идут каждые полчаса (главное - не уехать куда-нибудь в Нью-Брайтон).
3. Ценность Честера - в его старом городе, обнесенном стеной, и самом большом в стране зоопарке. Однако сегодня у нас другие планы, мы остаемся на вокзале в ожидании уэльского дизеля, а поезд метро отправляется обратно в Ливерпуль.
В этом ожидании я купил на платформе - нет, не пирожок, а миниатюрный традиционный мясной пирог, обычный перекус на британских вокзалах. С небольшим опозданием к платформе притарахтел веселенький дизель-поезд цвета аквамарина, состоящий из двух секций по два вагона. Как раз перед ним на соседний путь прибыл экспресс из Лондона, и на платформе образовалась целая толпа молодежи с рюкзаками и пенками: окрестности Бангора и остров Англси являются популярными среди лондонцев местами для походов выходного дня.
4. Понимая, что такая толпа вмиг займет два задних вагона, я направился к передним дверям (сквозного прохода между секциями нет). Задняя секция открылась, народ вломился внутрь, а передняя так и осталась стоять пустой. Я вернулся назад, мы с Кирой и всей толпой вошли в вагон и оказались где-то в середине прохода. А надо сказать, что расписание тех, обычно недалеких, поездов, на которые не продают билеты с местами, всегда рассчитано на примерную загрузку «все сидят и лишь иногда несколько человек стоят». В этот раз определенно с поездом произошел какой-то косяк, потому что далеко не все желающие смогли попасть внутрь. Появилась бригада проводников (двое), увидели толпу и растерялись. И я могу их понять: Уэльс в смысле плотности населения радикально отличается от Лондона, и такого, чтобы в поезде просто не осталось свободных мест, здесь не бывает. А уж хвост на платформе - явление из ряда вон. Пока проводники не вышли из ступора, молодежь на пальцах им объяснила, что ситуацию можно решить открытием дверей передней секции. Они кивнули головами и пошли вперед. Хвост очереди двинулся за ними, а за хвостом и мы выскочили из вагона: кому охота час стоять в тесноте и духоте. Не сразу, но передняя секция все же открылась, и мы оказались в удобных креслах у окна.
Вся эта котовасия задержала нас еще на некоторое время, поэтому состав взял разгон довольно резко. И здесь нельзя не вспомнить, что все - ВСЕ - расписания Британии заточены под очень быстрое движение поездов. Дальний межгород часто зашкаливает за 250 км/час, а местные электрички плестись медленнее сотни считают ниже своего достоинства. Причем такие скорости сохраняются даже на участках, на которых, казалось бы, спешить некуда - в глухих сельских и горных уголках страны, на ветках, которые у нас закрыли и разобрали бы лет 20 назад.
Итак, до Бангора ехать чуть больше часа, а интервал поездов на линии - час. Здесь ходят по очереди дизель-поезда Арривы и прямые поезда из Лондона. Линия ведет в Холихед, ближайший к Лондону порт, откуда отправляются паромы в Ирландию. Раньше была ветвь непосредственно в Карнарвон, но в период жесткой экономии ее обрезали по Бангору, заменив частыми автобусами.
5. По пути железнодорожная линия почти прорезает бастионы замка Конуи. Вообще для меня было некоторым откровением убедиться, что замки Уэльса значительно превосходят замки Шотландии красотой и мощью стен и башен. Конуи - не исключение и достоин отдельного посещения.
6. В Бангоре большая часть молодежи покинула дизель и ломанула на переход. В ожидании, когда же этот табун разольется по улицам города, я снимал состав и станционные сооружения.
7. При движении с севера здесь, на пороге уэльских высокогорий, проявляются первые складки рельефа, и тому свидетельством - туннель сразу за горловиной станции. Дальше же к югу, в стране холмов и ущелий, железные дороги приобретают особенную живописность.
Поезд ушел на остров Англси, мы преодолели пешеходный мост, нашли остановку и минут через пять уже ехали на автобусе пятого маршрута в Карнарвон, рассказ о замке которого нам еще предстоит.