«Ибо нелегко убедить кого-либо изменить собственные взгляды и согласиться с иными; и, однако, может быть, с этими другими взглядами он мог бы согласиться и полюбить их, в случае, если бы он убежден был обратиться к ним прежде, чем начал философствовать; (он легко был бы убежден) потому что, если бы душа еще наперед ничем не была занята, она не внимала бы тем речам и не любила бы их и подобным же образом [как теперь борется] из-за них боролась бы с теми, которыми теперь обладает. В таком роде занимались философией наши превосходные, ученейшие и искуснейшие в исследовании эллины, когда каждый утверждал o том, с чем сначала встретился, побуждаемый некоторою силою, что оно одно истинно, и что, напротив, все прочее у других философов - обман и пустословие. Сам, не будучи в состоянии ни в чем обосновать свою точку зрения лучше, чем это сделано другими, каждый борется за свои собственные взгляды, чтобы вследствие принуждения или убеждения не оказаться в необходимости перейти к другой школе и изменить свои взгляды. При этом он не имеет, - если сказать правду, - никакого другого основания, кроме безотчётного влечения к названным философским учениям, и не имеет другого основания для оценки того, что считает истинным, - да не покажутся мои слова странными, - кроме неразборчивого случая. Каждый любит то, с чем он случайно встретился в начале, и, как бы связанный этим, уже не в состоянии внимать чему-либо иному»
Святитель Григорий Неокесарийский
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/blagodarstvennaya_rech_origenu=14 Подумалось: да, если человек приходит в Церковь не обременённый своими грехами, не утружденный своим бессилием (Матф.11:28-30), не осознав с плачем свою нищету (Матф.5:3,4), не сокрушившись и не смирившись (Иак.4:6), не раскаявшись и не уверовав всем сердцем в Евангелие (Мар.1:15), то он не сможет понять, что такое: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20); «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).
Да, не сможет, даже, если он крещен во младенчестве, даже, если он знает все догматы Церкви и всё богословие, даже, если он аскет и девственник.
В общем, «каждый любит то, с чем он случайно встретился в начале, и, как бы связанный этим, уже не в состоянии внимать чему-либо иному». И только Дух Христов освобождает нас от всех страстных привязанностей для жизни во Христе постоянным покаянием и верою в Его Евангелие.
В общем, и в Церкви всегда были и есть и «учёнейшие эллины» и «нищие духом». Только вот «нищих духом», думаю, было всегда меньше, а к концу времен, думаю, будет совсем мало (Лук.18:8).