Этот пост рекомендуется в аддон замечательному рассказу Варандея
http://varandej.livejournal.com/269747.html. Там в основном все правильно сказано за историю и достопримечательности, а у меня город показан чуть с другой стороны.
На въезде со стороны Перми нас встретит вот этакое чучело.
Для сопоставления масштабов внизу поставлена Инна в количестве одной. Сколь чучело, возвышающееся над Инною, похоже на Господа нашего Иисуса Христа, столь же Кунгур напоминает Рио-де-Жанейро.
Впрочем, панорама летним вечером и с западной стороны неплоха
Действительно, как пишет Илья, Кунгур возник в качестве укрепрайона, блокпоста по ограничению активности башкирских кочевников и быстро вырос в торговый центр на Сибирском Тракте. Более того, Сибтракт частью в Кунгуре и сформировался, но об этом в другой раз. Правда и то, что изначально градообразующего завода, в отличие от большинства прочих городов Урала тут не было, но вот градообразующая отрасль вскоре появилась.
Уже со второй четверти осьмнадцатого века город стал крупнейшим на всем востоке производителем обуви. Кожкомбинат ведет историю с 1724 года. Точнее, вел. Десять лет назад предприятие закрылось нафиг.
Корпуса, впрочем, остались
На территории бывшего предприятия функционирует авторынок, но и его активность невелика
При коммунистах главной отраслью города стало машиностроение. Завод Турбобур выпускал уникальные малогабаритные установки разведочного бурения, экспортировавшиеся в то ли 20 то ли 50 стран мира. В лучшие годы на Кожкомбинате и Турбобуре суммарно работало 12 тысяч человек. Для 90-тысячного по тем временам городка, согласитесь, вполне градообразование. Впрочем, Турбобур, сократив численность персонала в 6 раз, худо бедно работает. Его трогать не будем, чтоб не сглазить.
А вот большой-пребольшой лесомебельный комбинат, когда-то перерабатывавший всю древесину верховий Сылвы, ныне выглядит так:
И еще вот так:
Но, вообще, хотя в это трудно поверить, завод работает. Об этом говорят, например, горы довольно свежего опила
и рельсы, выходящие с территории предприятия
даже стрелка есть
Раньше отсюда шла мотовозная линия до Турбобура. Под мотовозами погибло и покалечилось немало пытавшихся покататься ребят. Катались-то мы все, но кому-то не везло. Теперь линии грамотно вывели на Транссиб, но возить по ним стало почти нечего. Впрочем, повторю, и Турбобур, и ЛМК как-то худо-бедно существуют. Да и от Кожкомбината ходя бы корпуса остались.
А вот кирпичных заводов больше нет совсем. Их было вообще-то три. Третий работал на Кунгур, а первый и второй обеспечивали кирпичом Западную Сибирь. Из этого кирпича строили здания газокомпрессорных станций и то, что сейчас мы имеем какие-то халявные деньги с нефти и газа, частью заслуга кунгурских кирзаводов.
На кирпичных заводах по технологии печи финишного обжига не останавливаются никогда. Первая такая печь в Кунгуре зажглась в 1926 году, а погасла навсегда ровно через 70 лет, в 1996.
Теперь на месте второго и третьего заводов нет почти ничего
Развалины же первого, самого крупного, выглядят более гордо
Даже кривая труба осталась. Она всегда была кривой, ну с 80-го года точно
и не работала, кстати. Снос просто дорого стоил, и тогда, и теперь.
Впрочем, и первый завод потихоньку разбирают. Вот эти мужички
Нет, все законно, частная собственность, так хозяин сказал.
Мой папа, работавший директором первого и второго заводов как раз в их лучшие годы, с 1979-го по 85-й настроен скептически. Типа, винтовка это праздник и...
А я вот думаю, не все так уныло: ну, смотрите, есть большие площади со всеми подведенными коммуникациями (пар, рельсы, газ, отопление, электричество) буквально в нескольких десятках метрах от дороги Сибирь-Москва (ответвление федералки м7). Бери не хочу. Я б взял. Без корпусов даже проще. Более того, построй там кто фармпредприятие, я туда поеду за свою нынешнюю зарплату. Или даже с убытком: понты перед одноклассниками дороже. Я ж такой не один.
Еще из гавкнувшихся полностью заводов отметим РМЗ. Тоже большое предприятие было.
и довольно новое - вон на трубе дата
Ну, и прочее, по мелочи.
А вот вокзал у нас классный. Чистый-чистый и отремонтированный. И с пальмами
Перед вокзалом, боком к выходящим, стоит обкакавшийся дедушка Ленин. Сам серый, какашки черные. При коммунистах он так же был покрашен, работая объектом насмешек
Вообще, прямо с вокзала можно уехать к Ледяной пещере и на Ледяную гору. Там вы увидите красивые панорамы
Кунгур же расположен в уникальной лесостепной зоне: кругом тайга, а тут "поля охоты вечной, степи, ковыли..."
А таких домиков там не увидите
Виды там и вправду как надо:
На Ледяной горе, кстати, расположена единственная из почти двадцати старых церквей города не закрывавшаяся никогда, Всехсвятская
А вот эту церковь, наоборот, так и не открыли
Здесь при коммунистах был шахматный клуб и спорткомитет. И я тут первый раз водкою напился.
Про кунгурские реки я как-нибудь сделаю отдельный большой пост. Про мосты и все такое. Их несколько. Ну, Ирень, Сылва, Шаква - это понятно, но есть еще их старые русла, некоторые со своими названиями, Ириловка, например.
Ирень худенькая такая, гибкая
А Сылва посолидней и поцентральней
Белое здание на ее берегу это ментовка. Мы там бывали. А красное, бывшее купеческое, десятая школа. Мы там в рыло получали года 22 назад.
Пешеходная улица, как опять-таки правильно пишет Варандей, в Кунгуре очень коротенькая. Но так получилось не со зла, а по раздолбайству. Ее хотели сделать наоборот, длинной-предлинной, несколько километров, до самого машзавода. Рельсы мотовозные убрали, цветники сделали посередь дороги. А знаков дорожных не поставили. В общем, водители сначала робко, а затем более решительно стали по улице Труда ездить. Потом и знаки появились. Короче, такая улица с неопределенным статусом. Для всех.
Еще на улице Труда расположен роддом. Хотел написать, будто я там родился, но я там не рождался. В свидетельстве о рождении записано, что там, а на самом деле в Перми. Уже тогда репутация у кунгурского роддома была хреновенькая и кто мог ехал в Пермь. Там до сих пор легенды ходят о диагнозах типа "блуждающая матка". И стафилококки в кунгурском роддоме водились такие, что в лупу разглядеть можно. Ну, реально здание середины позапрошлого века, вот такое:
В конце концов с этим роддомом решили что-то делать. Впрочем, из всех решений традиционно приняли самое идиотское: закрыть роддом нафиг. И закрыли. Уже более полугода в городе с остатним населением 70 000 рожать негде. Мам возят за 90 км, в Пермь. Ну, или по деревням. Горздрав отчитывается, что смертельных осложнений не зафиксирована. Ага. А то, что скорая возит только рожениц, забивая (абсолютно логично, что делать то?) на всех прочих - пофигу.
Нет, новый перинатальный центр построен, вот он. Только не открыт, справок нет
Таким образом, основной прирост населения (точнее компенсация естественной убыли) идет за счет граждан, освобождающихся из городских колоний: строгого режима, усиленного режима и дамской.
Одна из колоний расположена на части территорий бывшего монастыря. Вышки, обшитые евровагонкой, доставляют
И кресты на дальних куполах за спиной Инны тоже радуют взор
В руках Инны, кстати, кунгурский лимонад. Он очень вкусный. Лучше делают только в Тарногском городке Вологодской области. Говорю ж - хороший город Кунгур.