Утянуто у aethelwineМолодой монах принял постриг, и в монастыре ему первым заданием было помогать остальным монахам переписывать от руки церковные уложения, псалмы, законы и т.п
( Read more... )
Отличная история. И ведь действительно ОЧЕНЬ многие религиозные правила и уложения, давно вошедшие в быт, основаны вовсе не на том, что НАПИСАНО в Библии, а на ИНТЕРПРЕТАЦИИ написанного. Скажем, тот же кашрут - не мешать молочное с мясным, сколько из-за этого у бедных религиозных евреев неудобств. А в Торе сказано: "не вари козленка в молоке матери его". И все. Ну и не варили бы конкретно козленка конкретно в молоке его конкретной матери...
Вот-вот. И все ПОДОЗРЕВАЛИ. Ну не мог, мол, Бог сказать так примитивно, что-то он ИМЕЛ В ВИДУ. И поехало... Хотел бы я действительно знать, что Он ИМЕЛ В ВИДУ, учитывая, что Он всемогущ, всеведущ и в виду мог иметь все, что угодно. Нет, начали приписывать БОГУ, что он имел в виду ИМЕННО ЭТО. А может, Он имел в виду вообще фигурально, типа "не обвиняй детей в прегрешениях родителей?"
Отож! Как сказал кто-то из Великих (может быть, Вольтер?): "Бог создал человека по образу и подобию своему, и человек отплатил Ему тем же". Вечно Ему приписывают людские проблемы, поступки, качества, мысли и пр. Бедный Бог!
Реально безбрачие имеет чисто прагматические цели - ничто не должно отвлекать служителя церкви от служения. Так что всяческие обоснования вторичны. И безбрачие на практике вовсе не означает обязательного целомудрия (хоть это и желательно из тех же прагматических соображений).
В католицизме целибат - т.е. обет безбрачия и целомудрия - один с трех основных обетов (два других - смирения и бедности), и он обязателен для всех, принимающих сан, и уж тем более для монахов. Введен он был с двойной целью: первая, упомянутая вами и вторая, чисто земная - чтобы не делить между отпрысками имущество священника.
В православии будущий священник (в бытность семинаристом) имеет право жениться, но _до рукоположения_. Но тогда ему закрыт путь к высшим церковным постам.
Я хотел сказать, что священники католической церкви (особенно верхнего слоя) достаточно часто (чтобы не сказать - как правило) имели любовниц (низшие слои - экономок - этаких гражданских жён). И церковь (если не возникало явных скандалов) смотрела на это сквозь пальцы ("ибо человек слаб, а искушение велико"). Таким образом формально не нарушался обет безбрачия, и церковное имущество находилось в безопасности. В былые века даже возник такой эвфемизм, как "племянник (ца) Папы Римского" для обозначения детей оного Папы. В православной церкви вроде порядки были построже: если уж ты так слаб - женись и забудь о карьере, если же жаждешь карьеры - забудь о женщинах.
В общем вы правы - достаточно почитать хотя бы уставы средневековых монастырей (где прямым текстом налагался запрет на "пребывание монахов наедине с девицами и молодыми вдовами" и пр.), не говоря уж о "Священном вертепе" Лео Таксиля. Но суть этой истории в том, что если обращаться к первоисточникам - то _изначальный_ смысл может быть совсем иным.
Comments 17
Reply
Кстати.. это то, что мне всегда не нравилось в советских книжках.. купюры.. И у Бердника и у Стругацких.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
В православии будущий священник (в бытность семинаристом) имеет право жениться, но _до рукоположения_. Но тогда ему закрыт путь к высшим церковным постам.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment