Успеть на последний трамвай в тайгу! Спонтанное путешествие в морозный Усть-Илимск

Dec 24, 2022 03:33



Наверное, мало кто поймёт прикол тащиться в какую-то промозглую сибирскую пердь ради старых ржавых вагонов, тратить на это кучу денег, да ещё и замёрзнуть хорошенечко. Но, видимо, для этого и нужно быть настоящим преданным транспортным фанатом - это тебе не просто прокатиться летним тёплым вечером на маршруте А по Бульварному кольцу.





Знали бы вы, как мне не хотелось ехать в эту холодную Сибирь в декабре, ещё и в самые-самые тёмные дни в году. Всего 2 недели назад я ездил на совсем других трамвайчиках - в тёплом Египте (про это ещё напишу) с солнышком и 20 градусами тепла. И оттуда не хотелось даже в зимнюю Москву, а уж Иркутщина казалась оттуда каким-то совсем несусветным мраком.. Да и прогнозы все показывали что-то в районе -25-30..



Но именно, находясь в Александрии, я купил билет на самолёт «Иркутск - Усть-Илимск» авиакомпании «СИЛА» (Сибирские лёгкие авиалинии). Перед этим внимательно изучил сайт на возможность этот билет сдать, что и предполагал с большой вероятностью сделать. До последнего надеялось, что обойдётся, что, может, разум возобладает и ну не будут же в самом деле такую хорошую систему закрывать. Могли бы, вообще, повременить с закрытием, хотя бы, до лета, хотя бы, чтобы в более комфортный сезон можно было приехать. 😊



Расскажу для тех, кто не знает, чем ценен именно усть-илимский трамвай. Если бы это была какая-нибудь рядовая система, я бы вряд ли поехал через всю страну, ещё и в конец года, когда завален просто делами. Но этот трамвай интересен был бы многим, не только фанатам: он идёт порядка 10 км по глухой тайге, возит рабочих с деревообрабатывающего комбината по особому расписанию и считается «скоростным» (маршрутная скорость порядка 24 км/ч). На линии - только системы из двух вагонов (что уже стало большой редкостью в российских городах).



Усть-илимский трамвай - один из самых последних открывшихся в СССР. Движение запущено в 1988 году, то есть, это - самая молодая система в России за исключением Черёмушек (правда, в этом году появилась Верхняя Пышма). Этот трамвай даже младше меня 😊 До сих пор на линии работают водители, открывавшие движение, так вот они же его, получается, и закрыли. Ну и вагоны все - те же, парк не менялся тут ни разу.



Кстати, ещё это - редкий частный трамвай. Принадлежит он не городу, а группе компаний «Илим» к заводу которой он и возит сотрудников. Это-то и стало камнем преткновения: компания модернизировать трамвай не хочет (а уже сроки подходят), а город, в свою очередь, не хочет брать его себе. В итоге, проигрывают все, а частник уже закупил прорву китайских дешёвых автобусов..



В сети очень много сочных фото усть-илимского трамвая в тайге: выглядят они очень эффектно. Я сам, конечно же, тоже думал при случае туда заглянуть, и когда появилась новость о грядущем закрытии, подумалось, что будет обидно, что я его могу так и не застать.



Усть-Илимск - это реально дыра, в которую очень тяжело добраться. Находится он в 1000 км от Иркутска. Сюда есть железная дорога, но поезд идёт большими крюками через Тайшет и Коршуниху-Ангарскую, в пути выходит 2 ночи (как от Москвы до Сочи). Автобусы идут быстрее и прямее, но тоже тяжело на них ехать много часов. Ближайший крупный аэропорт - в Братске, но туда обычно очень дорогие билеты. Занятно, что я был в Братске ещё в 2009 году, но в Усть-Илимск тогда заехать не догадался (а был бы я тут ранее, сейчас бы точно не поехал), слишком уж большим крюком он мне показался.



И когда я продумывал потенциальную логистику, решил посмотреть, нет ли случайно рейсов в сам Усть-Илимск? Оказалось, что есть! Маломестные самолётики, летают раз в день из Иркутска. Стало интересно и на таком ещё прокатиться, пока ещё не видел, чтобы кто-то из окружения так добирался.




Я уже готов был взять билет на 22 число с расчётом побыть в УИ в четверг и пятницу, но решил не торопиться и ещё подумать, точно ли надо ехать? В момент когда я созрел для покупки, этот билет уже исчез, но появился другой, на вторник 20-е число, который я, в итоге, и взял.. Только уже на месте я понял, как мне невероятно повезло, что я не купил билет тогда сразу, и что мне попался вот этот чуть более ранний: было бы очень обидно потратить столько денег и времени, чтобы посмотреть на пустые рельсы (на самом деле, не совсем, но об этом позже).



И самым гадостным оказалось то, что дата закрытия вдруг начала постоянно меняться! Если ещё в начале декабря шла речь о том, что система поработает до нового года (на что я и многие другие рассчитывали), то неделю назад вдруг появилась новая информация: последний день 23 декабря! С того момента у меня отпали всякие сомнения в том, чтобы ехать.



Но все последующие дни информация менялась постоянно: уже через несколько часов дату «сдвинули» на 21-е, а потом, вообще, сказали, что последние 2 рейса пройдут в выходные: 17 и 18 декабря. Это, кстати, спровоцировало дикий ажиотаж среди самих усть-илимцев, которые дружно побежали на них кататься, устроив в буквальном смысле «Выхино в час пик» в отдельно взятом городе.



Фото: Игорь Горобец.

Я уж было напрягся, что зря приеду, но потом пришла опять информация, что ещё несколько дней трамвай, всё же, походит. То последней датой назывался четверг, то среда, то вторник - информация менялась по несколько раз за день. Менялась информация и о графике: сперва говорили, что в последнюю неделю он будет работать по сокращённому расписанию, но, в итоге, все три дня трамваи работали полноценно. За день до приезда датой Х было 22-е, но, когда я приехал во вторник, объявили, что это - последний день, завтра трамваев уже не будет. Потом объявили, что, всё же, будет 3 рейса, потом - что работают по полному графику.



В конечном итоге, оказалось, что именно те 2 дня, которые я запланировал на посещение Усть-Илимска, и оказались последними днями трамвая. То есть, мне невероятно повезло! Пришёл на остановку в назначенное время и Он подъехал!



Прилетел я сперва в Иркутск "Победой" за 4500 рублей.



Можно было прямо под усть-илимский взять билет - "Победа" прилетает в 7 утра, а "Сила" улетает в 8:10. Но я решил не рисковать на всякий случай (вдруг первый рейс немного опоздает, и тогда всё накроется) и купил билет на сутки раньше. Целый день ещё погулял по Иркутску. Брррр, уже холодно, но я тепло одет!



На следующее утро я снова в аэропорту и.. тот самый микросамолётик! Никогда такими не летал :)



В Усть-Илимске уже мороз - просто ух! Где-то -25, а к ночи все -30 обещают.



Даже радуга на небе, несмотря на то, что нет дождя!



Показали тут издалека местную ГЭС по дороге.



Ну и к двум часам после перерыва заработали трамваи, и я уже пошёл на них. Не один я: усть-илимцы тоже продолжали кататься на любимом транспорте и провожать его.



С 22 декабря до конца года трамваи, всё же, работают на участке от депо до фабрики - по 2 рейса утром и вечером для перевозки рабочих. Не факт, что уже будут брать на них обычных пассажиров, да и откуда там пассажирам взяться.



С начала 2023 года планируется демонтаж линии.. Очень хочется надеться, что или разум возобладает, или обращение усть-илимцев Бастрыкину подействует, и трамвай сохранят. По российским меркам система в очень хорошем состоянии: пути ровные, вагоны ухоженные, скорости высокие. Зачем уничтожать то, что может приносить благо людям - непонятно. Самое лучшее - передать его Иркутской области, чтобы там его уже и финансировали.



Последний рейс трамвая с конечной "9-й Микрорайон". Через пару минут этот вагон отправится в путь, и больше здесь, скорее всего, трамвая не окажется никогда..



Обратно мне тоже повезло с билетом: нашёл из Братска до Москвы за 9100 от Ютэйра, со стыковкой в Красноярске. На все дни билеты были по 14-15 тысяч, но именно в четверг был такой билет. Ну а в сам Братск ходит уютный поезд «Усть-Илимск - Вихоревка».



Таким образом, я за это путешествие смог посетить Иркутск, Усть-Илимск, Братск, Красноярск. Первые 2 дня было очень холодно, но я хорошо подготовился и утеплился, и практически не мёрз. В УИ температура падала аж до -30, но ближе к ночи.



Из Братска в Красноярск был тоже не очень большой самолётик, но по сравнению с "сильным" - просто-таки гигант!




Ещё в УИ познакомился с коллегой-транспортником Владиславом из Новосибирска. Что сказать, в такие дни подобные места всегда становятся местом паломничества таких, как мы. Засняли с ним заезд последнего вагона в депо (погонявшись предварительно за ним на такси), а потом оказалось, что у нас билеты на один и тот же поезд, и один и тот же самолёт. Что сказать, не так много способов выбраться отсюда. Но я надеюсь, что, всё же, будет ещё хороший повод заглянуть снова в Усть-Илимск!



Усть-Илимск, Трамваи, Иркутская область

Previous post Next post
Up