Я аморальный тип Я, наверно, не самый цивилизованный человек. Как и большинство моих сограждан (что, конечно, не снимает с меня личной ответственности). Однако мой взгляд свысока на проблему соблюдения т.н. авторских прав, как мне кажется, имеет основание, потому что в этой возне есть немало нюансов, а зачастую и откровенного шельмования, сводящие к нулю все вроде как справедливые претензии.
Во-первых. Первый и главный аргумент защитников авторского права - это то, что льву мяса не докладывают авторы не получают заслуженного вознаграждения за свой труд... Да, аргумент серьезный. Если бы не одно "но". По большей части вознаграждение получают вовсе не они, а "штамповщики": звукозаписывающие компании (как правило, правами на музыкальные произведения обладают именно они), издательства (аналогично) и хозяева/акционеры софтверных фирм (в лучшем случае писавшие программы еще в молодости). Для меня это выглядит как сбор платы за проезд через мост, притом, что собирает вовсе не тот человек (!) что строил. Я понимаю - это бизнес. Но нефиг трындеть не надо рассказывать, что недополучает АВТОР (записавший песню или построивший мост). Или работавшие на строительстве платных магистралей (и архитектор в т.ч.) получают процент от сборов? ;-)
Я не против платить авторам. Но только авторам. Посреднику же (хозяину звукозаписывающей компании, к примеру) - в разумных пределах. Потому как посредники нонче наглеют по-страшному. Потому как:
Во-вторых. Возьмем к примеру музыку. Когда компакт-диски массово появились у нас, в Москве на оптовом складе китайские диски стоили, если не ошибаюсь, 0.8 доллара. Это диск с накаткой, плюс коробка и 2 цветных вкладыша, а также плюс доставка из Китая, растаможка и наценка импортера. А почем продаются "фирменные" диски? Правильно. 10-15 баксов. Некислый подъем цены? И кто-то будет утверждать, что авторы получают хотя бы треть от этого? ;-) Такой подъем цены - откровенная наглость. Я еще могу понять западные реалии - для них это не настолько большие деньги. Но в наших условиях... Готов поспорить с кем угодно: если мелкософт снизит цену на винду раза в 3, то прибыль их возрастет многократно. Я первый пойду в магазин за лицензионной виндой (ох, сколько же я их уже наставил... лет на 300 отсидки наверно...) Потому как если продавец не наглеет, то никакого воровства у него не будет.
В третьих. Никто не задумывался откуда берутся пиратские диски? Это не домашняя нарезка - тут необходимо серьезное оборудование. Так вот. Все пиратские диски печатаются на легальных заводах, - тех же, которые выпускают и "фирменные" диски. Вопрос. Какого хрена лешего гоняют торговцев и покупателей? Это не просто нечестно, это подло.
Четвертое. Любому человеку, думающему о благе государства, должно быть ясно, что пресловутая прибыль не должна (!) быть препятствием для образования и культурного развития граждан. При совке за авторскими правами следили хорошо, и все рестораны отчисляли деньги за исполнение песен, но все это было совершенно прозрачно, ненавязчиво и никакого напряга не вызывало. Но как только безумная гонка за прибылью и мегадоходами дельцов-посредников вышла на первое место - мы получили: а) воровство (пиратство) и б) падение уровня качества. Воровство не могло не появиться, т.к. цена на "легальные продукты" вывела множество людей из разряда регулярных покупателей. Падение уровня качества тоже закономерно: в тираж идет только самое-самое популярное - попса, шансон и бесконечные дешевые детективы. Круг потребителей же высокого искусства резко сужается и, зачастую, резко вырастает в цене из-за эксклюзивности. Это полный идиотизм. Поддерживать эту систему - это все равно, что добровольно пойти на платные курсы деградации. Стать дебилом, да еще и заплатив за это деньги.
Пятое. Этот пункт касается программного обеспечения. Вы никогда не задумывались почему наши разработчики так ценятся на западе? Почему на работу в силиконовую долину можно ехать не зная английского? Почему отдел разработчиков Citizen весь говорит по-русски? Дело ведь не только и не столько во врожденной гениальности русских, и не в уровне нашего образования. Дело еще и в том, что все наши спецы выросли на пиратском софте. Как программист я утверждаю, что невозможно писать хорошие программы не поработав с разными средами разработки и не погоняв сотни-другой программ. Без этого голова не заводится. Прежде чем придумать один гениальный ход нужно пересмотреть множество других подходов к этой проблеме. Все попытки что-то начать с нуля обречены на провал, - ни одна удачная программа с нуля не создавалась.
Так вот, сколько же бабла нужно потратить отдельному программисту чтобы насмотреться и наиграться? - Это просто нереально. Чтобы купить все это нужно ОЧЕНЬ хорошо зарабатывать. А как заработать если ты еще ничего не умеешь? Есть, конечно, вариант - платные курсы. Только курсы не спасут. Это галопом-по-европам в плане мозгов дает столько же, сколько и курсы вождения - только некие азы безо всякого намека не то, что на профессиональность, - даже на просто сколько-нибудь приемлемый уровень...
Таким образом, поборники авторских прав в сфере ПО рискуют нарваться на пиррову победу. Ликвидировав пиратство они обрубят сук на котором сидят. Хорошие программы писать будет просто некому.
Особо в этом плане меня умиляют наши спецы, которые резко становятся законниками если что-то уводят у них. И особо повеселил начальник отдела разработки последнего интернет-эксплорера - бывший наш (на ленте-ру кажись высказывался). Как он распинался на предмет пиратства... Так и хотелось сказать - ты ж сука стал таким крутым спецом ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО благодаря левому софту! Есть у тебя совесть?..
ИТОГО. Исходя из описанного расклада я считаю, что пиратство как явление в целом морально оправдано. Ибо если система работает через жопу имеет такие серьезные конструктивные глюки, - без компенсатора (здесь - пиратства) она нежизнеспособна.