Кант писал, что «Юм разбудил меня от догматического сна».
"Кант совершил переворот под влиянием Юма. Юм занимался проблемой причинности. Причинность - законы природы в традиционной точке зрения. Юм говорит, что то, что мы называем причинностью - это лишь разновидность животной веры; привычную последовательность событий мы интерпретируем как порождение одного события другим. На самом деле это просто привычное следование событий. Пример. На птичьем дворе у кухарки курица, которая каждое утро ждет хозяйку, которая высыпает зерно. Курица начинает думать, что появление хозяйки - это закон. Но однажды хозяйка пришла с ножом и отправила курицу в кастрюлю. Привычная последовательность событий внезапно разрушается."
"Сам субъект познания привносит в природу субъективные законы, сам формулирует их и потом транслирует на мир природы, которая сама по себе безучастна и не имеет к этим законам прямого отношения, считал Юм. Эта мысль была унаследована Кантом. Это ключевая мысль его гносеологии зрелого критического периода - «законы природы являются результатом априорной, синтетической деятельности нашего рассудка. Наш рассудок формулирует эти законы, а потом приписывает природе. То, что мы называем причинностью, единством, взаимосвязью - это результат конструктивной деятельности рассудка, который создает эти законы, предписывает их природе и познает эти законы как порождение своей собственной конструктивной энергии, или инициативы» (Кант)."
Источник:
Иммануил Кант "Европе 1730-х годов был по крайней мере один человек, который не просто знал о буддизме, но и изучал его в течение многих лет. Его звали Ипполито Дезидери, и он был иезуитским миссионером в Тибете. В 1728 году, до того, как Юм начал писать свой трактат, Дезидери закончил свою книгу с наиболее исчерпывающим и точным европейским описанием буддийской философии из всех написанных до XX века. Проблема была в том, что ее так и не опубликовали. Ни один католический миссионер не мог печататься без разрешения Ватикана, а в Ватикане заявили, что такая книга напечатана быть не может. Рукопись исчезла в архивах Церкви."
"Я узнала, что Юм, возможно, действительно был знаком с буддийской философией. Фактически, он написал «Трактат» в одном из нескольких мест в Европе, где это знание было доступно. Сам Долу имел личный опыт знакомства с сиамским буддизмом и довольно долго разговаривал с Дезидери, который знал о буддизме тибетском. Возможно даже, что у иезуитов в Королевском колледже была копия рукописи Дезидери."
Источник:
Как философ XVIII века помог мне справиться с кризисом среднего возраста