По поводу:
http://sergeylarin.livejournal.com/150319.html http://pavellspb.livejournal.com/29759.html Писание и святые отцы учат нас покаянию, смиренномудрию, любви к Богу и к ближнему.
Думаю, можно сказать: учат нас покаянию как началу христианской жизни, смиренномудрию как середине её, и любви Божией как концу её, который никогда не завершается.
Для достижения этого начала, этой середины, и этого конца Церковь предлагает много средств и пособий.
Для каждого человека свое пособие и свое средство - каждому человеку по его внутреннему устройству.
Но Господь будет помогать желающему спасения только в том случае, если желающий осознает свою греховность, свою немощь, и в этой немощи возопиет как бы в изначальном покаянии и смирении (от осознании своей греховности и немощи) ко Господу за помощью.
Это изначальное покаяние и смирение должны уже проходить через всю оставшуюся жизнь и, если проходят, то должны привести к состоянию истинного покаяния и смиренномудрия в меру, отпущенную Богом каждому верующему, что в свою очередь должно привести верующего (если дано вместить) к любви Божией.
То есть, каждому из нас дано в ту меру, которую отмерил нам Господь, и настолько, насколько каждый из нас захочет и сможет вместить.
И счастлив тот верующий, который своевременно узнает свою меру и приложит все усилия, чтобы в нее прийти, а это опять же достигается только при постоянном покаянии и смирении.
Мы видим из Предания Церкви, что если человеку дано Свыше, то он может превзойти в смиренномудрии даже самых славнейших из монахов (например: преп. Антоний Великий и сапожник; преп. Макарий Египетский и две замужние женщины).
А можно и монашестве стать великим аскетом и подвижником, а затем в одночасье пасть на долгое время (если не навсегда) от тщеславия, и стать хуже любого мирянина.
И еще возможно и такое: жил себе добропорядочный мирянин, и по прошествии времени, возгордившись от некоторых духовных успехов, и начитавшись книжек о подвигах монахов, возмечтал в себе, что и он может позволить себе эти подвиги.
Я думаю к этим-то людям (из мирян), которые в своем высокоумии и превозношении стремились осилить непосильные им подвиги, и писал свт. Игнатий Брянчанинов, что им не полезно читать книги о монашеском делании. А не ко всем подряд мирянам, как утверждают некоторые.
Как монах монаху рознь, так и мирянин мирянину рознь.
И любой смиренномудрый «сапожник» может быть славнее любого монаха-аскета, возносящегося от своих «великих» подвигов...
Вот, что пишет преп. Макарий Египетский после того, как Господь открыл ему смиренномудрие двух замужних женщин:
«Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись»
http://days.pravoslavie.ru/Life/life247.htm см. ч.2; ч.3; ч.4:
http://grgy.livejournal.com/295780.html http://grgy.livejournal.com/328017.html http://grgy.livejournal.com/347677.html