Революция наземного транспорта в Москве. Забудьте теперь всё, что вы знали о маршрутах московских!

Nov 28, 2021 03:23


20 ноября 2021 года в Москве случилась кардинальная перетряска маршрутной сети наземного транспорта. Событие, пожалуй, действительно историческое и эпохальное: такого до этого в истории города не случалось вообще никогда! Ведь с самого начала появления какого-либо общественного транспорта в 70-х годах XIX века всё шло поступательным и эволюционным путём: сначала маршруты появлялись, потом менялись, потом какие-то исчезали. Сначала был трамвай, потом появился автобус, потом - троллейбус, потом - маршрутки, потом - другие маршрутки. В последние годы маршрутные такси исчезли, а потом был уничтожен троллейбус и появился электробус.

Но при всём при этом, сама маршрутная сеть принципиально оставалась такой же, меняясь каждый раз незначительно и, по сути, наследуя саму себя. Это как один и тот же человек в 20 и 50 лет - вроде и разные у него привычки и выглядит он по-разному, но по факту, это один и тот же человек.





Да, если мы посмотрим на транспортную схему 30-х годов, мы найдём мало общего с сегодняшним днём. Тем не менее, эволюционно - эта та же транспортная схема, что и сегодня!



И, например, если брать 1959 год, то знакомых отсылок и моментов будет уже намного больше. Здесь уже есть маршруты, которые ходят и по сей день, в конце 2021 года по той же самой трассе под тем же самым номером (например, 40-й автобус).



А если мы возьмём схему 80-х, то там вообще уже порядка половины маршрутов, а то и дольше, сохранилось до сегодняшних дней в более-менее неизменном виде. И это всё очень интересно изучать и разбирать, как развивался город, а вместе с ним - наземный транспорт. Ну и сопоставлять ту схему с сегодняшним днём.

И вот так поступательно, год от года.. Когда убивали трамвай, те же самые маршруты плюс-минус просто становились троллейбусными. Когда убивали троллейбус, сами маршруты сохранялись и примерно под теми же номерами становились автобусными. Когда закрывали маршрутки, то уникальные их трассы сохранялись и становились официальными "новомодельными" маршрутами в общей сети. Даже первая "магистраль", в целом не порушила хода вещей - имевшиеся там маршруты были теми же, что и раньше, или слегка улучшенными.



Теперь же, подход принципиально иной. Вся новая сеть создана практически с нуля, и к старой не имеет никакого отношения. Ну, точнее, как: отсылки, конечно, есть, и даже сохранились некоторые маршруты но под новыми номерами (а 2 маршрута - м1 и Б, сохранились со старыми) и ещё больше сохранилось отдельных элементов старых маршрутов. Но, в целом, это то самое разрушение "старого мира" и построение абсолютно нового.



Надо сказать, что проект - действительно масштабный. Меня о нём спрашивают люди, которые даже не живут в этих районах и не пользуются наземным транспортом. Пока новшества применились только на юге и в центре Москвы, а в остальном городе старая эволюционно создававшаяся столетие сеть, ещё остаётся. Но в планах реформаторов охватить абсолютно весь город, так что "Магистраль" в остальных районах - вопрос времени.



Через год-другой от старых цифр не останется ничего, и все наши знания и весь наш опыт того, какими цифрами куда по столице перемещаться, окажется бесполезным. Это то, что с ними можно будет сделать.



Реформа настолько грандиозна и многогранна, что я до сих пор не понимаю до конца как лучше её осознать и описать. Но, главный, конечно, вопрос в том, зачем вообще она нужна? На него не могут получить ответ даже многие транспортные специалисты - ну в самом деле, работает же система как-то, зачем трогать?



За ответом можно пойти к самим авторам реформы. Ну, а точнее, прямо на сайт "Дептранса". И там этот ответ, вроде как, есть!



Действительно, согласиться можно. Сеть стала очень рыхлой и много где маршруты потеряли актуальность. Но точно ли надо всё стирать и строить заново? Давайте детальнее разберёмся.

Условно всю реформу можно подразделить на 3 части:

1. Изменение маршрутов. Создано много новых, изменены старые, многие вообще упразднены.

2. Изменение нумерации. Вводится принципиально новая система, в которой по идее разработчиков в номер маршрута закладывается информация о том, как он ходит и где примерно.

2а. Помимо перенумерования маршрутов, были частично местами переименованы остановки.

3. Информирование и внедрение всего этого дела.



По каждую из частей можно говорить долго - везде есть много плюсов и минусов, а также - важных моментов. Поэтому стоит все пункты разобрать отдельно, что я и сделаю обязательно, но уже в отдельных постах.

Скажу лишь сразу, люди нововведения, мягко говоря, не оценили. Оно и понятно - ведь при довольно спорно реализованном пункте 1 (где-то стало лучше, где-то - хуже) и скорее запутывающим пункте 2 был напрочь провален пункт 3.



Да, такая грандиозная реформа, но узнали о ней москвичи в самый последний момент. А на многих стратегических остановках не было вообще никаких плакатов даже в вечер перед запуском. Поэтому, если анализировать мнения пассажиров, то претензии, в среднем, ко всем ним трём. Хотя, конечно, проинформируй всех заранее, проблем бы было куда меньше.


Вечер пятницы 19 ноября. На трёх остановках "метро Красногвардейская" никаких следов того, что завтра будет всё по-другому. Висят старые трафареты, всё обычно. Враг точно ничего не заподозрит.

Строго говоря, учитывая написанное в начале, людей можно понять. Маршрутная сеть - это неотъемлемая часть города. Она росла вместе с ним, развивалась, с каждым маршрутом могут быть связаны какие-то городские легенды, истории. Да, вот именно эти циферки, именно такие трассы автобусов - это часть городской ткани. Это те самые "я на этом маршруте ещё в школу ездил", "ещё моя бабушка на этом автобусе в институт каталась" и "в 235-м я встретил свою любовь".. Всего этого у нас больше не будет.
Пласт знаний и ассоциаций всех горожан о маршрутах на самом деле - гигантский! Если мы предположим, что, например, каждый москвич знает хотя бы по 2-3 маршрута (необязательно ими пользуется), это будет порядка 30-40 миллионов таких знаний! А большинство знает явно больше! И этот пласт просто тупо уничтожается, а вместе с ним и уничтожается частичка города. Также, как с троллейбусом, также как с реновацией и привычными кварталами. Теперь миллионам москвичей надо будет учиться "заново ходить".


Кроме того, важно и то, что все эти изменения "вылили" на головы москвичей одновременно: и перетрассировки, и перенумерацию и переименование остановок! Если бы это было разнесено по времени, может бы проще было воспринято. Но сейчас местами вообще непонятно как можно было ориентироваться, особенно когда одновременно поменялся и номер маршрута и трасса и название конечной.
Я не хочу ругать проект и его авторов. Они старались, как могли, делали невозможное. Но, повторюсь, из говна и палок самолёт не построишь каким бы гениальным конструктором ты не был. Ругани хватает и без меня: пост в группе "Московский транспорт" - за неделю из почти 600 пользователей одобрили лишь 38, а выразили гнев более 500..


Дошло до того, что непосредственных исполнителей проекта начали травить в соцсетях. Это очень мерзко и неприятно наблюдать, но толпа всегда любит линчевание. Главное, что ребята действительно хотели сделать как лучше и делали, что могли, но вот такие им поставили убогие рамки. И уж если кому и предъявлять претензии, так это - руководству Дептранса и города, а точнее - Ликсутову с Собяниным. Именно их некомпетентность и воинствующая невежественность не позволяет нормально развивать транспорт. Но да, Баева и Грубого достать, конечно, проще, чем их.



Справедливости ради, положительные отзывы тоже есть и их немало. Даже тёща оценила - ей стало удобно ездить на автобусе м83, вдоль которого раньше ходил 711-й плохо и нестабильно. Сам я прокатился на второй день по городу на разных маршрутах и не замечал особой жести, непонимания и какого-либо раздрая: пассажиры, видимо, уже успели освоиться и спокойно садились и ехали в автобусах с новыми номерами. Ну и по словам авторов "Магистрали", многие из недовольных действительно переставали таковыми быть, когда им объясняли, как они могут добраться по-новому.



Вообще, я так скажу. Долго я пытался сформировать личное отношение к этой реформе, но полноценно так и не получилось этого. Слишком уж морально травмировало меня уничтожение троллейбуса, и тщетные наши попытки противостоять этому. Случилось, в каком-то смысле, выгорание и апатия к тому, что происходит с московским НОТ. И довольно долго к этой реформе было отношение, что "пофиг по большому счёту как будут ходить эти перделки", типа "гори сарай, гори и хата". Может и неправильно, но так я ситуацию ощущал.

И, в любом случае, пока троллейбус в Москву не возвращён, всё остальное, то, с какими цифрами и по каким улицам будут ходить перделки, кажется вторичным. Они, по-любому, без троллейбусов будут ходить плохо и криво - тут, как ни крути, не получится выше головы прыгнуть. Но обсуждать подобные схемы в такой ситуации - это все равно что обсуждать как ставить мебель в доме с протекающей крышей.



Но ладно, раз уж выхода нет, придётся нам жить под протекающей крышей. Ждите мнение о расстановке стульев и шкафов в следующих частях!

Магистраль, История, Автобусы, Москва, Транспорт

Previous post Next post
Up