Впрочем, речь тут пойдет не столько о незнании языка, на сей раз армянского, сколько о банальном не владении человеческой речью теми, кто не умея понять простую фразу мнят себя "богословами". Вот выйди на улицу любого города любой страны, и спроси у любого прохожего на его любом родном языке: "Милый, а скажи ка мне, что значит по сущности?". И человек ответит: "Это тоже самое, что и по сути, т.е. по существу, на самом деле, в действительности". А если кто-то из этих прохожих засомневался бы в своих знаниях, то порекомендовал бы заглянуть в словарь. Казалось бы, что тут такого невероятного и сложного? Но ведь это все оказывается так просто, когда встречаешь в том прохожем обычного нормального человека. Но все не так легко и просто с сетевыми "богословами".
Нами всеми уважаемый Саргис, что считает себя разбирающимся в богословии ААЦ, уже очень долго по разным "богословским" темам парит на форуме Кураева головы двум и без того запаренным на всю голову "православным" фрикам - древнегреческому Шуре и армяноренегату Гаврасу. Он их уже многому научил. Научил он их тому, например, что по-армянски лицо - это ипостась, а ипостась - это лицо. Научил он их еще и тому, что ААЦ исповедует соединение двух ипостасей. И все это при том, что армянское богословие вообще не оперирует термином, который соответствовал бы греческой "ипостаси". Теперь Саргис, вот уже, наверное, пол года, пытается научить своих "православных" друзей еще одной важной истине, а именно, что ААЦ исповедует во Христе "одну природу по соединении, и две природы по сущности". Данную формулировку он вынес из книги "Христология Армянской Церкви" преосвященного Езника Петросяна, и она действительно верная:
"мек бнутюн - эст миутян, ев ерку бнутюн - эст эутян"
Казалось бы, молодец Саргис, учит мнимо православных фриков правильному пониманию действительно православной, святоотеческой христологии, которую содержит Армянская Церковь. Но в том то и проблема, что молодцом он только "казалось бы". Любой уже выше упомянутый прохожий понял бы написаное, и знал бы, что ААЦ учит об одной природе именно в соединении, но двум природам по сути, т.е. на самом деле. Но ведь когда дело доходит до "богословов" с Курайника, человеческая речь уходит в глубокое подсознание и на поверхность всплывает "высокое богословие", с его не менее "высокой терминологией". Как следствие, наша троца "великих богословов" восприняла слово "по существу / эст эутян" не как часть обычной человеческой речи, а как указание на богословский термин "сущность / эутюн"! Т.е. типа, "во Христе две природы по сущности". Ну вы поняли )))
И вот фрики "православные" возмущаются, мол это ересь неслыханная. Типа, "Какая такая сущность!?", "Разве отцы говорили в христологии о сущности!?", "Да и почему не написано по двум сущностям!?" и прочие фрик-возмущения ))))))))) А Саргис тужится им это как по-своему объяснить, делает свои предположения о том, как это сочетаются в одной формуле природы и сущности. Да все безрезультатно. Фрики не понимают )) Я не засекал сколько этот разговор у них длится, но уже очень долго за этим цирком наблюдаю, и все думаю, ну когда же они все мозги включат и воспримут фразу в нормальном человеческом смысле. Но понял, что не дождаться. А ведь посетители Курайника смотрят на это устроенное Саргисом представление и думают, что ААЦ действительно учит каким-то природам по сущностям. Чего доброго, в РПЦ возникнет еще один "православный" миф об Армянской Церкви.
Надеюсь, этот мой пост остановит ту нескончаемую словесную пургу на Курайнике. На всякий случай рекомендую нашим сетевым "богословам" хотя бы через Гугл убедиться в том, что армянское выражение "ըստ էության", так же как русское "по сущности" является расхожей фразой, означающей "по сути", "в реальности", "фактически", "строго говоря", "на поверку" и много еще чего другого. Вот я закинул запрос в Гугл, и какие выдало варианты:
Մեղադրողը կամ վերադաս դատախազն իրավունք չունի բողոքարկելու գործն ըստ էության լուծող դատական ակտը քաղաքացիական հայցի մասով, ...
«Ադրբեջանն, ըստ էության, վերացնում է հրադադարը».
Էկոնոմիկայի նախարարությունը, ըստ էության, ՎՊ-ի հաշվետվությանը չի առարկել.
«Ըստ էության, իրավիճակը ոչինչով չէր տարբերվում Մարտի 1-ից».
Մենք ոչ ենք ասում ըստ էության կեղծիքին, ոչ ենք ասում ...
И т.д...
Так что, господа "православные" фрики и их неправославный друг Саргис, прежде чем надевать на себя мантию богослова, читайте все глазами обычного нормального человека. В любом случае, если видите, что некая "богословская формула" в богословском смысле звучит коряво, подумайте, а не сказано ли это простым "бытовым" языком? Научитесь хотя бы иногда отключать в своем захламленном псевдобогословием мозгу эти замученные "богословские термины". И все у вас будет хорошо. Крепитесь! ;)