Окунуться в мир железных дорог середины XX века. Как организована работа поездов на Шри-Ланке

Apr 12, 2021 09:34


Уже года два как всё не доберусь до этой темы, хотя очень давно уже хочу с вами поделиться. Но пора уже, наконец, старые долги закрывать, поэтому начинаем серию постов про шри-ланкийские железные дороги!

Шри-Ланкийские поезда - самый комфортный и интересный способ перемещения по стране. Путешествия по железной дороге на Цейлоне - это своеобразный возврат в прошлое: исторические вокзалы с элементами декора начала 20 века, семафор и ручные стрелки, аутентичные вывески и деревянные расписания. Всё это среди буйной тропической природы создаёт неповторимую атмосферу колониальной эпохи.





Поезда довезут вас в большинство городов Шри-Ланки. Многие из них довольно старые, однако ехать на них все равно комфортнее, чем на автобусах. Поездов в каждом направлении достаточно много: 4-5 в день или больше. Поезда периодически опаздывают, но редко больше чем на 1-1,5 часа.



Железные дороги на Шри-Ланке достались в наследство стране от британцев. Первый поезд по острову прошёл в 1864 году. Жители Туманного Альбиона застраивали колонию стальными магистралями преимущественно для вывоза чая и кофе с плантаций. За колониальную эпоху железные дороги соединили все основные города и посёлки Цейлона.



С момента обретения страной независимости ни одной новой линии на Шри-Ланке построено не было, но все существующие поддерживаются до сих пор в рабочем состоянии, и ни одной действующей линии закрыто также не было.



Вокзалы и станции - уже сами по себе памятники истории и архитектуры. Здесь ещё висят деревянные часы и расписания, как и 60-70 лет назад.



Вся железнодорожная сеть Шри-Ланки - неэлектрифицированная. Тем не менее, состояние путей довольно хорошее и поезда следуют довольно быстро - от 40 до 60-70 км/ч.





Ширина колеи - индийская, 1676 мм.



Поезда почти всегда едут с открытыми дверями, и сами шри-ланкийцы во время движения, часто стоят у самого выхода, или сидят на ступеньках, обдуваясь встречным ветром.





И это несмотря на высокие скорости - 40-60 км/ч. К сожалению, иногда случаются трагедии, в том числе с иностранцами.





Даже в первом классе может быть спокойно открыта дверь при скорости 60-70 км/ч. Потому что можно!



Пользуются поездами совершенно разные категории шри-ланкийцев.



Несмотря на ветхость и не самый высокий комфорт, железная дорога заметно выигрывает у автотранспорта.



С 80-х по нулевые в Шри-Ланке шла гражданская война, в ходе которой правительство не контролировало север полуострова. Поезда туда не ходили. В 2009 война закончилась и регион Джафны вернулся под контроль правительства. Совсем недавно была восстановлена железная дорога в саму Джафну и даже дальше - до станции Канкесантурай. Это единственное место на острове, где железная дорога выглядет свежо и современно.



На основных ветках движение довольно оживлённое. В окрестностях Коломбо поезда снуют каждые 15-20 минут.



На линиях в Галле/Матаре и Канди - каждые 30-40 минут. Даже на самых глухих линиях будет по 2-3 рейса в день.



Специфика острова обязывает к соответствующим предупреждающим знакам..



Вагоны и локомотивы на Шри-Ланке - не то что ретро, но уже близки к тому.



Большая часть пассажирских вагонов - китайского и румынского производства.



Исключение - купленные у Китая составы для недавно восстановленной после гражданской войны линии "Коломбо -Джафна" и составы, ходящие по горной линии "Канди - Бадулла"



Тепловозы в Шри-Ланке сохранились из разных эпох: британские, немецкие, индийские, китайские и северо-корейские, большая их часть - также весьма старая: 60-70-е годы.



Вот эти дизельно-гидравлические старички немецкого производства трудятся с 1968 года.



Они интересны как снаружи, так и изнутри.



Ещё чуть-чуть - и можно в музей!





"Главная линия" ( Main Line ) - первая железная дорога Шри-Ланки, соединявшая Коломбо с чайными плантациями в горах. По ней сейчас ходит специальный туристический экспресс с паровозом или обзорным окном.



Обычные поезда тут тоже



Кстати, интересное явление - вагон дизель-генератор, подцепляемый в конец состава. Служит не сколько в помощь тепловозу, сколько для питания электричеством вагонов.



Особо примечательны многочисленные колониальные вокзалы, сохранившиеся с первой половины XX века как внутри, так и снаружи практически в оригинальном виде без каких-либо реконструкций.



Экскурсии по ним не проводят, а по мне так стоит! Шикарное наследие эпохи.



И без того колоритные станции часто утопают в буйстве зелени, как природной, так и декоративной. На многих платформах специально высаживают цветочки и разные растения.





Есть и небольшое грузовое движение на острове.





Грузовые поезда немногочисленные и довольно короткие. Но, тем не менее, иногда их можно увидеть. Возят на них лес, дизель и прочие материалы.





Это был вводный обзорный пост про цейлонские железные дороги. Далее, поговорим подробно про интересные маршруты, уникальные особенности и прочее.


Железные дороги, Азия, Шри-Ланка

Previous post Next post
Up