На поезде по Аргентине

Jan 17, 2013 03:35

Первое, что стоит сказать сразу - железная дорога в Аргентине находится в ужасающем состоянии. Пути разбиты, поезда опаздывают, а на большинстве направлений уже и поездов то никаких нет, а растёт бурьян..

Но всё же окрыляет тот факт, что пассажирские поезда в Аргентине существуют! И на них даже можно ездить. О том, куда, как и зачем ездить на аргентинских поездах, этот пост.





В первую очередь, схема пассажирского движения по Аргентине, несколько, правда, устаревшая.


Схема взята с сайта http://www.sateliteferroviario.com.ar - неофициального сайта аргентинских железных дорог (только на испанском). Это наиболее актуальный и информативный сайт по данной теме, если вам железные дороги Аргентины интересны - посетите его. Там же, кстати, есть другая схема: более актуальная и подробная, со всеми остановками, но менее наглядная.

Ну так вот, переходим к сути дела. Давным-давно, когда трава ещё была зелёной, а небо голубым, Аргентина была вполне себе нормальной железнодорожной страной. Было это всего каких-то 20-30 лет назад. Из Буэнос-Айреса поезда доходили вполне себе успешно до самых до окраин.



Но тут одному, наверное, не самому умному президенту, пришла в голову идея железные дороги приватизировать. Причём вовсе не так, как это было сделано в России, где новым приватизантом является единая структура под названием "РЖД", многими критикуемая за не очень качественную работу и неуёмное желание заработать. Но всё же плюсов от того, что эта структура единая - предостаточно, да и в некоторых аспектах это пошло в принципе на благо нашей железке.

В Аргентине же разные участки железных дорог отдали разным концессиям в долгосрочное пользование. Ранее всей ж.д. сетью управляла одна государственная компания Ferrocariles Argentinos. Предполагалось, что подобная приватизация улучшит качество ж.д. сообщения. Но гром не грянул, и конечно же, произошло всё с точностью да наоборот. Концессии, понимая, что в любой момент у них железную дорогу могут отобрать, не особо стремились заниматься их обслуживанием. Как закономерный итог - через какое-то время половина пассажирских поездов было отменено, объём грузовых перевозок упал в разы.



На данный момент всё полностью ж.д. сообщение не исчезло, как это произошо в большинстве соседних стран. И существуют следующие поезда дальнего следования:
Буэнос-Айрес - Кордоба: 2 раза в неделю.
Буэнос-Айрес - Сан-Мигель-Де-Тукуман: 2 (3 в сезон) раза в неделю.
Буэнос-Айрес - Баия Бланка: 5 раз в неделю (2 по одному пути, 3 по другому).
Буэнос-Айрес - Мар-Дель-Плата: ежедневно, есть дополнительные скоростные поезда.
Ведьма - Барилоче: раз в неделю.
Есть и другие более короткие поезда из столицы и не только.



Интересная особенность маршрута последнего поезда. Казалось бы - Барилоче - довольно популярный горнолыжный и не только курорт, почему бы не пустить туда прямой поезд из Буэнос-Айреса? Ответ лежит на поверхности и очень напоминает российские реалии: всё дело в том, что Барилоче - это провинция Рио-Негро. А она не захотела дотировать прямой поезд до БА, в следствие чего он идёт лишь до самого дальнего города в этой же провинции. Хотя первые два поезда успешно покидают Буэнос-айресскую область, хоть и не часто ходят.



Железные дороги, пребывающие в глубоком упадке, продолжают, тем не менее, пользоваться огромным спросом у населения. Причиной тому - тарифы. Они не повышались уже фиг знает сколько лет, в то время, как автобусные растут регулярно. Таким образом, на данный момент проезд в самом дешёвом классе поезда стоит в 9 раз дешевле автобуса, а самый дорогой - чуть больше, чем в два. Если учесть, что на автобусы кусаются цены очень даже как, то разумеется, что спрос на немногочисленные железнодорожные рейсы будет феноменальным, несмотря на то, что они идут в 2-3 раза дольше.



Но давайте рассмотрим конкретные классы вагонов. Тем более, что это очень познавательно.
Итак, самый дешёвый класс - Turista. Присутствует практически во всех поездах. Салон напоминает внутренности пригородной электрички, только сидения мягкие. Спинки не откидываются, вместо кондиционера - вентиляторы. Вместимость - около 90 человек.



Далее, для удобства - все цены будут даны в аргентинских песо. Официальный курс: 1$ = 4,7 песо, чёрный: 1$ = 6,7 песо.

Проезд в таком вагоне, скажем, от Буэнос-Айреса, до Кордобы (700 км) стоит примерно 30 песо (автобус - 285). От Буэнос-Айреса до Тукумана (1100 км) - 45 песо. Думаю, что по соотношению цена/расстояние, эта стоимость является одной из самых низких в мире.



Следующий класс - Primera. Здесь уже мягкие откидывающиеся кресла, только некоторые из них - поломанные.. Тоже вентиляторы. Вместимость - 72 пассажира.









Стоимость проезда тут чуть повыше: 50 песо от БА до Кордобы, 68 - от БА до Тукумана



В некоторых составах (например, в поезде Ведьма - Барилоче), Primera - это вагоны европейского образца, списанные когда-то из Португалии. Представляют собой шестиместные купе, разделённые перегородками.






Если вдруг повезло и никого в купе не оказалось (а подобное на том маршруте, как ни странно, бывает), то спать в нём очень удобно.



Следующий класс - Pullman. Мягкие комфортные сидения, расстояния между креслами - большие, работает кондиционер. Вместимость - 52 человека.



Стоимость - 108 песо до Кордобы, 134 до Тукумана.



И, наконец, высший класс - Camarote. Настоящий спальный вагон с 12 купе с двумя полками, условия проезда - наилучшие!



Присутствует по одному вагону только в поездах на Кордобу и Тукуман, в сезон также назначаются на поезд Ведьма - Барилоче.



Мы решили шикануть и проехать два раза в таком вагоне: БА - Кордоба и Росарио - Тукуман.



Да, собственно, какой "шикануть". Проезд в спальном вагоне стоит на двоих 300 песо до Корбобы и 400 до Тукумана. Реально, чуть меньше, чем в два раза дешевле, чем автобус. А условия несравнимы.



Что интересно - стоимость проезда действительно указана на всё купе - т.е. на двоих человек. Если едешь один - одно место купить не сможешь. В процессе поездки, проводники раздают умывальный набор (мыло, одноразовая зубная щётка), по бутылке воды, а также в цену включён завтрак! Так что о каком шике тут может идти речь - у нас, как известно, в подобном этому классе СВ за такую цену невозможно проехать даже в дешёвых украинских поездах! И уж тем более, про российские можно не вспоминать. Так что, как можно такую замечательную возможность упустить?



Кстати, обратили внимание? Есть купе, как левосторонние, так и правостороннее. Они чередуются. При этом, когда садишься - купе выглядит как-то так:



Едешь сидя, пока не захочешь спать. Как захочешь - зовёшь проводника, он раскладывает полки, и купе становится таким, как на фотографиях выше.



Глядя на это я думал и хотелось прямо-таки кричать от отчаяния! Почему? Почему не пустить такие вагоны по всей стране? До чего бы было удобно и здорово ехать в таких условиях..



А вообще, пассажиры вагонов классов Pullman и Camarote считаются в поезде "белой костью". Туда не пускают всякую челядь из "Примеры" и "Туристы"..



Далее. В каждом, абсолютно в каждом поезде есть вагон-ресторан! В отличии от российских вагонов-ресторанов, в них можно ходить и довольно недорого и вкусно питаться. Обед - около 50 песо, завтрак - 20 песо.















В вагоне-ресторане поезда "Ведьма - Барилоче" мы встретили наташин ДР.



Ещё во всех поездах имеется багажный вагон, куда можно сдать крупногабаритные вещи. Очень это удобно - не надо за них беспокоиться, что сопрут.



Далее. В главный курортный город страны Мар-Дель-Плата раз в неделю ходит скоростной поезд "Тальго".



Впрочем, скоростной он очень условно. Мой родной поезд №661 "Москва - Великие Луки" и то быстрее идёт.



Зато уровень кофморта в нём на порядок выше, чем в обычном поезде. Есть телевизор, кондиционер, классы Primera. Pullman и Super-Pullman. В "Примере" цена, сравнимая с автобусной, а в Пульманах она значительно выше.






Есть ещё один скоростной поезд по маршруту БА - МДП, идущий без остановок. Чуть дешевле "Тальго".

Кстати, круглые окошки, как у хоббитов, популярны в поездах.



Поэтому, как видим, внутри аргентинский поезд вполне себе комфортный. А вот едет он крайне медленно. С 1 ноября 2012 года для поездов "БА - Кордоба" и "БА - Тукуман" растянули расписание. Вместо 15 часов до Кордобы и 22 до Тукумана они стали должны ходить по 17 и 26 часов соответственно. Автобусы доезжают за 7 и за 13 часов. На практике - и это расписание не получается соблюдать. Наш кордобский поезд опоздал на 2 часа, а тукуманский - на 1. В принципе в спальном вагоне с кондиционером это спокойно переживается, а вот в "Туристе" это может быть реальной пыткой. Мы встретили немку, которая ради экономии ехала в самом дешёвом вагоне, по ней невозможно было сказать, что она после поездки была счастлива.



Виной подобной медленности, разумеется, являются пути низкого качества. Их ремонтируют редко, посему даже на медленной скорости поезд раскачивает из стороны в сторону, как корабль на волнах. Помимо этого, территорию, прилегающую к путям также никто не чистит. Она заросла кустами и деревьями так, что ветки постоянно шкрябают по вагонам в течении езды.



Кстати, во всех поездах в каждом окне поставлено по два стекла. На случай кидания камней всякой гопотой в окна поезда. Один раз в наш поезд реально что-то кинули, после чего все пассажиры переполошились и позакрывали железные ставни.



Электрификации, кстати, почти нигде нет. Все поезда тянутся локомотивами, похожими на маневровые.



Ну и, напоследок, про процесс покупки билетов. Как я покупал билеты на поезда в Кордобу и Тукуман, подробно описано здесь. На другие поезда (в Барилоче и обратно, в Мар-Дель-Плату и обратно) удалось купить билеты без особых проблем. Но суть в том, что никакой системы, аналогичной нашему "Экспрессу" тут нет и в помине. Феодальная раздробленность тут очень сильная. Барилочский поезд принадлежит конторе Tren Patagonico, поезда на юг от БА - Ferrobaires, на север - Ferrocentral. Соответственно, каждая контора продаёт билеты только в своих кассах. Купить билеты по интернету и даже забронировать по телефону невозможно нигде! Кроме того, самих вагонов в составах не так много, в кордобском поезде по 2 "туристы" и "примеры" и по одному "пульману" и спальному вагону. Такая же ситуация и в тукуманском поезде - там лишь на одну "туристу" больше.



Самое печальное во всей этой истории то, что несмотря на кажущуюся относительную развитость железнодорожной сети, даже на существующих линиях доля пассажирских перевозок на железной дороге крайне незначительна по сравнению с автобусами. Смотрите сами: против двух поездов в неделю на Кордобу, 50 ежедневных автобусных рейсов. Да, они на порядок дороже, но зато быстрее и на них билеты есть всегда. Неудивительно, что большинство пассажиров выбирает автобус и при таких условиях. Таким образом, железная дорога в Аргентине, это примерно тоже самое, что и трамвай в каком-нибудь среднедепрессивном российском городе, типа Красноярска или Воронежа середины нулевых годов.



Но будем надеться, что аргентинская железка вернёт себе былую славу. Некоторые предпосылки для этого есть. Существуют планы организации скоростного движения из БА в Кордобу, но, как обычно, в таких случаях, дело пока не особо движется..

Вокруг Буэнос-Айреса развита мощная пригородная сеть. Про неё будет также подробно написано в будущем. Следите за обновлениями.

Кросс-пост в ru-railway: http://ru-railway.livejournal.com/1870746.html

Железные дороги, Аргентина

Previous post Next post
Up