«Слово дано всему разумному естеству для пользования им, и от него, как от разных неких яств, душа разную получает пользу и разное чувствует услаждение. Научное слово для нее есть, как педагог, нрав ее образующий; слово от чтения - как вода покойна, ее питающая; слово от деяния - как место злачно, ее утучняющее; слово от благодати - как чаша, упоявающая ее и веселящая (Пс.22:2,5); неизреченное же благодати радование - как елей, лице умащающий, веселящий и светлым делающий (Пс.103:15). Воистину, не только в себе, как жизнь, душа сие имеет, но и когда от других учащих слушает, чувствует то, коль скоро обоими ими руководствует любовь и вера, - когда один слушает с верою, а другой поучает с любовью, без надмения и тщеславия предлагая словеса о добродетелях. Тогда слово от учения душа приемлет, как педагога; слово от чтения, как питателя; слово от деяния, внутреннейшее, как невестоукрасителя сладчайшего; слово от Духа просветительное, как слово Жениха, сочетающего ее с собою и обвеселяющего».
Преподобный Григорий Синаит
http://predanie.ru/lib/html/67951.html Подумалось: да, о чем может говорить верующий, просвещенный благодатию Божиею по покаянию и вере в Евангелие, если он, движимый Духом Святым, пытается наставлять ближних своих, или он просто начинает делиться своими духовными переживаниями? Может ли он ругаться и спорить по разных богословским мнениям, или предлагать ради похвалы и для прославления какие-нибудь свои исследования и открытия по истории Церкви и патристике, или ошеломлять всех, надмеваясь закрытыми для других источниками информации по пикантным церковным делишкам, или требовать «крови» еретиков и раскольников, и тому подобное?
Думаю, нет, - такому верующему сама благодать Божия не позволит так делать, хотя ветхий наш человек, который до самой телесной смерти сосуществует даже и во святых, и требует своего - требует дел плоти (Гал.5:16-26).
А о чем же тогда будет говорить такой верующий, движимый Духом Святым, чтобы наставлять ближних, или, чтобы просто делиться своими духовными переживаниями? Во-первых, он будет говорить только с любовью, без «надмения и тщеславия». Во-вторых, он будет говорить, «предлагая словеса о добродетелях» и о средствах благодати, - о покаянии и вере в Евангелие и о таинствах Христовых, - которыми только и возможно обрести благодать, и, которою, в свою очередь, только и возможно истинно творить добродетели, суть которых выражена в Евангельских заповедях блаженств. Ну и, в-третьих, если такой верующий будет призван Богом отстаивать православные догматы и каноны, то он, силою Божиею, и это будет делать с любовью, без надмения и тщеславия. Иначе, и не может быть…
«Итак по плодам их узнаете их» (Матф.7:15-20).
см. ч.1; ч.2:
http://grgy.livejournal.com/298335.html http://grgy.livejournal.com/299072.html