Я вошёл сюда с помощью двери, я пришёл сюда с помощью ног
Я пришёл, чтоб опять насладиться совершенством железных дорог.
БГ.
Что ни говори, есть в движении поезда что-то величественное. Когда он важно и не спеша трогается и отъезжает от платформы, когда также степенно заезжает на неё, когда несётся на всех парах на перегоне. Этот гул локомотива, за которым следует перестукивание вагонов. Этот гудок (а ранее свист паровоза), слышимый за 1,5-2 км, сообщающий о его приближении, только подчёркивает важность момента. Ни одна машинка, ни один автобус так о себе не информирует.
С детства сложилось ощущение, что железная дорога - это что-то незыблемое. Если поезд едет, ничто не может ему отменить, ничто не может его движению помешать. Даже если ты вонючая разбитая электричка или всеми забытый пригородный дизель с одним вагоном, для тебя всегда закрываются все переезды, самые важные и крутые шишки с мигалками вынуждены будут стоять тебя пропускать.
Железнодорожный вокзал - место с особой таинственной атмосферой. Если прочувствовать, в нём придаёт антуражу абсолютно всё: и табло с поездами, и толпы снующих туда-сюда или сидящих в зале ожидания пассажиров, и объявления дежурного, и даже просто привокзальные часы. Вот они показывают, что уже 19:57, совсем скоро прибудет ваш поезд, который уходит куда-то очень далеко. А вот и поезд: сейчас он здесь, в этом городе, но через сутки, через двое-трое, будет далеко-далеко, за тысячи км отсюда, где всё по-другому - ландшафты, города, люди...
А по связи для большей важности момента объявляют о том, что до отправления осталось всего 5 минут. 5 минут, и этот поезд, покатившись вдоль платформы той же самой медленной поступью, умчится в дальние дали: в казахские степи, в сибирскую тайгу, в заполярную тундру, в джунгли Сычуани, или вообще в какую-то другую страну. Несколько минут уделил состав на ваше Кропачёво и отправился дальше.
Что ни говори, ну нет ничего такого в других видах транспорта. Автобусы - это вообще убожество. Да, в той же Латинской Америке есть маршруты автобусов на несколько тысяч км, но ничего из вышеперечисленного не ощущается в принципе. Хотя там тоже есть автовокзалы, на которых такая же движуха, такие же встречи/расставания, такие же автобусы на сотни тысячи км, не ощущается никакого таинства Дороги. Начнём с того, что как бы далеко автобус не ехал, начинает он свой путь, выезжая с посадочной платформы задницей. ЗАДНИЦЕЙ, блин! Смешно, но меня, например, уже один этот факт вымораживает настолько, что невозможно считать этот вид транспорта чем-то большим, чем просто приспособлением для транспортировки человеческих организмов. Далее, выезд из города. Автобус, который едет на другой конец большой страны (скажем, из Сан-Паулу в Белен) едет в одном ряду с местными машинками, которые едут в соседний двор. Стоит с ними на одних светофорах. Если пробка - то он также стоит вместе с ними, никакого уважения к нему только на основании того, на какое расстояние он едет, не будет. Поезд же, как мы знаем, несётся по специально выделенным для него путям, и если и пропускает кого-то, то только другие более важные поезда.
Разумеется, есть красота движения и в самолётах. Момент взлёта, посадки - также достойны красочных описаний и всяких эмоций. Однако, того чувства таинственности, что ощущается на вокзалах, в аэропортах почему-то нет в принципе. Пассажир от самолёта отделён кучей перегородок, контролей, подвозных автобусов. Взлёт и посадку в принципе очень нечасто можно увидеть из самого аэропорта. На самих самолётах никогда не написано, куда они летят, да и подойти к самолёту можно только своему после того, как тебе это дяди разрешат. Да и процесс полёта в отличие от процесса проезда на поезде столь стандартизован, что уже мало отличается от банального телепорта.
Хоть география полётов в аэропортах почти всегда больше, чем на вокзалах, это, в данном случае играет в минус, чем в плюс. Потому что каждый вокзал, всё же, характеризует то, какие поезда мимо него проходят: через Краснодар-1 едут все на курорты, через Екатеринбург-Пасс. идёт почти весь транссибирский поток, а на станции Warszawa-Zachodnia вы не найдёте поездов ни в Мадрид, ни в Улан-Батор. Из Шереметьево, Пулково, Шарля-де-Голля летает всё куда попало, во все возможные точки планеты. Ну и, все равно, вы при желании не узнаете, какой самолёт летит в Кению, а какой - в Чебоксары. В итоге чувства связи с "далеко" в аэропортах просто нет - оно накрепко отделено от пассажира. Ну и, плюс, скорость - за пару часов самолёт может слетать на 2-3 тысячи км и обратно в тот же день вернуться. А где степенность, где уважение к расстоянию?
Помимо всего прочего, железная дорога - это просто красиво! Красота здесь присутствует во всём - в движении, в форме пути, в пейзажах. Красота в схождении-расхождении путей, за которыми можно наблюдать бесконечно при движении.
Где бы железная дорога не проходила - в степи, в лесу, в горах, она всегда будет фотогенична.
А просто сортировочная станция с хитросплетением путей и кучей вагонов - уже рай для фотографа!
Равно как обычный вокзал
Или небольшой полустанок. Везде своё обаяние, своя атмосферность.
И в маленьких полустаночках и гигантских вокзальных комплексах. Всё это - единый организм, живущий в своём не очень известном нам ритме.
Наверное, этот пост покажется кому-то "розовыми соплями". Что можно, наоборот, найти кучу романтики в других транспортах - в автобусах, в своей машинке, в самолётиках тех же. Наверное можно. Тут нет смысла спорить - я просто делюсь здесь своими ощущениями, а кто-то может поделиться своими. Главное, даже не это. Резонный вопрос, почему мы вообще интересуемся железными дорогами? Почему они нас так манят? У каждого транспортного фаната своя причина, но, полагаю, что всё вышеописанное - один из ключевых факторов. И не только нас - обратимся к тем же поэтам, музыкантам. Ведь ни одному другому виду транспорта не посвящено столько произведений, столько фольклора, сколько поездам и железной дороге. Много, кстати, вы знаете песен, например, о маршрутках? Я вот одну только слышал.
Именно поэтому мы так и грустим, когда в стране Х или на линии Y закрывается движение поездов. Есть, конечно, и практический аспект этого сожаления - становится менее удобно ездить. Но неудобство пережить как-то можно, а романтика и красота с разбором ж.д. полотна уходит безвозвратно.
Увы, общий тренд по миру - антижелезнодорожный. Где вчера ещё постукивали колёса, сегодня уже автомагистрали и автобусы Volvo возят людей. Сколько мест, в которые либо успел съездить и прокатиться и радуешься этому, или не успел и от этого страдаешь. Страна же, где железные дороги развиваются семимильными шагами - только одна. И мы все её знаем.
В некоторых странах, например, в Эквадоре, поубивали всю железную дорогу, но оставили туристические поезда. Я покатался, и, скажу вам, ничего нет мерзее туристических поездов на закрытых линиях! Это какое-то глумление над трупом железнодорожной магистрали, развлекушка на радость туристам. Ничего, кроме горечи и сожаления у приверженца ж.д.транспорта катание подобной праздной публики на линиях, которые верой и правдой служили людям долгие десятилетия, не вызывает. Типа "мы не смогли сохранить ж.д. сообщение, но хоть такое оставим на память, так как разбирать жалко". Тот самый случай, когда "чтобы не стать эдаким вот музеем в нужный момент лучше пойти ко дну".
Но мы можем радоваться, что нашу страну он пока не сильно затягивает, и мы ещё можем насладиться ездой по стальным магистралям по полной :)