Тбилисский метрополитен.

Nov 11, 2022 11:11


Тбилисская подземка очень мало изменилась за последние годы. Вообще, метро тут очень удачно вписалось в городской ландшафт: вытянутый полуторамиллионный город с концентрированными потоками, 2 линии, одна из которых пронизывает город с запада на восток, а вторая отходит чуть в сторону.




В результате метрополитен практически весь день люто страдает от перегруженности. Конечно, это полная противоположность соседнему Еревану. Кстати, это 4-й метрополитен в СССР после московского, ленинградского и киевского. Открыт в 1966 году.



Ещё 12 лет назад я обратил внимание на то, в каком ужасном состоянии находятся многие станции. Гурамишвили, Грмагеле были в каких-то чудовищных потёках, с обвалившейся штукатуркой и тусклым светом.




Выглядело это так, будто в какой-то мерзкий подвал зашёл, и никак не отвечало духу помпезности советского (ну пусть постсоветского) метрополитена. Остальные станции, даже и центральные, были тоже в потёках, хоть и в меньших.



Что изменилось, спустя годы? Нельзя сказать, что вообще ничего! Во-первых, ТМ прирос целой одной станцией: "Государственный университет".




Она расположилось в конце второй линии за станцией Важа-Пшавела, и стала второй станцией метро, открытой в независимой Грузии





(первой была сама Важа-Пшавела в 2000-м году).



Полностью обновили подвижной состав: теперь все поезда хоть и те же мытищинские, но уже модернизированные, покрашенные в цвета нац.флага. Раньше где-то половина составов были старыми и ностальгичными.



Какие-то станции были чуть-чуть подлатаны, но большинство - нет. Та же Гурамишвили продолжает выглядеть не очень, но срам просто затянули какой-то сеткой, а красивые люстры просто сняли.



То же самое на конечной станции Варкетили - вместо полноценного освещения тут какие-то убогие лампы со строительного рынка и полумрак. В общем, выглядит всё не очень ухожено и неуютно.



Кстати, 12 лет назад она выглядела вполне неплохо! Но в 2018 году тут обвалился потолок, и были пострадавшие. С тех пор тянется долгий затяжной ремонт.



Вестибюль станции совмещён с торговым ларьком.



В центре вестибюли станций постарались привести в приличный цивилизованный вид, и в целом тут хорошо их откапиталили. Марджанишвили, Руставели, Площадь Свободы..




Правда эскалаторы старые с раритетными табличками,



сами станции - тоже старые и с слабым косметическим ремонтом.



А вот на окраинных станциях - порой полный трэш и вавилон! Какие-то ларьки, рынки, толкотня и грязь.



Видимо, сюда в Самгори и Исани гости столицы не заглядывают, а значит чего тогда марафет то наводить? А для своих и так прокатит.



Тем более, что от недостатка пассажиров метро и так не страдает: я уже реально забыл каково ездить на одной ноге, даже Выхино уже не угонится за участком "Марджанишвили - Дидубе" в вечерний пик.



Ещё позабавило, что тбилисские машинисты открывают двери состава ДО полной остановки поезда. Где-то за 1,5-2 секунды, но до. Видимо, чтобы время сэкономить, но это наверняка же нарушает многочисленные ТБ, инструкции и т.д. Но в Грузии можно всё :) На эскалаторах почему-то нет плафонов, но явно они и изначально отсутствовали и не были предусмотрены в проекте.



Ещё потрясло обилие переименований и жонглирование с названиями. Например, вышеупомянутая Гурамишвили, раньше называлась - ТЭВЗ (Тбилисский электровозостроительный завод). А название "Гурамишвили" имела следующая за ней станция Сараджишвили. Вот как так можно вообще делать?

Или, например, станция Гоциридзе - наземная, раньше была полностью открытая, вообще без крыши. Я её запомнил как "Электродепо" - так она называлась до недавного времени. А название "Гоциридзе" имела станция Делиси, которая на линии 2 и вообще в другом месте.



Кстати, сейчас Гоциридзе/Электродепо" закрыта на реконструкцию - поезда проезжают её без остановки. Делают над путями навесь.



Ну и многие другие станции были переименованы: какие-то ещё сразу после обретения независимости Грузией, какие-то - уже в наши новые дни. Например, станция "Технический университет" называлась "Политехникури (Политехническая)" до 2011 года.



Станция Церетели

Объявляют станции на грузинском и английском языках. Но несмотря на это, ощущаешь тут какой-то возврат в прошлое, в те метрополитены и станции, на которых ездил в детстве. Эти старые таблички, эскалаторы, двери и прочие мелкие объекты...



А вот что напрягло - так это то, что в тбилисском метро нельзя легально фотографировать. Конечно, это не соседний Азербайджан, где сразу могут утащить за фотосъёмку в отделение, но вынести мозг и сказать "нельзя", а то и заставить удалить, вполне могут. Удивительная дремучесть, конечно, очень странная для Грузии. В эпоху, когда даже УЗБЕКИСТАН(!!!) перестал запрещать снимать метро, тут всё ещё беспокоятся.



Фото 2010 года.

Я уж молчу про то, что в России уже даже и в голову никакая мысль о крамоле не придёт, настолько нам уже въелось в голову, что фотографировать - это вполне нормально. А вот и тут и в соседнем Ереване это вызывает сложности.



Выскажу "фи" странам, в которых запрещают что-то мирное и безобидное снимать, тем более - метро. Которым гордиться надо. Даёшь отмену всех запретов и свободное любительское фотографирование!

Тбилиси, Грузия, Метрополитен

Previous post Next post
Up