Оригинал взят у
kiri2ll в
Потерянное ядерное оружиеСюжет большого количества художественных фильмов строится на том, что группа неких злоумышленников крадет ядерную бомбу, после чего пытается с ее помощью реализовать свои нехорошие планы (насколько они зловещи зависит лишь от фантазии сценаристов). Но как показывает практика, потерять ядерную бомбу намного легче, чем украсть.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15541/214291281.6a/0_14007b_6a6a1675_orig.jpg)
Чемпионский титул по количеству инцидентов с утраченными бомбами судя по всему надежно удерживают ВВС США. Впрочем, в этом нет ничего удивительного - до 1960-х годов стратегические бомбардировщики оставались главным средством доставки американского ядерного оружия. Свою лепту вносила и паранойя Холодной войны - Пентагон весьма боялся того, что русские уже "идут", и в результате в воздухе практически постоянно находилось некоторое количество бомбардировщиков с ядерными бомбами, чтобы обеспечить гарантированную возможность нанести моментальный удар. С ростом количества ядерных бомбардировщиков круглосуточно патрулирующих небеса, падение одного из них было лишь вопросов времени.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16098/214291281.6a/0_14007e_87b27202_XL.jpg)
«Начало» было положено в феврале 1950 году, когда во время учений бомбардировщик B-36, отыгрывавший роль советского самолета решившего скинуть ядерную бомбу на Сан-Франциско, разбился на территории Британской Колумбии. Поскольку учения были максимально приближены к реальным и на борту самолета находилась боеголовка. Правда к счастью без ядерной капсулы, необходимой для начала цепной реакции - ибо как позже выяснилось, при ударе бомба сдетонировала. Самое забавное заключается в том, что на останки B-36 случайно наткнулись лишь в 1953 году - во время начальной поисковой операции его обломки не были найдены, и военные решили, что самолет разбился о поверхность океана.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15592/214291281.6a/0_14007f_a6fe6915_orig.jpg)
В том же 1950 году на территории США разбились еще три бомбардировщика с ядерными бомбами. Подозреваю, что такое количество катастроф в один год связано с тем, что в предыдущем 1949 году Советский Союз стал ядерной державой, что закономерно привело к резкому росту активности американских ВВС.
Но самый примечательный случай того года опять же был связан с Канадой. Во время полета у бомбардировщика B-50 возникли проблемы с двигателем, и экипаж принял решение скинуть находящуюся на борту ядерную бомбу Mark 4 в реку Святого Лаврентия, предварительно включив ее систему самоуничтожения. В итоге, бомба взорвалась на высоте 750 метров, и обогатила речку 45 килограммами урана. Местным жителям сказали, что это были тактические учения.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15488/214291281.6a/0_140079_701c003d_XL.jpg)
В 1956 году летевший на базу в Марокко бомбардировщик B-47 бесследно исчез над Средиземным морем - его обломки так и не были найдены. На борту пропавшего самолета находилось два контейнера с оружейным плутонием. В следующем году у транспортного С-124, перевозившего три ядерных заряда, возникли проблемы с двигателем. В итоге, экипаж скинул две из трех бомб в Атлантический океан. Боеголовки так и не было найдены.
В феврале 1958 году во время учений у острова Тайби произошло столкновении истребителя F-86 и бомбардировщика B-47. В итоге, экипажу последнего пришлось сбросить водородную бомбу Mark 15, которая и ныне покоится на дне где-то в том районе - многочисленные поиски так и не увенчались успехом. Вопрос вызывает лишь то, была в бомбе ядерная капсула или же ее учебный аналог (разные источники дают разный ответ на данный вопрос).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16183/214291281.6a/0_140080_daf1319c_orig.jpg)
Месяцем спустя произошел еще один, к счастью комичный а не трагикомичный случай. Во время перелета формации B-47 в Англию, один из членов экипажа решил осмотреть 30-килотонную бомбу Маrk 6. Он залез на нее и случайно задел рычаг аварийного сброса. В итоге, бомба проломила люк бомбоотсека и упала на землю с высоты 4.5 километров. Бомба не была приведена в боевую готовность (на ней не было ядерной капсулы), однако заряд обычного взрывчатого вещества при ударе сдетонировал. В итоге, боеприпас оставил на земле Южной Каролины кратер глубиной 9 метров и диаметром 21 метр. Сейчас на данном месте установлен памятный знак.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17849/214291281.6a/0_140072_f25dad3d_XL.jpg)
В 1959 году еще одна ядерная бомба ушла на морское дно после катастрофы патрульного самолета P-5M у берегов штата Вашингтон. Этот заряд тоже не был найден. В 1961 году произошла катастрофа, которая могла привести к крайне серьезным последствиям. Бомбардировщик B-52, на борту которого находилось две водородные бомбы Mark 39 разрушился в воздухе. Одна из бомб упала в болото - во время раскопок военным удалось найти ее тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени, позже этот участок был выкуплен инженерными войсками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16123/214291281.6b/0_140082_5cbe2812_orig.jpg)
У второй бомбы сработал парашют и она мягко опустилась на землю. Именно она чуть и не стала причиной катастрофы - ибо бомба находилась в полностью снаряженном состоянии, и во время ее парашютного спуска, три из четырех предохранителей, удерживающих ее от взрыва, последовательно выключились. От четырехмегатонного термоядерного взрыва восточное побережье США спас обычный низковольтный переключатель, служивший четвертым предохранителем.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15518/214291281.6a/0_140074_2753989_XL.jpg)
Один из самых нелепых случаев потери ядерного оружия случился в 1965 году, когда с палубы авианосца «Тикондерога» свалился штурмовик A-4E Skyhawk с водородной бомбой на борту. Глубина в том месте составляла 4900 метров, бомба так и не было найдено. В следующем году случилась катастрофа у испанского Паломареса - во время дозаправки в возухе произошло столкновение заправщика с бомбардировщиком B-52 на борту которого находилось четыре водородные бомбы. Три из четырех бомб упали на землю (заряды обычного взрывчатого вещества двух из них сдетонировали, что привело к радиоактивному загрязнению местности), четвертая упала в океан. После почти трех месяцев поисков ее удалось поднять - и это пока что единственный случай, когда упавшую в море ядерную бомбу смогли вернуть.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/214291281.6a/0_14007c_7b663e42_orig.jpg)
После Паломареса, полеты американских бомбардировщиков с ядерным оружием были значительно сокращены. Окончательно же им пришел конец после случившейся катастрофы у базы Туле в Гренландии.
Еще в 1961 году ВВС США приступили к операции «Хромированный купол». В ее рамках бомбардировщики B-52 c термоядерным оружием на борту осуществляли ежедневное боевое патрулирование по заданным маршрутам. Перед вылетом им назначались цели на территории СССР, которые должны были быть атакованы при получении соответствующего сигнала. В любой момент времени в воздухе находилось не меньше дюжины B-52. В рамках данной операции также осуществлялась миссия Hard Head по постоянному визуальному наблюдению за радиолокационной станцией на авиабазе Туле, служившей ключевым компонентом системы раннего предупреждения о ракетном нападении BMEWS. В случае потери связи с Туле, экипаж B-52 должен был визуально подтвердить ее уничтожение - такое подтверждение стало бы сигналом о начале Третьей мировой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15489/214291281.6a/0_140077_ba7b51b7_XL.jpg)
21 января 1968 года один из участвовавших в операции B-52, на борту которого находилось четыре водородные бомбы, разбился неподалеку от базы. В результате падения самолёта, термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности. Последовала длительная и трудоемкая операция по сбору обломков и дезактивации местности, однако один из урановых сердечников так и не удалось найти. Катастрофа спровоцировала большой скандал и вскоре после нее регулярные полеты бомбардировщиков с ядерным оружием были окончательно отменены, как слишком опасные.
Я описал тут лишь некоторые инциденты, которые приводили к потере бомб. В 1950-1960-е случилась масса других катастроф с участием ядерных бомбардировщиков. В 1956 году в Англии прозошел случай, когда B-47 упал прямо на хранилище ядерных боеприпасов, где на тот момент находилось три ядерные бомбы, в одну из которых был вставлен взрыватель. Возник пожар, однако каким-то чудом обошлось без детонации.
Что касается подобных инцидентов в Советском союзе, то все они остаются под грифом секретно и тут остается разве что довольствоваться слухами и городскими легендами. Могу лишь заметить, что советская стратегические бомбардировочная авиация всегда заметно уступала по численности американской. По идее, меньше бомбардировщиков = меньше полетов = меньшая вероятность того, что самолет разобьется. С другой стороны, сомневаюсь что общий уровень аварийности советских ВВС был заметно меньше американского.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16138/214291281.6a/0_140081_79971bd5_orig.jpg)
С уверенностью можно говорить лишь о ядерных зарядах, находившихся на борту погибших советских подлодок. На борту затонувшей в 1968 году К-129 находилось три баллистические ракеты Р-21 и две ядерные торпеды (впрочем, часть из них была поднята в ходе
проекта AZORIAN). На борту затонувшей в 1971 году в Бискайском заливе К-8 находилось по разным данным от 4 до 6 ядерных торпед. На ушедшем на дно Атлантики в 1986 году стратегической ракетоносце К-219 находилось более 30 (опять же, цифры расходятся) боеголовок - большей частью на баллистических ракетах Р-27, но также имелось и несколько ядерных торпед. И наконец, погибший в 1989 году К-278 «Комсомолец» нес две ядерные торпеды.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15577/214291281.6a/0_14007a_83f92d33_orig.jpg)
Таким образом, нехитрый подсчет показывает, что на морском дне сейчас должно находиться где-то около полусотни потерянных ядерных боеголовок. Конечно, с учетом того, что согласно нынешним оценкам
за всю историю было построено более 125 000 ядерных зарядом, это цифра наверно капля в море. Но тем не менее я надеюсь, что времена, когда с неба могла свалиться случайно сброшенная ядерная бомба все же навсегда остались в прошлом.