Apr 04, 2008 02:21
В классических изобразительных искусствах оправданием наготы служил миф.
На всякий случай напоминаю, что в дохристианскую эпоху (и в других культурах), нагота оправдания не искала: факт голости человека принимался без морального сопротивления.
С появлением фотографии и переносом всех навыков восприятия картинки на новое поле, вослед прочим эстетическим канонам и жупелам последовали и алиби наготы, главным среди которых была красота. Красота - одежка наготы.
К порно относилось не очень поддающееся эстетическому усилию - гениталии и все прямо с ними соотносящееся.
Цензура морали не могла обойтись без подмоги фигового листочка. Который, как быстро выяснилось, фотографии противопоказан в силу ее нагловатого лозунга "видеть все!"
Что могло оставаться приемлемым от наготы в фотографии?
Ответ: художественность!
То есть использование абсолютно (я подчеркиваю) непригодных ветхих эстетических принципов эпохи живых богов.
Непригодных по очень прозаической причине - на фотографии нет богов, есть только конкретные живые люди, индивиды и имяреки.
И если данный имярек наг, в него всегда можно ткнуть пальцем и сказать "гы!", а при случае и бросить камень.
Что может быть оправданием наготы в фотографии если она тут всегда - и только - порнография: рассказ о человеке бесстыдном.
Красота?
Помилуйте - это уже давно химера чистой воды. Мода диктует не каноны, а всего лишь апдейт гламура: ныне в моде то-то, а в следующем сезоне то-то; красота выпекаема при помощи звезд кино и подиума - быстро набивающий оскомину фастфуд.
Нагота в фотографии всегда и только порнография, и ничем другим быть не может.
И если мы несколько расширим представление о наготе - примерно до тех границ, которые были очевидны в традиционных обществах, и признаем, что ее синонимы-метафоры суть уязвимость, нищета и асоциальность, то вопрос об алиби фотографической наготы отпадает окончательно - его нет. Просто портрет Неизвестного Человека - Голое Лицо Анонима, как явление сугубо приватное, уже порнография. И все это прекрасно чувствуют - сеть забита масками-юпиками, а не лицами (о заведомо публичных фигурах, успевших обзавестись безукоризненым как смокинг от Баленсиаги алиби славы речи нет).
Единственным - не алиби, не оправданием, не прощением - но фундаментом наготы может быть только тот кто наг.
Человек. Личность. Та аура силы и чувства собственного достоинства, которая не прикроет его, а заставит поперхнутся тех, чей словарь состоит сплошь из "гы".
Этот человек расположен разом по обе стороны фотоаппарата - если только с этой стороны не вуайерист или папарацци, а с той - согласный на проплаченное "гы" онанистов.
Этот человек не бесстыден, а всего лишь наг - и не боится своей наготы, потому что любое "гы" ему нипочем.
Такого человека мы узнаем по лицу - о личности свидетельствует оно, а не гениталии.
Единственным фундаментом наготы может быть только портрет: тогда у фотографии есть шанс не быть порнографией.
Если лицо предъявляет ничтожество - получите порнографию.
Если нагой человек предъявляет очередной апдейт моды - получите рекламу шампуня, дезодорантов и приспособ для избавления от признаков шерстистости и форсирования признаков пушистости.
Ну, а ежели лица нет вовсе - тогда, простите, но это не человек, а вещь, штука - натюрморт; тогда и весь сыр-бор ни о чем...
Разве что тело его выдаст - оно ведь тоже очень уж приватно: шрамы, бородавки и родинки можно прополоть в фотошопе, но в таком случае, опять же, само понятие порнографии как вторжении в сферы сугубо приватные, здесь оказывается непричем.
Если вы не видите человека - его лица - а видите только сиськи и письки, и можете рассуждать только об "эстетике", тогда для вас все порнография: вы порнограф par exellence. Не только пожиратель порнушки, дрочер на эстетику, но и ее основной производитель и поставщик - Мастер Механизированного Онанизма.
фотография