ШОФАР И ЕГО ИСТОРИЯ

Sep 19, 2017 12:00



Осень - пора долгожданных праздников, веселых, радостных и, одновременно, очень духовных. Открывает сезон праздничных дней -  еврейский Новый год Рош а-Шана, за которым следует еще один важнейший день года - Йом Кипур. Эти два праздника кардинально отличаются друг от друга настроением, но также очень похожи по своему смыслу и духовному значению. В эти дни весь мир будто бы проходит перед Вс-шним, который оценивает наши поступки и наши мысли, взвешивает их во всем их многообразии и взаимосвязи, после чего для каждого подводится итог года, и обозначается линия нашей судьбы в новом наступающем году. В эти особые для каждого еврея дни необходимо оглянуться и проанализировать свои поступки и деяния за уходящий год, увидеть результаты своей работы, разобраться, достигнуты ли поставленные на год цели. А традиционный и обязательный в эти праздники «глас шофара» призывает открыть свои сердца и оказывает необычайно сильное воздействие на еврейскую душу. Услышать трубление шофара - величайшая мицва, что была дана нам в Торе, и каждый, кто хоть раз слышал это трубление может подтвердить - шофар имеет уникальное, отличное от других, звучание.



Что такое «шофар» и его смысл в еврейской традиции



Шофар - это один из древнейших духовых инструментов, который использовался главным образом как сигнальный инструмент для подачи военных сигналов, н также с его помощью оповещали о каком-либо важном событии. На сегодняшний день, звук шофара можно услышать во время осенних праздников, и его звучание осталось таким же, как и тысячи лет назад благодаря неотступному следованию традициям его изготовления, а также передачи из поколения в поколение особенностей извлекаемых из него звуков. Странным образом этот древний инструмент все еще будит души евреев всего мира, словно взывает к ним: «Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты! Проверьте ваши поступки, и вернитесь к тшуве, и вспомните вашего Творца!»

Традиционно, шофар изготавливается из рога кошерного парнокопытного животного, рога которого имеют витую форму, например, антилопы, газели или горного барана. Но есть одно строгое исключение. В Иерусалимском Талмуде сказано: «Все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда - шофаром». Этот запрет использования рога коровы для изготовления инструмента ассоциативно можно связать с грехом Золотого Тельца, и во всех общинах во все времена этот запрет ревностно соблюдается. Материал, назначение и использование шофара не менялся несколько тысячелетий, не зависимо от эпохи и месторасположения еврейской общины - настолько сильны были вера и традиции еврейского народа. Но форма, размеры и мелкие детали оформления этого духового инструмента все же менялись. По виду того или иного шофара даже можно узнать и понять самобытность и особые обычаи общины, которая его использовала.

Первый шофар

Многократное упоминание о шофаре мы встречаем в первую очередь в ТАНАХе - это самый часто используемый сигнальный и музыкальный инструмент того периода. Не удивительно, что именно он стал символом народного призыва к вниманию и духовному пробуждению. Родословная шофара берет свое начало еще из истории о жертвоприношении Авраамом своего сына - Ицхака.

«Придя на место, Авраам устроил жертвенник, Исаака положил на жертвенник поверх дров и уже занёс над ним нож, когда воззвал к нему глас с неба:

«Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня»



Вместо Ицхака в жертву был принесён баран, а поступок Авраама был высоко оценен Вс-шним. Используя в день Великого Суда для трубления и духовного очищения рог именно горного барана, мы словно напоминаем об этой заслуге Авраама перед Б-м. Именно шофар звучал у горы Синай во время дарования Торы народу Израиля. Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся совместно разрозненные колена Израиля.

Но почему именно звук шофара имеет такую силу влиять на души евреев, пробуждать их от повседневности и тревожить, напоминая о грехах и проступках, ведь куда милозвучнее звучат трубы, вылитые из металла? Причиной тому можно назвать природность звучания шофара - человек не способен повлиять на издаваемый рогом звук, какой бы обработке не предавался материал. Звук может стать чище, звучнее, но суть его с не изменится. Труба же, что выливается из металла человеком, может приобретать именно то звучание, которое задумает человек, но не вызовет душевного трепета и не оторвет от будничной суеты.

Виды и отличия шофара еврейских общин во всем мире

Традиции обработки рога для изготовления шофара по сей день в разных общинах сильно отличаются. В одних общинах считают, что рог необходимо оставлять практически нетронутым, не нарушая его природных форм. В других же принято сильно обрабатывать рог, разогревать его над огнем для придания нужной формы. Также инструмент иногда украшали всевозможными накладками из серебра и другого металла, на который наносилась разнообразная еврейская символика. Однако этот вид украшения инструмента не был распространен, так как во время нанесения надписей велика вероятность необратимого повреждения материала рога.



Форма, размер, звуки, издаваемые инструментами, могут подсказать, для кого они предназначаются, а также могут пролить свет на историю еврейской общины той или иной страны. К примеру, исторически сложилось так, что испанские евреи предпочитают прямые шофары.



Это имеет под собой серьезные религиозные причины. Долгое время евреи и их традиции преследовались на Пиренейском полуострове, под запретом было даже держать в руках шофар. Мужчины прятали музыкальные инструменты под верхней одеждой, засунув за пояс. Прямые шофары, скорее всего, было легче спрятать. Но не только марокканцы пользовались прямыми и сплющенными шофарами. Ими также пользовались и евреи Восточной Европы и сефарды, во времена преследований со стороны властей. Сефарды предпочитают полностью прямой шофар, повернутый вверх. Выпрямление шофара очень сложный процесс, требующий больших усилий, каждый второй шофар ломается, и поэтому шофары для сефардов более дорогие.



Польские евреи утверждают, что шофар должен издавать «рыдающий» звук: возможно, чтобы отразить страдания евреев Польши. Поэтому в польских общинах этот духовой инструмент изготавливался из более коротких рогов животных. Вообще, у ашкеназов принят шофар вначале прямой, а в конце изогнутый, что дает инструменту пронзительное «плачущее» звучание.



Наверное, самые необычные, эффектные и привлекающие к себе всеобщее внимание - это шофары йеменских евреев. Йеменцы были отрезаны на долгие годы от остальных еврейских общин, поэтому отличаются и формой шофаров. Йеменские евреи отдавали предпочтение большим, изготовленным из витых рогов антилопы-куду шофарам. У них глубокий, протяжный звук, напоминающий о баране, которого принес в жертву Авраам.  Но в большинстве случаев шофары производятся из кривого бараньего рога.



Йеменские евреи, исторически, делятся на две группы, их традиции изготовления шофаров в значительной степени отличаются. Одна группа следует традиции РАМБАМа, согласно которым надо трубить в шофар необработанный и не распрямленный.  Другая группа йеменских евреев жила уединенно, вдали от цивилизации, поэтому не имела возможности добыть бараньи рога и материалом для изготовления шофара им служили рога антилопы-куду, длинные и завивающиеся.



Традиционное звучание шофара к Рош а-Шана и Йом Кипуру

В связи со сложностью обработки и спецификой используемого материала, шофар способен издавать достаточно ограниченный спектр звуков, который и отличает его от большинства других духовых инструментов. Звучит шофар исключительно первым и вторым обертоном, составляющими собой квинту. В Торе упоминается также всего три вида трубления:

- «ткиа» - долгий протяжный звук, который начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности. Ткиа символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Б-гу. Финальное трубление называется «ткиа гдола» («большое трубление») и оно длится дольше на верхней ноте;

- «тру’а» - серия (не меньше девяти) отрывистых звуков на нижней ноте, оканчивающаяся на верхней. Эти короткие и резкие звуки, передают грусть и тоску;

- «шварим» - быстрое чередование нижней и верхней ноты - три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.

Относительно шварим мнения расходятся: некоторые авторитеты считают, что шварим - это ряд отдельных прерывистых звуков и завершающий протяжный звук ткиа; другие считают, что шварим должны быть заменены труа - более короткими дробными звуками; третье мнение заключается в том, что трубление должно состоять как из звуков шварим, так и из звуков труа, которым предшествует и которые завершает протяжный звук ткиа. По традиции трубление в синагоге производится в соответствии со всеми тремя мнениями.

Слушать звуки шофара - великая мицва, ведь его глас олицетворяет обращение еврейского народа к Вс-шнему. Трубные звуки этого древнейшего музыкального и сигнального инструмента - неотъемлемая часть дней трепета, наступающих после Рош а-Шана и продолжающихся до Йом Кипура. Они поразительно точно передают душевное состояние обращающегося к Вс-шнему человека, издавая то плачь и вздохи, то призывая к пробуждению души и возвращению к Б-гу.

Материал подготовила Симха Губинская

#jewish, евреи, История и культура

Previous post Next post
Up