Мурманск расположен на крайнем севере. Обычно в такие места попасть затруднительно. Но конкретно сюда можно прибыть всеми 4 видами транспорта. Давайте посмотрим особенности каждого из них.
Самый основной и популярный способ приехать в столицу Кольского полуострова - поезд. Железнодорожный вокзал расположен прямо в центре города. Роскошное здание сталинской эпохи.
Собственно, именно с железной дороги и началось развитие города в середине 10х годов прошлого века. Она была построена в непростой период во время Первой Мировой войны в стратегических целях. Нужно было соединить центральные районы с побережьем Северного Ледовитого океана, чтобы иметь возможность снабжать север войсками и защищать северные рубежи от германских атак.
Хотя планы по строительству города на Кольском заливе и железной дороги к нему появились задолго до войны.
В Мурманск ходит не так много поездов: 2 из Москвы, 1 двухэтажный из Санкт-Петербурга.
А также через день по очереди отходят поезда на наши главные курорты: Адлер, Анапу, Новороссийск. По некоторым дням также пускают поезд "Мурманск - Вологда", который идёт через Онежский ход.
В сезон поездов больше, есть даже состав в Симферополь. Раньше же в лучшие времена в Москву было 3-4 поезда, а в Питер - 2-3. Был когда-то проходящий (!!) поезд "Москва - Никель" и интересный маршрут "Мурманск - Великие Луки".
Но грузовое значение мурманской железнодорожной магистрали - очень высокое до сих пор! Сюда привозят ежедневно множество вагонов угля для перегрузки в порту на корабли и отправке за рубеж на продажу и в отдалённые северные уголки Сибири.
Собственно, город Романов-на-Мурмане, он же, в последствии, Мурманск и возник на месте перегрузки с железной дороги на корабли. Порт и вокзал появились тут практически одновременно с самим городом.
Плавно переходим к порту. А точнее, к морскому вокзалу. Он расположен тут же рядом с железнодорожным, по другую сторону от путей и грузового парка.
Морвокзал практически не используется по прямому назначению! Скорее, сюда можно зайти просто чтобы полюбоваться интерьерами и посидеть в буфете. Пассажирского международного сообщения отсюда давно нет. А внутреннее представлено лишь одним кораблём "Клавдия Еланская", курсирующим по берегу Кольского полуострова, и связывающего облцентр с удалёнными деревнями. Всего "Еланская" делает 3-4 рейса за один сезон.
Раньше в Мурманск заходили разные круизные суда, но теперь.. сами знаете. Так что прибыть в Мурманск по воде - дело теперь затруднительное. Но возможное!
Рядом с портом стоит знаменитый атомный ледокол "Ленин". Первый в мире корабль с ядерной установкой. Сейчас в нём - музей, и его можно посмотреть экскурсией. Правда, я так и не посетил - был День Победы, и на вход были большие очереди.
Идём дальше. Автовокзал. Вот тут всё печально. Автовокзала как такового нет, вроде бы. Вместо него - какая-то галимая разворотная площадка без навесов и без ничего.
Несолидно совершенно для крупного областного центра, коим является Мурманск. Впрочем, с другой стороны, отсюда не так много куда можно ездить на автобусе.
В самом деле, Кольский полуостров очень слабо заселён - на севере жить немногие хотят. Поэтому и населённых пунктов тут мало, и дорог.
По сути то, тут только 2 основные трассы, где есть жизнь: на юг, на Питер (где много городов - Кандалакша, Апатиты, Мончегорск, Оленегорск и дрю), и на запад, в Норвегию (Заполярный, Никель).
Есть ещё 2 совсем дохлые трассы на юго-запад в Финляндию и на восток в Териберку. Но там автобусов совсем мало.
Кстати, очень приятно наблюдать на указателях норвежский Киркинес. Был там, кстати, в далёком 2006 году, аж 15 лет назад! Сейчас, вообще, иностранные названия на российских указателях стали большой редкостью. Обычно их заменяют российскими близкими к границе аналогами. А тут - западная кап.страна, ещё и член НАТО!
На площадке-автостанции сохранился остановочный трафарет с международными автобусами в тот самый Киркинес и в финские Ивало и Рованиеми. Понятно, что автобусы давно не ходят (как минимум, с начала пандемии, а, может, и дольше).. Но чем-то таким веет от этой противоречивой таблички :)) Далёкая Европа в такой среднероссийской канве.
Кстати, с той же площадки отправляются автобусы и в пригороды Мурманска: в город, названный в честь популярного напитка Кола, Мурмаши и в закрытый Североморск!
На самом то деле, автовокзал, как таковой есть! Офис автокассы расположено в подъезде соседней хрущёвки! Мы не сразу его нашли: сначала я обнаружил его на мапс.ми, но не поверил, что такое может быть. А потом жена пошла во двор поиграть с ребёнком на площадке, и обнаружила его.
Автостанция совсем крошечная - вот это всё, что есть. Только кассы, расписания и несколько стульчиков.
Вот, вся автобусная навигация по области.
Кстати, именно здесь продаются билеты на вышеупоминавшуюся "Клавдию Еланскую". На морвокзале вы их не купите, да и не получите информации про неё.
Ну и, наконец, воздушные ворота. В отличие от предыдущих трёх вокзалов, скучившихся в одном месте, аэропорт расположен сильно к югу от города, за посёлком-спутником Мурмаши.
Доехать сюда прямо с той самой автостанции можно на автобусе 106. Едет где-то полтора часа.
Рядом с аэропортом есть забавная столовая "Летающие тарелки". Увы, была закрыта.
Внутри зал ожидания мало изменился с советских времён.
Можно наблюдать на стене железные гравюры, прославляющие героических покорителей Заполярья.
Из Мурманска можно улететь в Москву, Питер, Нижний Новгород, Мин.Воды, Симферополь. Когда-то до пандемии аэропорт работал и как международный.
Кстати, существует станция с названием заголовка этого поста (Мурманские Ворота) , но находится в Ленинградской области в окрестностях города Волхов (там, где начинается Мурманская магистраль).
Точнее, так она выглядела до РЖД-реконструкции. А сейчас, как всегда, всё изуродовали.