![](https://fs3.fotoload.ru/f/0219/1550408375/c7109d4dd6.jpg)
Отредактировано 03.08.18.
По поводу Рейхстага-госпиталя очень много неясного и непонятного:
Цитата: « ....часть раненных находилась в бункере рядом с Рейхстагом».
Вот он на фото вверху - одноэтажный "бункер". Санитарный? Раненых запихивали в такие укрытия, скорее всего, уже во время штурма здания. Эту хозяйственную постройку трудно назвать госпиталем. Флаг на постройке уже наши повесили.
В осажденном городе, при отсутствии путей эвакуации, каждый подвал становился «госпиталем», потому что раненых нужно было где-то укрывать. Не стал исключением и Рейхстаг, вот и все. Но никто не выходил и не махал флагом с красным крестом, мол - «Нихт шиссен! Госпиталь!», не, только подогнали зениток, танки и....двух генералов.
Есть фото, есть воспоминания и донесения, но ясности никакой.
Различные виды данной постройки. Вокруг нее много остатков автотранспорта, что может быть характерным и для госпиталя в том числе.
![](https://fs3.fotoload.ru/f/0319/1552211680/1024x768/c84df15951.jpg)
![](https://fs3.fotoload.ru/f/0319/1552211680/c84df19477.jpg)
При виде сверху видно, что здание довольно широкое. Оно примыкает к неопределенной по назначению прямоугольной коробке.
![](https://ic.pics.livejournal.com/grinnols/71503182/69854/69854_900.jpg)
Донесение из журнала боевых действий 150сд в апреле 1945г. : "...В 18:00 30.4.45г. был повторен штурм рейхстага...
...Рота СЬЯНОВА первая ворвалась в северную часть рейхстага, а бойцы 1 и 2 674сп с центральной и южной стороны...
...При подходе к рейхстагу группа 674сп во главе с командиром батальона захватила госпиталь противника северо-западнее рейхстага. В госпитале захвачены в плен генерал-майор медицинской службы ВАЛЬТЕР ШРАЙБЕР, начальник военно-санитарных учреждений г. БЕРЛИН, и генерал-лейтенант медицинской службы ВИЛЬГЕЛЬМ БРЕКЕНФЕЛЬД, ведущий генерал красного креста г. БЕРЛИН и провинции БРАНДЕНБУРГ... ".
Из довольно сумбурных воспоминаний полковника М. Бондарь - «К рейхстагу!»:
"В этот момент меня вызвал по рации командир корпуса. Оказывается, ему доложили, что воины генерала В. М. Шатилова водрузили красный флаг на бункере у рейхстага. Я сказал, что это не красный флаг, что в том бункере гитлеровцы развернули госпиталь, и флаг на нем поставлен ими как указатель для раненых.
- Требую активизировать действия группы и выполнить задачу, - сказал С. Н. Переверткин.
После разговора с генералом подхожу к Самсонову. С ним несколько офицеров его батальона обсуждают создавшееся положение. Перед батальоном сильный противник, прикрытый оборонительными сооружениями. Я сообщаю Самсонову, что наша группа будет продвигаться несколько правее...
Все ближе и ближе к цели. Вот и бугор, о котором было так много разговоров. Это убежище с перекрытием толщиной до двух метров. Кто-то вскакивает на бункер и срывает полотнище.
- Товарищи, смотрите, а ведь это действительно флаг, но только с черным крестом.
Такой что ли?..
![](https://fs3.fotoload.ru/f/0319/1553070305/1024x768/d4522a7388.jpg)
"Врываемся в сооружение. Резкий специфический запах лекарств, крови и гноя. Стоны раненых. Помещение слабо освещено несколькими свечами. Подземелье напоминает широкую штольню. По левую сторону ее устроены двухъярусные нары. Раненые лежат все вместе - и генералы, и офицеры, и солдаты. Вперемешку с ними трупы, испускающие страшное зловоние.
Обслуживающего персонала не видно. Все сбежали, бросив раненых на произвол судьбы. В левом дальнем углу слышны громкие голоса: два гитлеровских генерала потрясены появлением советских воинов. Это были начальник военно-санитарных учреждений Берлина и ведущий генерал Красного Креста Берлина и провинции Бранденбург. Мы предложили им сдаться в плен. Капитан С. А. Неустроев выделяет трех воинов, которые берут пленных под охрану".
Из мемуаров Шатилова В.М. «Знамя над Рейхстагом»:
"....Оба немца оказались медиками. Старшему из них - генерал-лейтенанту было 67 лет, другому, генерал-майору - 63. В их ведении находилось медицинское обслуживание руководящей верхушки вермахта. Один из них был пленен бойцами Греченкова в домике-архиве. Другого взяли в подземном госпитале, который, оказывается, располагался к северо-западу от рейхстага. Над землей он возвышался в виде низкого бетонного прямоугольника.
В чисто военном отношении генералы не были эрудитами, но зато им было многое известно относительно подвалов, находящихся под рейхстагом. Они подтвердили, что подвалы действительно существуют, что помещения там заняты гарнизоном, насчитывающим полторы или две тысячи человек. Это были важные для нас сведения.
Узнав все это, я закончил разговор, трудный как для них, так и для меня, - я плохо владел немецким, они вовсе не знали русского. Пообещав генералам, что им будет сохранена жизнь, я приказал отправить их в штаб корпуса".
Вильгельм Брекенфельд.
На этой фотографии Вильгельм Брекенфельд точно есть, а кто второй…возможно и Вальтер Шрайбер.
![](https://fs3.fotoload.ru/f/0219/1550408384/d451df3c8b.jpg)
Но до конца ясности так и нет:
"ДОПРОС б. ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ШРАЙБЕРА
[Из стенограммы заседания Международного Военного Трибунала от 26 августа 1946 г.]
Обвинитель: Какое последнее воинское звание и какой пост вы занимали в германской армии?
Шрайбер: Я в последнее время имел чин генерал-арцта, то есть генерал-майора медицинской службы. Моя последняя должность была - главный врач военного и гражданского секторов Берлина, однако только в период с 20 по 30 апреля 1945 г.
Обвинитель: Когда и при каких обстоятельствах вы были взяты в плен советскими войсками?
Шрайбер: 30 апреля я находился в большом госпитале в убежище при здании рейхстага, в Берлине. Так как большая часть города Берлина уже находилась в руках русских войск, я сам организовал большой военный госпиталь в этом убежище и разместил там несколько сот раненых".
Госпиталь? Вот отель «Адлон» - госпиталь. Маленький?! Нет, именно - большой. С красными крестами, белыми тряпками, санитарками и ранеными. Его никто и не штурмовал. Кстати, совсем недалеко от Рейхстага.
![](https://fs3.fotoload.ru/f/0219/1550408384/1024x768/c70eb3a3a7.jpg)
![](https://fs3.fotoload.ru/f/0219/1550408384/1024x768/d451400676.jpg)
Как нет в товарищах согласья в мемуарах ясной истории пленения генералов!
«Наш земляк Иван Лысенко водрузил знамя над рейхстагом». Сайт Управления МВД России по Брянской области.
«В какой-то момент немцы вновь заняли первый этаж. Четверо разведчиков, в том числе и сержант Лысенко, бросились на подмогу своим, чтобы выбить врага с позиций. Бесконечный рокот пулеметов и автоматов, рвущиеся вокруг гранаты... Ивана Никифоровича ударной волной отбросило на каменную лестницу, ведущую в подземелье, слегка контузило. Но любопытство разведчика взяло верх. Куда ведут эти ступеньки? Спустился. В нос ударил до тошноты знакомый запах лекарств. Солдат трижды залечивал раны в госпиталях. Эти «благовония» ни с чем не перепутаешь. Но путь преградила металлическая дверь.
- Эй, кто там? Выходи! Комм! Хенде хох! - Иван начал стучать прикладом по железу. Вскоре из-за двери появилась голова в офицерской фуражке, а затем и сам немецкий генерал в полной амуниции. За его спиной - еще такой же, только низкий и полный.
«Что с ними делать? - мелькнуло в голове солдата. - Самому бы не погибнуть, а тут еще этим жизнь сохранить надо. Вдруг чего важного командиру скажут».
Генералы покорно подняли дрожащие руки… Но в таком положении они вряд ли смогут ползти. Нужно сказать, чтоб они их опустили. Как назло, слова немецкие забылись. Вырвалось лишь: «Опустите хенде!»
Ползли не один десяток метров. Пистолеты у немецких офицеров были при себе. Но о побеге они и не помышляли. Лысенко перед дорогой, указав на кобуру, пригрозил им пальцем. Те наперебой стали твердить: «Найн! найн! Яволь! Яволь!».
Так в одиночку Лысенко и доставил пленных в штаб командира полка. В ходе допроса вражеских генералов выяснилось, что они - военные врачи и в том подземелье находятся около двух тысяч раненых солдат, а также что через госпиталь можно попасть в рейхстаг.
После допроса пленных потребовал к себе командир 150-й стрелковой дивизии генерал-майор Шатилов. Немецкие генералы, указывая на Лысенко, попросили, чтобы их сопроводил этот «приятный унтер».
«Воспоминания участника штурма Рейхстага Михаила Долженко». Газета «Совершенно секретно».«Картину, которая тогда открылась моему взору, я запомнил на всю жизнь. Королевская площадь перед Рейхстагом была усыпана трупами наших солдат, стонали раненые, до наступления темноты их было невозможно вытащить в безопасное место, из окон били снайперы. По разрушенному мосту пересёк реку Шпрее. Несколько бросков по открытому пространству, от убитого к убитому, так добрался до трансформаторной будки, где залегли наши солдаты. Kазалось, время остановилось. Ещё один рывок - и я нырнул в подвал Рейхстага, где нос к носу столкнулся с безоружными гитлеровцами. Поразительно, но, cловно пребывая в трансе, они не обращали на меня никакого внимания, никуда не убегали, не прятались, свободно ходили справлять нужду в оборудованные уборные, никто их не задерживал. В подвале Рейхстага находился немецкий госпиталь, там я разыскал командиров 1-го и 2-го батальонов, передал им пакет из штаба полка.
В госпитале обнаружили двух генералов, они сдались в плен, не оказывая сопротивления. Один из генералов являлся начальником Красного Креста Германии, второй - начальником госпиталей Берлина. И когда я доставил в Рейхстаг очередное боевое распоряжение, командир батальона майор Логвиненко прочитал его и давай матом крыть:
- Вот пусть сами приходят и забирают! Приказывают, чтобы ты доставил этих генералов в штаб дивизии.
Искали Гитлера, возможно, эти генералы обладали ценной информацией о его местонахождении. Cтою я перед Логвиненко и думаю: «Вот те на! Уже конец войны, а тут такое задание - днём, под пулями пeрeбежать по открытой местности от Рейхстага до реки Шпрее, перейти её ещё раз по разрушенному мосту, добраться до штаба дивизии, и всё это с двумя пожилыми немецкими генералами! Там такой ад творился. Посмотрел на меня комбат:
- Ладно, - говорит, - xватит свою судьбу испытывать, дождись темноты, а пока иди к разведчикам Сорокина, отдыхай.
Слава богу я не знал тогда, что за одного генерала давали Героя Советского Союза, а за двух и подавно! Михаил Иванович рассмеялся: «Опередил меня Иван Лысенко, замкомвзвода разведчиков. Вечером, я ещё спал, oн вызвался доставить генералов в штаб и получил Героя Советского Союза».
В самом Рейхстаге раненые были, естественно, два дня же бились:
Клочков И.Ф. «Мы штурмовали Рейхстаг».
"По приказанию командира 150-й дивизии генерал-майора В. М. Шатилова капитуляцию у гарнизона рейхстага принимал начальник штаба артиллерии дивизии подполковник А. П. Дерягин. Свыше трехсот вражеских солдат и офицеров беспрекословно сложили оружие. В подвале, где они укрывались, было обнаружено около двухсот убитых немцев. В госпитале, который находился там же, насчитывалось около пятисот раненых".
Еще одна загадка… Не много ли генералов мед.службы на кв.км. Берлина?
"Советские бойцы и пленный начальник медицинской службы полиции Берлина Карл Эмиль Вробель". На фоне Рейхстага.
![](https://fs3.fotoload.ru/f/0219/1550408375/1024x768/d8c697b13a.jpg)
Итак, что мы имеем по разрозненным воспоминаниям:
- В подвале Рейхстага находился немецкий госпиталь. После капитуляции там было 500 раненых.
- Второй госпиталь находился северо-западнее рейхстага и в нем находятся около двух тысяч раненых солдат, а также что через госпиталь можно попасть в рейхстаг.
- Это был подземный госпиталь - бункер
- Раненые лежат все вместе - и генералы, и офицеры, и солдаты
- В этом районе были взяты в плен ТРИ высших офицера медслужбы. В их ведении находилось медицинское обслуживание руководящей верхушки вермахта. Во как.
Интересные пироги с котятами госпиталя с генералами. Но кроме «Адлона» фоток нет или еще не публиковались. Всю эту массу раненых нужно было же эвакуировать оттуда? Про это нет ни слова нигде.
Загадка на загадке. Будем искать.