Веданта: Пуруша и Пракрити, а так же весь Мир как адронная нейросеть.

Mar 08, 2023 17:42

Пуруша (др.-инд. पुरुष, IAST: puruṣa, «человек, мужчина, дух») - согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная.

1) "Что такое Пуруша? В древней классической индийской философской школе санкхья понятие Пуруша означает неподвижное пассивное и бездеятельное духовное начало мира, которое лишь созерцает состояние Пракрити.


А что такое Пракрити? В той же «ортодоксальной» (астика) философской школе санкхья под Пракрити понимается некая всеобъемлющая материальная субстанция, которая «наделена способностью самодвижения и развития, но проявляет её только в присутствии пуруши» .

То есть Пракрити есть некий Перводвигатель, который движется сам и движет неподвижное инертное духовное начало - Пурушу. Иными словами, Дух движется в потоке материи, подобно тому как щепка не имеет способности самостоятельно двигаться, зато несётся в водном потоке или в порыве ветра туда, куда они ей укажут."

Источник:
Пуруша и Пракрити наших дней, или IT Вселенной
Сергей Горский Москва


2)"Тензорные сети предоставляют математический инструмент, способный делать именно это. С этой точки зрения, пространство-время возникает из наборов связанных друг с другом узлов сложной сети, где небольшие кусочки квантовой информации стыкуются друг с другом как Lego. Запутанность - это клей, соединяющий сеть. Чтобы понять пространство-время, необходимо для начала рассмотреть запутанность с геометрических позиций, поскольку именно так информация кодируется в огромном количестве взаимодействующих узлов системы."

Источник:
Квантовая ткань пространства-времени: сеть-гобелен

3)"Затем я понял, что та космологическая задача, которую мне дал Алекс Виленкин, - проблема меры - куда глубже: она опирается на проблему квантовой гравитации. Стало ясно, что в пределах космологии я не решу эту задачу и кругозор нужно расширять. Так я вышел на разные подходы к квантовой гравитации. Самый популярный из них - теория струн, но я решил попробовать что-то другое. Последнее, что я придумал два года назад и изложил в работе, - объяснить квантовую механику и гравитацию с помощью нейросетей («Весь мир - нейросеть»). Решая проблему квантовой гравитации, я понял, что можно таким же способом попробовать решить проблему наблюдателя в квантовой механике: если есть нейросеть, то есть и наблюдатель.

Стало понятно, что есть три проблемы: проблемы наблюдателя, квантовой механики и гравитации, и все они должны решаться одновременно. Раз уж я затронул проблему наблюдателя и объясняю ее с помощью нейронных сетей, то до биологии рукой подать. Вот так получилось, что мой интерес к сложным задачам - в данном случае к проблеме квантовой гравитации - вывел меня на занятия биологией. Это не значит, что сейчас я не занимаюсь квантовой гравитацией, - я как раз ею в основном и занимаюсь."

grnsta:
Я бы уточнил - Весь Мир как адронная нейросеть, т. е. в основании мира лежит гигантская "самообучившаяся" нейросеть в узлах которой адронные комплексы, размером от множества ядер атомов тела человека, до множества ядер планеты Земля, плазменного диска Солнца и так далее. При этом сильное взаимодействие лишь удерживают нуклоны в ядрах, а обмен информацией происходит через электро-слабое взаимодействие (и/или запутанность).

Прим:"Адро́ны (от др.-греч. ἁδρός «сильный») - класс составных частиц, подверженных сильному взаимодействию. Термин предложен советским физиком Л. Б. Окунем в 1962 году"

4)"- Думаю, что человек в наблюдаемой нами Вселенной никакой особой роли не играет. Просто сейчас мы впереди планеты всей: в терминах нашего «многоуровневого обучения» мы находимся на самом высоком уровне, мы способны существовать не только как маленькие популяции, но и как популяции большие, отвечающие чуть ли не за всю биосферу. В этом смысле мы всё равно часть этой биосферы, которая учится.

Вымрем мы - появится кто-то другой; и я не стал бы зацикливаться на человеке как на основном элементе процесса обучения и познания окружающей среды. Биосфера - подсистема, изучающая, как и любая другая подсистема, свою окружающую среду. Сейчас так получилось, что мы самые продвинутые в смысле познания космоса. Но если не будет нас, то будут другие познающие субъекты, которые наверняка где-то есть.

Я приверженец идеи, что мы не занимаем уникальное место во Вселенной. Наверняка есть много других мест, где есть жизнь, где живут существа, которые, возможно, не выглядят как люди, но превосходят нас по уровню интеллекта. Может быть, они решили проблему изучения окружающей среды лучше, чем мы. Поэтому слово «человек» я бы здесь не ставил во главу угла, но как биосфера - да, мы должны продолжать это движение, пытаться коллаборировать с другими существами.

В чем же состоит превосходство людей над другими существами? У нас есть социум, социальные сети, взаимоотношения, которые лучше эволюционируют и лучше приспособлены к обучению. Этого не надо терять; более того, развивать глубокие сети - социальные сети с большой глубиной связи - очень полезно с точки зрения теории обучения.

В этом смысле государство с политической системой, где один человек во главе, а остальные - никто, малоэффективно: это мелкая сеть (shallow network), такая система не приспособлена к хорошему обучению. Мы знаем, что, для того чтобы система хорошо развивалась, она должна быть глубокой и многоуровневой (deep network), должна быть обратная связь (feedback), должны быть социальные лифты и т. д."

Источник:
Весь мир - нейросеть. Виталий Ванчурин, Наталия Демина
«Троицкий вариант» №6(350), 5 апреля 2022 года


метафизика

Previous post Next post
Up