Страна юрт

Feb 07, 2014 03:57

Это, пожалуй, одна из самых необычных стран мира. "Самая-самая" далеко не по одному показателю. Удивительная страна, зажатая между двух гигантов-цивилизаций, впитавших от каждого из них по максимуму, но при этом и сохранившая свою яркую самобытность. Речь идёт, конечно о республике Монголия.





Монголия всегда будоражила моё сознание. Как-то странно выходит: такая здоровая страна по площади, а известно про неё очень мало. Ездят туда единицы (по сравнению с Китаями-ЮВА-Европами). А ведь она совсем рядом. Во всяких политических делах она практически не участвует, ничего про неё не слышно.



Причиной этому, думаю, крайне небольшое население, и его инертность. Удивительно, что потомки великих завоевателей сейчас являются одним из самых мирных и спокойных народов на земле.



Монголия - пожалуй, самая "пустая" страна. Насчёт упомянутой "самости" страны: один из показателей, это плотность населения. По нему Монголия занимает почётное последнее место среди всех стран нашей планеты!
Всего 2 человека на один квадратный километр.



Монголия - самая "пустая" страна. Здесь будет хорошо любителям одиночества. Можно долго идти-идти-идти и не встречать людей. Сотни тысяч квадратных километров нетронутой дикой природы.



Именно природа Монголии манит многочисленных туристов со всего мира. Вы найдёте в Улан-Баторе множество турфирм, предлагающих туры на озеро Хубсугул, пустыню Гоби, всякие нац.парки и много куда ещё.



Основных ландшафтов в Монголии два: степь на севере, пустыня на юге. В любом случае, открытый до горизонта простор.



Есть озёра.



Высокие заснеженные горы



И совсем немножко лесов.



Ещё из самого - это погодные условия. В Монголии царит резкоконтинентальный климат, и она считается самой холодной страной мира. Летом +40, зимой -40. Я же был в межсезонье, когда было ещё более-менее пригодно для жизни.



У меня изучать прекрасную монгольскую природу не было ни возможности, ни желания. В связи с чем, я сконцентрировался на познании местной цивилизации - быта, городов, посёлков. А знакомство с природой ограничил лишь осмотром её по ходу следования, чего уже было тоже достаточно.



Посмотрим на карту Монголии


В стране имеются только три относительно крупных города: Улан-Батор, Эрдэнет, Дархан. В каждом из них проживает более 50 тыс. человек.



Остальные города по сути являются укрупнёнными деревнями, около 10 имеют население больше 20 тыс. человек.



Между этими городами расположены редкие деревни и хутора.






Но самый распространённый тип обитания у монголов - это юрты. Юрты со временем перемещаются в пространстве в зависимости от потребностей имеющегося скота.



Как известно, монголы всегда были кочевниками-скотоводами, и ими же они остаются до сих пор. Многие из них не имеют в принципе какой-либо прописки и живут в юртах вне населённых пунктов всю сознательную жизнь.



Но не надо думать, что юрты вы встретите только в степи. Монголы к ним настолько привыкли, что живут в них и в городах.



Юрта - неотъемлемый атрибут абсолютно любого населённого пункта в Монголии.



Вот такой пейзаж, состоящий вперемешку из деревянных домов и юрт типичен для каждого монгольского города.



Город Улан-батор. Не факт, что конкретно эта юрта используется, как жилой фонд, но в целом такое вполне реально.



В юртах живут даже члены клуба "коучсёрфинг". Бегсурен.



У него я и вписывался. Не каждый день доводиться вписываться в юртах, особенно через "коучсёрфинг".






Обычно юрты стоят на огороженных участках. Иногда у семьи имеется 2-3 юрты. Некоторые юрты имеют тамбуры.



У Бегсурена, кстати, есть коровы. Несколько штук, один молодой бычок.



А эти юрточки расположены в самом центре Улан-Батора! И если верхние используются для жителей гест-хауса, то те, что внизу - вполне себе обитаемы обычными монголами.



Процесс сбора юрты. Она ставится и разбирается за несколько часов.



Монголы посовременнее живут в квартирах в панельных многоэтажках. Почти все многоэтажки в Монголии построены по советским проектам.



Но про многоэтажки и вообще жилой фонд, мы ещё отдельно поговорим.
Монголы - скотоводы. Разводят всех, кого можно: овец, коров, лошадей, верблюдов, яков.



Скот тут есть практически у всех, даже у офисного планктона в Улан-Баторе. Иметь тут небольшое стадо овец - тоже самое, что и у нас иметь дачку с небольшим огородом в Подмосковье.



Коровы тусуются тут даже в элитных кварталах.



Перемещаться по Монголии, не имея своего транспорта крайне сложно. Дорогами страна явно не испорчена. Примерно так выглядит типичная федеральная трасса.



По сути то в большинстве трассы никакой нет - есть только отдельные колеи в степи. Каждая машина едет так, как ей удобнее - разброс может достигать сотни метров.
Машин, естественно, очень мало. Население крайне маломобильно и перемещается только по направлению - "райцентр - юрта". В связи с этим неплохой сам по себе автостоп (по останавливаемости) становится одним из самых медленных в мире.



Так, например, встреченные мной в городе Улан-Гом американцы, ехали в него из соседнего облцентра целых 4 дня! При этом растояние там около 240 км.



Асфальт существует в районе Улан-Батора, от него к границе с Россией и Китаем, а также в окрестностях райцентров, и ещё также заасфальтирована трасса из Улан-Гома в Тыву.



Всё остальное - колеи в степи.



Рейсовый транспорт. Он существует! Однако действует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на направлении "Райцентр - Улан-Батор", или в крайнем случае "Райцентр - соседняя деревня". Среди соседних облцентров никакого транспорта не существует в принципе!



В лучшем случае, вы можете проехать из одного райцентра в другой, если второй расположен на пути следования из первого в Улан-Батор. Однако заплатите вы все равно полную цену до Улан-Батора. Но часто иного пути нет в принципе! Даже между крупнейшими двумя городами Эрдэнэтом и Дарханом, находящихся в 100 км друг от друга, нет прямых автобусов - ехать можно только на проходящих из Улан-Батора с оплатой полной стоимости "Эрдэнэт - Улан-Батор".



Основной междугородний ОТ - уазики. Сейчас их, увы, стали дополнять японские микроавтобусы.






Мне же повезло ехать в автобусе VIP-класса. Им оказался столь нами любимый ПАЗ-4234.



От Улан-Гома до Уланбатора примерно 1500 км, которые пазик проходит за двое суток. Ехать приходится круглосуточно, примерно вот в таких условиях:



Это только сначала кажется, что некомфортно, что ноги, зажатые со всех сторон, затекают. К концу вторых суток уже воспринимаешь, что так оно и должно всё быть..



Но альтернативы никакой нет. Точнее есть - самолёт. Но он очень уж дорог, ну и неинтересен. Что увидишь, пролетев на самолёте?



Помимо "автобусов", Монголию пронизывает насквозь железная дорога. Она тянется от российской до китайской границы и имеет несколько ответвлений.



Железная дорога в Монголии - чисто советско-российская. Здесь советско-российское всё: ширина колеи, подвижной состав, даже вся сопутствующая инфраструктура.



Про железную дорогу мы также подробно отдельно поговорим. Ещё какие есть особенности у Монголии? Это, конечно же, кириллический алфавит.



Несмотря на то, что ничего в монгольских вывесках не понимаешь, осознание того, что понимаешь, как это примерно читать, очень греет душу.



Иногда даже по-монгольски пишут старославянским шрифтом



То самое слово значит "свежее" :)



Очень популярен "Вьетнам Засвар".



Да что там кириллица, если русского языка в Монголии более, чем достаточно. Его знают очень многие, особенно старшее поколение, иногда попадаются вывески. Думаю, что Монголия и Болгария - единственные две страны за пределами бывшего СССР, где говорящих по-русски больше говорящих по-английски. Это явление в обеих странах, увы, исчезает, но вообще очень хочется, чтобы таких стран было больше.



Тем не менее, Монголия продолжает оставаться очень сильно ориентированной на Россию. А на кого ей быть ориентированной ещё, если у неё всего только два соседа, причём оба влиятельных? Второго соседа монголы, кстати, очень недолюбливают из-за его чрезмерно агрессивной экспансии.
Так, российские товары в монгольских магазинах встречаются в изобилии, порой даже доминируют.












Да что там товары, мы экспортируем в Монголию целые ларьки!



С прайс-листами. :)))



Есть водка с логотипом первого канала.



Следов советского присутствия также сохранилось немало. Думаю, что такое "сур" по-монгольски, вы теперь знаете :)



Монголия на протяжении 20 века была нашим верным союзником. Мы её защитили от японского ига, а она в ответ на это стала полностью просоветской.



Так, что порой визуально монгольская населённая местность почти неотличима от снг-шной. Если бы ещё не было юрт...



Отечественный автопром постепенно вытесняется с Монголии, но занимает до сих пор весьма уверенные позиции.















Кстати, Монголия - единственная страна, полностью сохранившая на номерных знаках кириллицу. Если у нас, у болгар используются только те символы, что есть и в кириллице, и в латинице, то тут ограничений нет.



Нет ограничений и на чисто монгольские символы.



УБЯ - наше всё! Стоило купить крутой лэнд-крузер, чтобы сделать его УБЯ!



В Монголии достаточно много гостиниц. Но почему-то большая их часть совмещены... с караоке! Я так и не понял эту загадочность широкой монгольской души, почему нужно караоке именно в гостинице?






Знаменитый "Монгол Шуудан". А я и не знал раньше, что это конкретно.






Монголия - буддистская страна. Храмов, монастырей здесь достаточно много. Главный буддистский монастырь Улан-Батора - Гандан






Статуи Будды есть в каждом городе.






Ну и немного монголов









Много чего ещё интересного можно рассказать про эту невероятно интересную страну. Но я что-то уже устал, и меня тянет спать. Продолжим в следующий раз.



Монголия

Previous post Next post
Up