В 1772 году Екатерина II‚ прусский король Фридрих II и наследник австрийского престола Иосиф II пришли к соглашению о разделе окраинных земель Польши. По этому договору к России отошла восточная часть Белоруссии - Могилевская и Полоцкая (впоследствии Витебская) губернии‚ к Австрии - Галиция‚ а к Пруссии - Померания и часть Познанской провинции. Таким образом на территории России оказались десятки тысяч евреев‚ разбросанных по городам и селам Белоруссии‚ которые неожиданно стали российскими подданными и вызывали удивление пришлых чиновников, впервые столкнувшихся с незнакомым народом, с его обычаями и образом жизни. “Вся Белоруссия кишит ими"‚ - отметила Екатерина в частном письме‚ но не было уже никакой возможности изгнать евреев из России на основании прежних законов. Cлишком велика была их роль в хозяйственной жизни‚ и выселение евреев подорвало бы экономику присоединенного края.
Царский манифест о присоединении Белоруссии к России торжественно зачитывали в церквах и заносили в городские книги. Он провозглашал‚ что все жители‚ "какого бы рода и звания ни были"‚ переходят в русское подданство и наравне с прежними подданными пользуются "всеми правами‚ вольностями и преимуществами... по всему пространству Империи Российской". Тот же манифест особо упомянул евреев и сохранил за ними прежние права‚ которыми они пользовались в Польше: свободу вероисповедания и право на собственность‚ - "ибо человеколюбие Ея Императорского Величества не позволяет их одних исключить из общей всем милости и будущего благосостояния под благословенною Ея державою".
Прежде всего власти позаботились о взимании налогов с новых подданных. Три группы населения подлежали подушному сбору податей: крестьяне‚ купцы и евреи. С крестьян брали по семь гривен‚ с купцов - рубль двадцать копеек‚ а с "жидов‚ - гласило распоряжение‚ - сбор положить также поголовный‚ по одному рублю с каждой души‚ и приписать их к кагалам". По примеру поляков русское правительство воспользовалось уже существовавшей формой еврейского общинного самоуправления - кагалом‚ чтобы обеспечить бесперебойное поступление налогов. Кагал собирал деньги со всех членов общины и вносил их в "провинциальную канцелярию". Никто не мог уклониться от уплаты своей доли: кагал выдавал членам общины особые паспорта‚ и переменить место жительства или отлучиться по делу нельзя было без разрешения кагала.
Для поощрения торговли и промышленности Екатерина II ввела разделение купцов‚ ремесленников и лиц прочих профессий на два разряда: владевшие капиталом до пятисот рублей назывались теперь мещанами‚ а владевшие капиталом сверх пятисот рублей назывались купцами первой‚ второй или третьей гильдии. Почти все евреи стали мещанами‚ и только малая их часть вошла в купеческое сословие. Купцы платили в магистраты и ратуши по одному проценту с "объявленного ими по совести капитала"‚ а евреи-мещане по-прежнему выплачивали подати кагалам - "с каждой души".
Попав в купеческое или мещанское сословие‚ евреи получили право избирать и быть избранными - совместно с прочими купцами и мещанами - в органы городского самоуправления. Россия оказалась первым государством в Европе‚ которое разрешило евреям участвовать в муниципальных выборах‚ однако это вызвало недовольство христианского населения и местных властей. В некоторых городах евреев не допустили к выборам в магистраты‚ а в других - при помощи всевозможных ухищрений - их избрали не в пропорциональных количествах. Кончилось тем‚ что им разрешили составлять в выборных органах не более одной трети от христиан‚ независимо от результатов голосования. В городах с преобладающим еврейским населением членами магистратов становились порой случайные люди‚ которые решали за евреев их коммерческие дела‚ не имея о них никакого понятия. Эти же самые люди большинством голосов проводили несправедливую раскладку городского налога‚ и евреи были бессильны что-либо изменить‚ потому что "не имели почти голоса в магистратах". Позднее литовские христиане убедили власти‚ что евреев нельзя допускать в общественные помещения‚ где развешаны иконы и стоят распятия‚ над которыми они "будут только посмеиваться"; их участие в выборных органах подорвет доверие народа к городскому самоуправлению‚ "послушание черни обратится в поругание"‚ - и евреев Литвы лишили избирательных прав.
В последние годы царствования Екатерины II еврейские купцы из Белоруссии появились в Смоленске и Москве и стали записыватся там в купечество. Они торговали качественными товарами германских фабрик‚ разносили их по домам и продавали по более низким ценам‚ чем местные торговцы. В 1790 году московские купцы пожаловались властям - в "интересах торговли"‚ а "отнюдь не из какого-либо к ним (евреям)‚ в рассуждении их религии‚ отвращения или ненависти". Купцы напомнили про старые порядки‚ когда евреев не впускали в Российское государство; дешевизну товаров объясняли тем‚ что это‚ скорее всего‚ контрабанда‚ "утайка пошлин", и предупреждали‚ что от конкуренции с ними торговле будет причинен "весьма чувствительный вред и помешательство"‚ а московские купцы разорятся.
По данным полиции в начале 1790 года еврейское население Москвы составляли сорок девять мужчин, восемь женщин и двенадцать детей. Тем не менее жалобу московских купцов рассматривал Государственный Совет и определил‚ что "не усматривается никакой пользы от допущения" еврейских купцов во внутренние губернии России. Решение Совета утвердила Екатерина II указом от 23 декабря 1791 года: "Евреи не имеют права записываться в купечество во внутренних российских городах и портах‚ а только дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии", а также на недавно завоеванных территориях, которые требовали заселения и освоения - в Новороссийском крае и в Таврической области (Крым и часть побережья Черного и Азовского морей).
Этот указ впервые узаконил для евреев право постоянного жительства и право на промыслы лишь в определенных губерниях Российской империи. С этого момента и ведет начало печально известная "черта постоянной еврейской оседлости"‚ хотя это выражение тогда еще не употреблялось.
Феликс Кандель