Как мы в Мосгордуме троллейбусы спасали

Dec 28, 2019 03:27

Провели 26 декабря в Мосгордуме круглый стол на тему «Перспективы развития электробусов и опасность ликвидации троллейбусов в Москве».




Как, наверное, многие знают, троллейбус в Москве активно уничтожается. На данный момент от некогда разветвлённой сети осталось около трети, а из 100 троллейбусных маршрутов осталось чуть больше 30. Правительство Москвы за все эти годы не смогло ни разу внятно объяснить москвичам, для чего оно это делает. С 2017 года они стали нас успокаивать тем, что, хоть троллейбусы и сокращаются, но зато скоро им на замену придут электробусы. Однако с их появлением вопросов стало ещё больше. Почему правительство Москвы делает упор именно на ультрабыстрой зарядке на конечных, а не на других типах? Почему такими электробусами заменяются в первую очередь именно троллейбусы, а не дизельные автобусы? Считал ли кто вообще их выгоду?


Тема ликвидации московского троллейбуса не очень часто поднимается в общественных дискуссиях, на заседаниях правительств и т.д. Она меркнет перед более острыми социальными вопросами типа реновации, платных парковок, строительства хорд и прочего. Тем и важно было обсудить её на таком высоком уровне в Мосгордуме. Организовывала мероприятие депутат от партии "Яблоко" Дарья Беседина. Спасибо Дарье, что решилась провести такой Круглый стол. Он вышел довольно удачным, на мой взгляд.


Вообще, нельзя сказать что это был мой первый круглый стол. Ровно 3 года назад я был в том же самом учреждении на столе по той же самой теме. Только тогда проводила его депутат Шувалова от КПРФ.
Но только в тот раз я был тихим незаметным участником, которому пришлось уйти с середины мероприятия, поскольку надо было на работу. Сейчас же я был не только в числе основных докладчиков, но и одним из основных организаторов и идейных вдохновителей.


Последнюю пару недель я был занят подготовкой этого всего. Настолько глубоко оно затянуло, что даже свой доклад я доделывал в последнюю ночь и по дороге. Это был наш первый опыт организации подобных мероприятий. Было много непонимания того как чего делать, как что должно быть организовано и т.д. Но, несмотря на мелкие косяки, всё прошло очень круто! Пришли и представители заводов и один из руководителей питерского ГЭТ, были и сотрудники Гринписа и разные транспортные эксперты, и депутаты Мосгордумы и муниципальных собраний.


На самом деле, какое-то невероятное ощущение, что это случилось! Когда столько важных серьёзных людей собралось, оторвалось от своих дел, приехало, в том числе из разных городов (были даже гости из Беларуси), и ты к этому имеешь прямое отношение. Т.е. если бы не ты, их бы планы, может, никак не были бы потревожены. Примерно то же я испытывал когда организовывал путешественнический проект "дом для всех" в Аргентине. Но там, всё же, были, в основном, люди моего круга, а тут - разные большие начальники! Которые, несмотря на занятность, посчитали нужным приехать к нам.


Но от Дептранса и Мосгортранса не пришёл вообще никто. Это, конечно, ни разу не значит, что им было это неинтересно. Интересно, ещё и как! Источники из этих ведомств уже сообщают, что наши доклады с жёстким и нелицеприятным фактажом хорошо так разворошили это осиное гнездо. Да и мы сами могли это беспокойство наблюдать - всю неделю они нам звонили, что-то выясняли, не сообщая какой-либо конкретики. Обещал сначала присутсвовать зам.руководителя ЦОДД (центр организации дорожного движения) А. Евсин. Утром сначала обещали прислать аж зама Ликсутова, потом - другого зама, потом сотрудника рангом поменьше. Просили даже пропуск на машину. Но, в итоге, решили не рисковать. Говорили, что, чуть ли, не сам Ликсутов лично запретил всем сотрудникам туда ходить под страхом увольнения.


Вкратце, как оно было. Сперва участник комитета "Москвичи за троллейбус" Иван Кожушко поведал о том, до чего довела поспешная ликвидация троллейбуса.


Переработки водителей, резонансные ДТП, пожары автобусов в центре Москвы. Это лишь неполный перечень того, до какой ручки доведён московский транспорт, ставший реально ОПАСНЫМ для пассажиров и жителей города.


Денис Фролов выступил с докладом о типах электробусов. Денис был одним из ключевых рассказчиков стола. Раньше он работал в "Мосгортрансе" и занимался, в том числе, испытанием поступавших электробусов. За довольно короткий срок Денис успел вырасти от водителя троллейбуса до заместителя директора парка. Он принимал участие в разработке стратегии развития электротранспорта в Москве от ИЦ Сколково и был победителем конкурса Экспосититранс2014. Но даже несмотря на такие заслуги за жесткую протроллейбусную позицию Дениса заставили со скандалом уволиться из Мосгортранса. Сейчас он - директор по развитию электротранспорта на УТТЗ (Уфимский трамвайно-троллейбусный завод), продолжает заниматься троллейбусами.


Интересный факт - его коллега Иван Хохлов, занимавшийся запуском первых электробусов, и активно за них топивший, в своё время, работает теперь там же! (кстати, именно он как-то поделился не на камеру своими реальными соображениями про электробусы и их полезность).


Сергей Владимирович Китаев из руководства предприятия "Горэлектротранс" города Санкт-Петербурга. Выступил с интересным рассказом о внедрении электробусов с динамической зарядкой в Северной Пальмире. Пару слов было про испытания трамвая на водородном топливе и о том, что в Питере негласное разделение между разными типами электробусов: ГЭТ испытывает динамическую зарядку, а Пассажиравтотранс (автобусы) - ночную.


Производители. Михаил Андреевич Гуриев. Завод "Транс-Альфа-Электро", Вологда. Они пребывали довольно долго в анабиозном состоянии и ничего не выпускали. Однако в последний год процесс пошёл, завод заработал на полную мощность и сейчас цеха предприятия заставлены новой техникой. Завод готов работать и с Москвой, готов предоставить и электробус с динамической зарядкой, но Москва в упор не хочет.


Уфимский трамвайно-троллейбусный завод. От него приехал директор - Рассадников Денис Валерьевич. Завод не так давно появился, но постепенно охватывает рынок. Их троллейбусы уже ходят в Альметьевске, Чебоксарах, Иваново. Завод готов идти дальше, в т.ч. и сделать троллейбус/электробус для Москвы.


Выступил и директор завода "Плутон" по производству и модернизации тяговых подстанций Александр Сергеевич Севастьянов. Назвал примерную стоимость модернизации всех московских подстанций.


Александр Морозов, известный с начала нулевых борец за права трамваев, а теперь - вице-президент МАП ГЭТ, сделал хороший доклад о мировой практике. "Почему мы боремся за какие-то непонятные показатели? Нам же Владимир Владимирович Путин дал установку какие показатели выполнять. Повышение продолжительности жизни - один из них. Какое может быть ухудшение с таким отношением к экологии?".


Из МИИТа (Российского университета транспорта) пришёл Алексей Валентинович Колин. Рассказал о том, что МИИТ неоднократно писал в Дептранс и Мосгортранс на предмет того, что зачем троллейбусы заменяются именно автобусами, если их потом собираются перевести на электробусы. На что ему ответили, что это, типа "временная мера" для переоборудования парков.


Брали слово и депутаты МГД. Александр Соловьёв из "Справедливой России" - председатель экологической комиссии Мосгордумы. Сзади на фото, кстати, слева сотрудница Гринпис. По их мнению, ликвидация троллейбуса, может и не так заметно, но повлияла на общий уровень экологии. А менять уже работающий тип зарядки на менее надёжный и менее экологичный - абсурд.


Председатель муниципального собрания района Гагаринский Елена Русакова рассказала интересную историю по какой причине сохранился 28 маршрут. Напомню, что его собирались закрыть вместе с "киевскими" маршрутами 7, 17, 34, так как разрывалась линия из парка. Елена Леонидовна развернула кампанию среди жителей района по сохранению маршрута и переводу его в другой парк. И, в итоге, ей удалось! Правда, ценой трёх других маршрутов - 11, 38 и 50. Но это уже не вина Елены. Главное, что удалось показать - протест работает.


Одним из последних выступил Кирилл Янков - председатель Союза пассажиров России. Я не очень понимаю что это за организация, и зачем она нужна. Но когда мы составляли список участников, решили позвать и их до кучи. Кирилл Владимирович сделал важное дело - высказал непопулярную на этом мероприятии позицию. Типа то, что "пассажиру не важен тип транспорта, а электробусы - не так уж и плохо".. Дептранса в качестве оппонентов нам не дали, поэтому за наличие плюрализма мнений стал ответственным этот странный "Союз пассажиров".


Мы же с ведущим Дмитрием Андрусенко пытались укладываться в регламент и следить за соблюдением повестки. Это удавалось не всегда хорошо - всем хотелось высказаться, и подольше. Приходилось пару раз останавливать уход в сторону. Пару раз брали слово те, кому предполагалось дать ему чуть позже, но это было не столь существенно. Даже вышли за отведённые 2 часа, но, вроде, всё обсудить успели.


Так или иначе, и депутаты, и эксперты, и производители, и эксплуатационщики из других городов сошлись на мнении, что московские электробусы сами по себе - вещь неплохая. Но заменять ими надо именно автобусы, а не троллейбусы. Ну и оптимальная зарядка для Москвы - именно динамическая, как в Санкт-Петербурге. По факту, понимают это все, в том числе и непришедшие на Круглый стол чиновники, уничтожающие троллейбусы. Не понимает или не хочет понимать только один человек, и всё, в общем то, направлено на то, чтобы переубедить именно его.


В общем, очень интересный вышел опыт. Я очень надеюсь, что он возымеет нужный эффект. По крайней мере, мы продолжим делать всё, чтобы это случилось. Так что, уважаемый Дептранс, выполняйте, пожалуйста, нашу резолюцию, восстанавливайте троллейбусы (электробусы с динамической подзарядкой)!


Её, а также наши доклады можно найти здесь, вот по этой ссылке.


В посте использованы фотографии с сайта Мосгордумы.

Круглый стол, Троллейбусы, Москва, Электробусы, Транспорт

Previous post Next post
Up